Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные категории, виды и методы информационной войны




Информационные войны в политическом пространстве

 


Введение

 

С древнейших времен человек, который обладал информацией, мог совершать магические обряды, управлять людьми, имел больше шансов одержать победу в различных конфликтах и войнах, укреплялся во власти. Без полной информации о жизни и повадках животных охота делалась опасной для самих охотников. Без информации о численности войск противника, о его вооружении, без знания его слабых сторон невозможной была победа над его врагом. История знает множество примеров использования информации в войне и дипломатии. Главными разрушительными компонентами информационной войны являются дезинформация, агитация, пропаганда.

Современный мир, с его разнообразием телекоммуникационных вычислительных систем и психотехнологий координально изменил окружающее нас пространство. То, что было ранее отдельными информационными ручейками превратилось в сплошной поток. Информационная война стала пробираться на передние планы современной жизни. То, что в свое время было определенным нонсенсом, сейчас стало носить обыденный характер. Информационная война прошла довольно длительное становление в обществе и на сегодняшний день является неотъемлемым его «обитателем». Более того, понятие «информационная война» становится все более популярным. Сейчас оно употребляется не только в научных трудах, но так же и в художественных фильмах. Все чаще на кадрах кинопленки, страницах газет, порталах и сайтах интернета мы сталкиваемся с подтверждением и утверждением того, что наличие информационных атак и манипуляции сознанием существуют. С развитием средств массовой коммуникации, компьютерных технологий, информационных технологий и психотехнологий просветительская функция журналистики отходит на второй план, а ведущей становится пропагандистская или манипулятивная. Лидерами мнений в информационном обществе XXI века становятся владельцы транснациональных медиакорпораций, обеспечивающие моделирование выгодной им реальности в сознании аудитории. Печать, телевидение и радио полноправно занимают место стражей гласности. Посредством СМИ поведение народных масс направляется в нужное русло. СМИ играют ведущую роль в конструировании информационного поля конфликта.

Становление доминирующей роли информации во всех сферах жизнедеятельности человека, условия медийного шума, развитие Интернета, проблемы верификации данных в журналистских произведениях аудиторией дали возможность лидерам мнений использовать информационные потоки в своих собственных интересах, что привело к возникновению такого глобального явления, как «информационная война».

Теоретические аспекты информационной войны в настоящее время являются предметом пристального изучения со стороны российских и зарубежных ученых.

Актуальность исследований в области информационных войн, многогранность методов и форм этой работы в практическом и научном планах определяется тем, что сегодня любая страна мира нуждается в создании эффективной системы государственного противодействия операциям информационной войны. Не секрет, что в наше время многие государства рассматривают войну информационную как эффективный инструмент реализации внешней политики.

Информационная война позволяет оказывать интенсивное воздействие на различные процессы практически на всех уровнях государственного и общественного устройства в любой стране или регионе.

Совокупность проблем в данной области объясняется несоответствием между объективной потребностью в создании такой системы и низкой степенью готовности современного общества оказывать активное противостояние любым попыткам манипулирования общественным сознанием. Дело в том, что в массовом сознании граждан еще не совсем сформировалось понимание той угрозы, которую могут нести современные коммуникационные технологии при их скрытом информационном воздействии. Особенно если использовать их в политических целях. И все это позволяет констатировать актуальность изучения данного явления.

Объект исследования: Информационные войны современности.       

Предмет исследования: Информационные войны политической направленности.

Цель данной курсовой работы: Выявить основные закономерности современной информационной войны.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) Дать определение термину «информационная война».

2) Раскрыть ее основные категории.

)   Показать основные черты информационных войн.

)   Показать элементы информационных войн.

)   Рассмотреть цели информационной войны.

)   Выделить основные формы информационной войны.

)   Изучить информационное оружие, его виды и приоритеты.

)   Изучить методы информационной войны.

)   Рассмотреть актуальные тенденции в сфере ведения информационных войн.

) Показать специфику современной информационной войны на примере «казуса Эдварда Сноудена».

В ходе изучения используются такие методы научного исследования, как исторический, компаративистский, сравнительный, ивент анализ. Все это позволяет дать наиболее точную характеристику такому явлению, как информационная война.

 


Информационная война, понятие и сущность

Основные категории, виды и методы информационной войны

 

В условиях современного технического прогресса ключевую роль играет информация. «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Ее покупают, продают, обменивают, делят, похищают. Сегодня, в условиях информационного общества, информация является главным ресурсом, по поводу которого возникают противоречия, столкновения, конфликты. Кроме того, информация является мощным оружием в руках конфликтующих сторон. Конфликты информационного характера могут возникать на различных уровнях: от межличностных до межгосударственных. Крайней формой информационного противостояния является информационная война. Информационная война представляет собой не что иное, как явные и скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного результата. Информационная война представляет собой не только борьбу. Рассматривая понятие информационной войны, необходимо систематизировать и дать четкое определение следующим категориям: война, конфликт, вооруженный конфликт, информация, информационный ресурс, информационная безопасность. Определение базовых категорий в рамках исследуемой проблематики позволит провести комплексное исследование такого явления, как информационная война.

Война - это конфликт между различными политическими образованиями, происходящий в форме вооруженного противоборства, военных действий между их вооруженными силами. Главным средством в войне является армия. Военные авторы обычно определяют войну как вооружённый конфликт, в котором соперничающие группы обладают достаточно равными силами, чтобы сделать исход сражения неопределённым. Основная причина возникновения войн - это стремление политических сил использовать вооружённую борьбу для достижения различных внешних и внутриполитических целей. Войны делятся на мировые и локальные, на внешние и внутренние. Существуют так же такие понятия как, воздушная война, локальная война, ядерная война, колониальная война, малая война, холодная война, сетецентрическая война и, наконец, информационная война.

Конфликт-это столкновение противоположно направленных целей, позиций, интересов, мнений или взглядов людей. Конфликт - это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

В структуре конфликта выделяют:

·   объект (предмет спора);

·   субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);

·   условия протекания конфликта;

·   масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);

·   стратегии и тактики поведения сторон;

·   исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Так же конфликты подразделяют на различные уровни:

·   Межиндивидуальные конфликты;

·   Межгрупповые конфликты и их типы:

·   группы интересов;

·   группы этнонационального характера;

·   группы, объединенные общностью положения;

·   конфликты между ассоциациями;

·   внутри и межинституциональные конфликты;

·   конфликты между государственными образованиями;

·   конфликты между культурами или типами культур;

Вооруженный конфликт представляет собой действия по разрешению национально-этнических, религиозных и иных противоречий с применением средств вооруженного насилия, при которых государство не переходит в особое состояние, определяемое как война, и не вводит режим военного положения в стране или на части ее территории, а вооруженная борьба не выходит за пределы операционного направления. К вооруженным конфликтам относятся различные военные инциденты, военные акции и другие военные столкновения ограниченного масштаба с применением иррегулярных или регулярных вооруженных формирований. Особой формой вооруженного конфликта являются приграничные конфликты. Опасность вооруженных конфликтов заключается в том, что они могут превращаться в военные конфликты различной интенсивности и с применением различных видов оружия.

Вооружённый конфликт отличается от войны следующими признаками:

·   ограниченностью политических целей противоборствующих сторон;

·   выдвижением на первый план в качестве причинных факторов не коренных, а более частных противоречий между сторонами;

·   количественным и качественным ограничением пределов применения военной силы;

·   сравнительно небольшими территориальными масштабами противоборства;

·   сравнительно меньшей продолжительностью или пульсирующим характером противостояния.

Информация-это сведения о чем-либо, независимо от формы их представления. Но, как гласят источники, в настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. И с точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Информация существует в любом материальном объекте в виде многообразия его состояний и передается от объекта к объекту в процессе их взаимодействия. Любой материальный объект или процесс является первичным источником информации. Информация может храниться, передаваться и обрабатываться.

Информационные ресурсы - это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.д. Главной целью государственной политики любой страны должно являться организация благоприятных условий для создания информационных ресурсов.

Информационная безопасность - это защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры. Под безопасностью информации понимается такое ее состояние, при котором исключается возможность просмотра, изменения или уничтожения информации лицами, не имеющими на это права, а также утечки информации за счет побочных электромагнитных излучений и наводок, специальных устройств перехвата при передаче между объектами вычислительной техники.

Защита информации должна быть:

·   централизованной: необходимо иметь в виду, что процесс управления всегда централизован, в то время как структура системы, реализующей этот процесс, должна соответствовать структуре защищаемого объекта;

·   плановой: планирование осуществляется для создания взаимодействия всех подразделений организаций в интересах реализации принятой политики безопасности. Каждая служба, отдел, направление разрабатывают детальные планы защиты информации в сфере своей компетенции с учетом общей цели организации;

·   конкретной и целенаправленной: защите подлежат абсолютно конкретные информационные ресурсы, представляющие интерес для конкурентов;

·   активной: защищать информацию необходимо с достаточной степенью настойчивости и целеустремленности. Это требование предполагает наличие в составе системы информационной безопасности средств прогнозирования, экспертных систем и других инструментов, позволяющих реализовать наряду с принципом «обнаружить и устранить» принцип «предвидеть и предотвратить»;

·   надежной и универсальной, охватывать весь технологический комплекс информационной деятельности объекта: методы и средства защиты должны надежно перекрывать все возможные каналы утечки информации и противодействовать способам несанкционированного доступа независимо от формы представления информации, языка ее выражения и вида носителя, на котором она закреплена;

·   нестандартной, разнообразной по используемым средствам;

·   открытой для изменения и дополнения мер обеспечения безопасности информации;

·   экономически эффективной: затраты на систему защиты не должны превышать размеры возможного ущерба;

Появление информационных войн относят к концу XX - началу XXI веков. Данный процесс характеризуют как новый вид войны, при которой победа достигается не за счет уничтожение вооружения и самой живой силы соперника, а за счет различного вида воздействий на живую силу, приводя ее в недееспособное состояние. Ученые-историки находят несколько причин появления информационных войн. Во-первых, это начавшееся с середины XX века бурное развитие средств вычислительной техники, коммуникации и связи, что в итоге привело к возрастанию значения информации как одного из основных ресурсов человеческого общества, по своей эффективности намного превосходящего материальные и другие виды ресурсов. Во-вторых, успехи в области изучения мозга и группового поведения людей позволили понять пути и средства психофизического воздействия на людей в «нужных» направлениях, и, наконец, в-третьих, научно-технические достижения позволили разработать соответствующие физико-химические средства, используемые в информационной войне вместо традиционных видов оружия. Угроза информационной войны привела к необходимости больше внимания уделять информационной безопасности, которая выходит на первое место среди других проблем безопасности (безопасность жизнедеятельности, безопасность производства и транспорта, охрана государственных и коммерческих секретов, экологическая безопасность, безопасность при техногенных и природных катастрофах и др.).

Важность проблем информационных войн и информационной безопасности потребовала создания соответствующих кафедр практически во всех ВУЗах, а в государственных и коммерческих организациях - служб безопасности. Остро ощущается дефицит соответствующей научной литературы и учебных пособий. Хотелось бы рассмотреть актуальность проблемы повышения информационной безопасности. XXI век - это век информации. Мы живем в информационном обществе. И любое высокоразвитое государство выделяет актуальность проблемы информационной безопасности как неотъемлемую составляющую информационной безопасности. Стратегические преимущества государства зависят от его информационных возможностей. К примеру можно отнести итоги «холодной войны». СССР потерпел поражение в информационном противоборстве. Военно-политическое руководство СССР недооценило информационный фактор, не обеспечило своевременное развитие эффективных технологий ведения информационного противоборства, что и явилось основной причиной подрыва информационной безопасности страны, понимаемой ныне как защищенность информационной среды личности, общества, государства от преднамеренных и непреднамеренных угроз и воздействий.

В связи с глобальной информатизацией современного общества резко повысились требования к качеству информации, в частности к ее достоверности. Улучшая качество информации, можно повысить ее достоверность. Ухудшая и тем более искажая передаваемую информацию, можно заведомо снизить не только ее достоверность, но и преднамеренно дезинформировать потребителей информации. Таким образом, вмешиваясь в регулирование информационных потоков, в процесс их обработки и управления, можно влиять на те или иные события. При этом необходимо подчеркнуть глобальность информационных воздействий в различных сферах деятельности. Это касается не только известных технических приемов воздействий на компьютерные сети, каналы получения и обработки информации, на центры управления и наведения, глобальные военно-космические информационные системы, но и разрабатываемых методов информационных воздействий на человека и общество, в целом на информационную сферу государства. Особо наглядно подобное воздействие проявилось при организации поэтапного военного вмешательства США в урегулирование конфликта между Саудовской Аравией и Ираком. На первом этапе США, опираясь на глобальную информационную сеть, сумели в кратчайший срок показать агрессивность Ирака, грубо попирающего международные соглашения, и тем самым привлечь на свою сторону значительную часть мирового сообщества. На втором этапе мощным информационным воздействием через быстро наращиваемую сеть СМИ региона американские силы информационной обработки населения настроили весь исламский мир против Ирака, создав тем самым благоприятную обстановку для вторжения. Еще большее развитие информационные формы воздействия получили в войне с Югославией. Повторив первый и второй этап информационной обработки населения региона, грубо проигнорировав требование России о вынесении вопроса о вооруженном вторжении на уровень ООН, США, договорившись только со своими союзниками по НАТО, приступили к третьей фазе информационного воздействия, гораздо более изощренной и жестокой, по сравнению с Ираком. Для подавления информационной сферы Югославии США впервые массировано применили ракетное оружие с высокоточным наведением по космическим каналам управления. Здесь были применены и другие технические «новинки» типа «графитовых» авиабомб для обесточивания всей инфраструктуры Югославии, разгром телецентров, радиостанций, информационный «подогрев» национальной вражды между сербами и албанцами и т.д. История последних десятилетий показала, что оказывается возможным разгромить мощное государство, его экономику, его военно-промышленный комплекс, все его важнейшие структуры вообще без применения военной силы (Советский Союз). Того же самого можно добиться и с применением военной силы, но принципиально с иным подходом, чем ранее (Ирак, Югославия). Те же цели можно достичь и с помощью так называемого квазиоружия, в качестве которого выступает информационное воздействие, экономическая блокада, ликвидация валютной поддержки и т.п. (Вьетнам, Куба, Иран и десятки стран, на которые США и их союзники оказывают информационное и материальное давление). На сегодняшний день, ученые утверждают, что информационное оружие намного эффективнее прочих военных снаряжений. И что немаловажно, оно менее затратное. Актуальность проблемы повышения информационной безопасности обусловлена тем, что она затрагивает все более или менее значимые системы и комплексы военного, военно-промышленного и государственного назначения. Появляются все новые средства и методы информационной борьбы.

Основные черты информационных войн:

·   Oбъeктом являeтся как массовоe, так и индивидуальноe сознание;

·   Информационноe воздействие можeт осуществляться как на фонe; информационного шума, так и в условиях информационного вакуума;

·   Навязывание своих идей - это то, что делает информационную войну именно войной и отличает её от обычной рекламы;

·   Любые средства передачи информации могут являться средствами введения информационной войны - от СМИ до почты и сплетен;

·   Информационное воздействие содержит искажение фактов или навязывает подвергающееся ему эмоциональное восприятие, выгодное воздействующей стороне;

Элементами информационной войны являются:

·   психологические операции - использование информации для воздействия на аргументацию солдат врага;

·   электронная война - не позволяет врагу получить точную информацию;

·   дезинформация - предоставляет врагу ложную информацию о наших силах и намерениях;

·   физическое разрушение - может быть частью информационной войны, если имеет целью воздействие на элементы информационных систем;

·   меры безопасности - стремятся избежать того, чтобы враг узнал о наших возможностях и намерениях;

·   прямые информационные атаки - прямое искажение информации без видимого изменения сущности, в которой она находится.

Существуют три цели информационной войны. К ним относится:

·   контролирование информационного пространства, чтобы мы могли использовать его, защищая при этом наши военные информационные функции от вражеских действий (контринформация);

·   использование контроля информации для ведения информационных атак на врага;

·   повышение общей эффективности вооруженных сил с помощью повсеместного использования военных информационных функций.

Выделяют 7 форм информационной войны:

·   Командно - управленческая - направлена на каналы связи между командованием и подчинёнными с целью лишить последних управления и координации сверху;

·   Разведывательная-заключается в сборе и защите военно - значимой информации;

·   Психологическая - информационная обработка населения - «промывка мозгов»;

·   Хакерская - определённые действия, которые приводят к сбоям в работе связи. Оружием в данном виде войны выступают компьютерные вирусы;

·   Экономическая - информационная блокада и информационный империализм, где под блокадой подразумевается, прежде всего, перекрытие каналов коммерции;

·   Электронная - выведение из строя электронных средств связи: компьютерных сетей, сотовых вышек, радиоузлов и т.д.;

·   Кибервойна - в отличие от хакерской войны конечной целью является захват информации.

Самой масштабной и опасной по праву считается психологическая. Она способна охватывать большие аудитории. Для того, чтобы информационное воздействие оказалось эффективным необходимо частичное присутствие правды. На всем этом фоне могут присутствовать и частички лжи. Одним из самых эффективных методов принято считать создание на основе истинных фактов ложной информационной структуры. Существует даже такое понятие как политический миф. И они могут оказывать огромное влияние на общественное сознание вплоть до изменения отношения к определенной проблеме.

Существует так же косвенная и прямая информационная атака. Они позволяют оказывать воздействие на информационные функции врага. Косвенная и прямая атаки добиваются одного и того же результата, но разными способами.

Думая о войне, мы видим перед собой картину хаоса. Война объединяет в себе такие понятия как сражение, армия, орудие. Говоря об орудии, как о средстве борьбы, мы представляем себе разное. Так что же мы представим себе, затрагивая тему информационной войны, ведь у нее тоже есть свое оружие. Информационное оружие - это совокупность информационных технологий, способов и средств информационного воздействия, предназначенных для ведения информационной войны. К информационному относится оружие, наиболее эффективно решающее задачи информационной войны, основной задачей которой является достижение информационного превосходства. Информационное оружие - это способы и средства информационного воздействия на технику и людей с целью решения задач воздействующей стороны. Существует классификация информационного оружия. Его подразделяют на шесть видов:

·   средства высокоточного место определения оборудования, излучающего в электромагнитном спектре, и его огневого поражения;

·   средства воздействия на компоненты радиоэлектронного оборудования;

·   средства воздействия на программный ресурс электронных управляющих модулей;

·   средства воздействия на процесс передачи информации;

·   средства пропаганды и дезинформации;

·   психотропное оружие.

К первому типу недостаточно отнести только средства высокоточного местоопределения оборудования, излучающего в электромагнитном спектре. Сюда следует добавить вообще все средства разведки (включая оптические, телевизионные, инфракрасные и др.), средства управления войсками и оружием, системы связи и навигации. В.Ф. Прокофьев предлагает свой вариант классификации информационного оружия, исходя из того, что в соответствие с видами информационной борьбы оно подразделяется на два основных вида: информационно-техническое и информационно-психологическое. Главными объектами информационного оружия первого вида является техника, второго - люди.

Основным методом ведения информационной войны является выброс дезинформации. Благодаря этому можно помешать противнику, сбить его с толку и даже вовсе переманить его на свою сторону.

Если посмотреть на жизнь социума на исторически длительных интервалах времени, можно увидеть, что существуют средства воздействия на общество, осмысленное применение которых позволяет управлять его жизнью и смертью. Речь идёт о приоритетах (уровнях значимости) противоборства двух различных систем.

Приоритетные направления ведения информационной войны - это различные способы ведения агрессии, войны с целью овладения людскими, природными, энергетическими и другими ресурсами какой-либо страны. Номер приоритета отражает мощь, значимость каждого из видов оружия. 6, 5 и 4 приоритеты - это материальное оружие, а 3, 2, и 1 - это информационное оружие. 6 приоритет самый низкий, а 1 приоритет самый высокий Приоритеты 1, 2 являются высшими приоритетами.

приоритет - методологический.

приоритет - хронологический.

приоритет - фактологический.

приоритет - экономический.

приоритет - оружие геноцида.

приоритет - военное оружие.

Оружие 6-го приоритета. Одна страна может быть завоёвана другой непосредственно силой оружия. Если сейчас в Москве, например, на перекрёстках улиц поставить патрули «фрицев» в касках и с автоматами, тогда все поймут, что они живут в оккупированной неприятелем стране. Именно так и воспринимает обыденное сознание людей понятие «оккупация». С помощью автоматов, танков и самолетов ведутся «горячие» войны.

Оружие 5-го приоритета. Но когда-то «древние экстремисты» поняли, что, как быстро завоевал другую страну на 6 приоритете, также быстро можешь получить и ответ. При этом есть возможность погибнуть самому. Кроме этого оказалось, что рабы в завоеванной на 6 приоритете стране работают плохо, без «энтузиазма». Поэтому «экстремисты древности» стали совершенствовать способы агрессии, не меняя при этом своих целей - захват ресурсов других стран. Так было «изобретено» оружие геноцида. Если удалось «посадить на иглу» вождя соседнего племени - делай с ним, что хочешь. За «укол наркотика» он будет издавать любые указы своим соплеменникам. А можно и вообще всё племя споить вином, чтобы потом всех голыми руками вырезать. Такая «стратегическая операция» была проделана над индейцами Америки.

Оружие 4-го приоритета. С «иглы» вождь может «соскочить», а из «запоя» - «выйти». Может и умереть от передозировки. Тогда агрессору надо возиться с новым вождём. А ведь можно и так - дал в долг «вождю» сегодня, а расплачиваться за этот долг будут дети и внуки «вождя» ресурсами своей страны, своего народа. И никакого кровопролития! Всё вполне «культурно». Поэтому такую агрессию стали называть «культурное сотрудничество». С «иглы» сорваться можно, а вот долг отдать - бесполезно, потому что кредитно-финансовая система «древними экстремистами» устроена так, что «не сорвёшься». Основой её является ростовщический ссудный процент. Это - экономическое оружие. Оно даёт ещё более устойчивые результаты во времени.

Оружие 3-го приоритета. Чтобы народ не разобрался, что с ним делают на 6, 5, и 4 приоритетах «древние экстремисты» создали различные идеологии. С их помощью идёт обработка сознания людей, их оболванивание. В древности «экстремисты» приспособили веру людей в Бога для своих интересов - таким инструментом стали религиозные культы, ритуалы. Затем появились «светские идеологии», равно как и «отсутствие идеологии» - это тоже идеология. Всех граждан поделили на множество партий и религиозных конфессий, стравливая друг с другом. Так реализуется принцип управления «Разделяй и властвуй». Всё это каждый из нас испытывает на себе. «Всем надо покаяться за грехи предков, иначе не спасёшься… молись и кайся…», «деньги делают деньги», «вино в малых количествах очень полезно», «марихуана не наркотик», «кто курит Мальборо - тот ковбой и герой» и т.д. и т.п. Это всё - идеологическое оружие или деструктивная информация идеологического характера.

Оружие 2-го приоритета. Это - информация хронологического, исторического (летописного) характера. Тот, кто создаёт исторические мифы, «переписывает учебники нашей истории», тот управляет миллионами людей на протяжении столетий. На базе этих мифов создаются идеологии и религиозные культы.

Оружие 1-го приоритета. Это - информация методологического характера, которая позволяет различать процессы (т.е. отличать, видеть разницу между ними и понимать то, что происходит на самом деле), протекающие в мироздании, видеть «общий ход вещей» и «…выводить из оного глубокие предположения, часто оправдываемые временем…» (А.С. Пушкин). То есть, говоря военным языком, «правильно оценивать обстановку и принимать правильные решения». Соответственно, кто не владеет этим, тот не может «правильно оценивать» и «правильно принимать решения».

Трудно представить себе сражение без тактики. Поэтому обратимся к методам ведения информационных войн. Как правило, в информационных войнах, основным методом является дезинформация, когда информацию предоставляют ложно для получения из этого определенной выгоды и нанося урон сопернику. Одним из ярчайших примеров этого метода будет являться деятельность Йозефа Геббельса, рейхсминистра народного просвещения и пропаганды гитлеровской Германии. Он оказал воздействие на изменение общественного сознание. Геббельс говорил, что «пропаганда является «воистину грозным» оружием в руках знатока». Выступал с циничными демагогическими речами против евреев и левых политиков.

Основные методы ведения информационных войн:

·   Использование авторитетов. Метод состоит в использовании авторитетных, известных для целевой аудитории людей или групп. В качестве таких групп влияния могут выступать известные политические деятели, деятели культуры, известные актеры, руководители предприятий, преподаватели высших и средних учебных заведений;

·   В ходе президентской избирательной кампании Б.Н. Ельцина в 1996 году в качестве доверенных лиц были привлечены многие известные артисты, актеры, деятели культуры. Аналогично, в ходе избирательной кампании Б. Клинтона в 1992 г. в его поддержку выступили известная певица Барбара Страйзайд, а известный киноактер Арнольд Шварцнеггер выступал в поддержку его конкурента Джорджа Буша;

·   Утвердительные заявления. Метод состоит в распространении различных утверждений, которые представлены в качестве факта, при этом подразумевается, что эти заявления самоочевидны и не требуют доказательств. Эти утверждения могут быть как достоверными, так и нет;

·   Победившая сторона. В данном методе эксплуатируется желание людей быть на стороне победителя, аудитория убеждается в необходимости действовать так, чтобы оказаться «на выигравшей стороне», быть «как все»;

·   Принуждающая пропаганда. Данный тип воздействия использует слова и выражения, имеющие принуждающий характер. Например, в избирательных кампаниях часто используются листовки с лозунгом: «Голосуй за N» и «Выбери N»;

·   Использование ценностных слов. Метод состоит в использовании эмоционально интенсивных слов, которые тесно связаны с основными ценностями, мнениями общества и являются убедительными без дополнительной информации и связывании их с необходимыми идеями или людьми;

·   Неопределенные выражения. Метод имеет много общего с методом «использования ценностных слов», но основан на использовании выражений с не уточненным смыслом. Аудитории предлагается возможность искать собственные интерпретации. Например, в избирательных кампаниях нередко встречаются лозунги «Я добьюсь правды», которые, несмотря на неясный, лишенный «конкретики» смысл в ряде случаев воспринимаются электоратом положительно;

·   Перенос положительного образа. Суть метода состоит в проекции позитивных качеств человека (авторитет, поддержка, престиж) или какого-либо объекта, предмета или моральных ценностей (индивидуальной, групповой, внутриорганизационной, национальной и т.д.) на другого человека или группу. Например, во время президентской избирательной кампании во Франции 1965 г. «избирательная команда» кандидата Жана Леканюэ создавала ему имидж «французского Кеннеди», перенося положительный образ Кеннеди на кандидата. В частности, для этого использовались плакаты с изображением кандидата и надписью «Завтра … Жан Леканюэ … новый человек … Франция в движении». «Такой же как все, как мы». Метод состоит в том, чтобы увеличить доверие той или иной аудиторией, обеспечивая идентификацию того или иного человека или группу с этой аудиторией;

·   Наименьшее зло. Суть метода состоит в «мягком» признании того, что определенное лицо или курс является неприятный, но любой другой приведет к результатам намного худшим. Эта тема была одной из основных в избирательно кампании Президента РФ Б.Н. Ельцина в 1996 году;

·   Упрощение проблемы. Многим людям не доставляет удовольствия долго разбираться в той или иной проблеме, а намного удобнее получить простой ответ на свои вопросы, с другой стороны многим непрофессионалам приятно услышать что, например, «юриспруденция это просто опыт каждого человека запутанный применением хитрых слов», а «современное искусство - просто чепуха», таким образом, люди потворствуют своему чувству превосходства и опасению признать, что эти области находятся вне их понимания. Суть метода «упрощения» состоит в использовании этих психологических особенностей человека. Сложные социальные, политические, экономические или военные проблемы сводятся к простым интерпретациям. Например, в президентской избирательной кампании «избирательная команда» В.В. Жириновского использовала серию телевизионных роликов, в которых лидер ЛДПР «популярно» объяснял причину экономических проблем России;

·   Общественное неодобрение. Используется для создания иллюзии неодобрения тех или иных действий со стороны общественного мнения. Основная задача метода - создание негативного образа того кандидата или группы. Часто реализуется путем подбора различных высказываний «групп влияния», «представителей» различных слоев населения, различных социологических опросов и т.д.;

·   Неопределенные выражения и намеки, несущие негативную окраску. При использовании данного метода аудитории предлагается возможность самой находить собственные интерпретации. Используется против отдельных людей, групп, идей и эксплуатирует общественные стереотипы и латентные подозрения. Часто используется в форме следующих намеков: «Ну, вы понимаете, на что обычно живут такие чиновники как N»;

·   Перенос неодобрения и негативного образа. Метод «переноса неодобрения» состоит в создании неодобрения тех или иных персон, действий или идей через демонстрацию тех групп, которые одобряют данные идеи или действия, поддерживают эти персоны, но относятся к числу имеющих низкое доверие, тех, которых боятся, ненавидят или презирают и др. Если группа, поддерживающая оп<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...