Актуальные тенденции в сфере ведения информационных войн
Информация перестает быть дополнительным инструментарием, а приобретает самостоятельную силу. Информационные войны заняли новое место не только в военной, но и в мирной жизни. Ведь любая избирательная кампания, особенно президентская, постепенно доходит до такого состояния, что перестает быть политической кампанией, превращаясь в информационную войну, которая имеет единственную цель: уничтожить своего оппонента, хотя и не в физическом смысле. Путь, который прошли информационные войны в своем развитии за последние двадцать лет, можно сформулировать так: · Постепенная замена технических аспектов гуманитарными; · Углубление гуманитарного аспекта до когнитивного измерения, что выражается также в соответствующей замене целей атаки; · Развитие кибервойны, параллельно с усилением электронной составляющей, от которой теперь зависит все. Дж. Аркилла выделяет следующие виды сегодняшних проблем в этой сфере: · Развитие информационной сферы и ее взаимодействие с военной; · Все большая сила сетевых организаций; · Мультимедийная суть информационных операций. В целом следует признать, что информационные войны стали приметой современности по многим причинам, среди которых: · Возрастание роли информационного компонента через вхождение в информационный этап развития общества; · То, что военные проекты лучше финансируются; · Эти методы скрыто применяются и на внутреннем «фронте». Поэтому следующим шагом в развитии этой сферы становится разработка собственных вариантов стратегии и тактики, а не повторение стратегии и тактики то ли военных, когда речь идет о внешних войны, то ли политиков, если речь идет о внутренних войнах.
Нравственная сила становится объектом изучения для военных. Подробно рассматриваются условия, которые делают войну справедливой. То есть делегитимизация существует не только в поле цветных революций, она становится угрозой и для военных. Сегодня не могут вестись войны на уничтожение, поскольку граждане демократических стран их не воспринимают. Например, подобная французская война в Алжире привела к изменению трех правительств. Атакующим информационным оружием сегодня можно назвать: • компьютерные вирусы, способные размножаться, внедряться в программы, передаваться по линиям связи, сетям передачи данных, выводить из строя системы управления и т.п.; • логические бомбы - программные закладные устройства, которые заранее внедряются в информационно-управляющие центры военной или гражданской инфраструктуры, чтобы по сигналу или в установленное время привести их в действие; • средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях, фальсификации информации в каналах государственного и военного управления; • средства нейтрализации тестовых программ; • различного рода ошибки, сознательно вводимые противником в программное обеспечение объекта. Теперь в университетах исследуют феномен нравственности на более объективной, чем это делалось ранее, базе. К. Грей считает, что люди воспринимают тех, кто делает добро или зло, как более сильных. И в результате те действительно становятся физически сильнее. Грей называет это моральной трансформацией. Работа с населением требует перехода от информационных операций к операциям влияния, поскольку задачей становится скорее изменение всей картины мира, чем отдельной ее точки. Информационная среда рассматривается как комплексная система, от которой зависит успех военных операций. Это - принципиально новый тип информационной работы, который напоминает холодную войну. Аркилла так и пишет, что «холодная война - это информационный конфликт». Он называет ее экспериментом, в ходе которого оценивались отношения между информацией и национальной силой.
В качестве одной из таких программ по воздействию на другие страны Аркилла называет открытие закрытых обществ. В качестве примера он называет Кубу. Если обычный американской подход базировался на давление извне, речь идет о либерализации страны изнутри. В целом он подчеркивает три последствия вхождения информации как нового инструментария: · Информация изменяет традиционные политическую, экономическую и военную сферы; · Возникает новая отрасль информационной стратегии; · Стратегия открытости изменяется стратегией открытости, которая охраняется. В целом можно сделать следующий вывод: информация постепенно перестает быть дополнительным инструментарием. Она приобретает самостоятельную силу. И именно это требует пересмотра возможностей ее применения. Информационная атака проходит незаметно для атакуемого, но осуществляется перманентно. Она не наносит явных физических и психических повреждений в момент воздействия, но трансформирует сознание людей, побуждает их действовать против своих интересов и интересов государства. В информационной войне отсутствуют видимые разрушения, что блокирует чувство тревоги, опасности, самосохранения. Превращение информационных войн в атрибут повседневности - важнейшая тенденция данного феномена. С бурным развитием информационных технологий они ведутся не только на межгосударственном, но и внутригосударственном уровнях. Используя неполную или искаженную информацию, а также дезинформацию, подрываются репутации, выдвигаются обвинения, открываются судебные дела, банкротятся предприятия, осуществляются политические отставки и гонения и т.д. Масштаб этого явления достиг огромных размеров. Одна из тенденций эскалации информационно-психологических войн связана с неуклонным ростом противоречивости воздействия информации на общество и личность, а также повышением общественной опасности, возникающей в связи с появлением инновационных информационных технологий, более совершенных технических устройств и средств.
Например, сегодня специалисты обсуждают возможность применения технического новшества - визуальную поисковую машину TinEye, разработку канадской компании Idee. Система может находить оригиналы даже по измененным в графическом редакторе изображениям, что может быть использовано для повышения эффективности воздействия информационных атак. Безусловно, создание мощных информационных ресурсов, развитие информационных сетей, повышение уровня информатизации общества способствуют развитию социальных инноваций, формированию более эффективных форм взаимодействия власти и общества, расширению возможностей для конвенционального участия граждан в политическом процессе. Однако неконтролируемая информация может использоваться (и используется) не только в созидательных, но и разрушительных целях: для пропаганды насилия, агрессии, человеконенавистнической морали, порнографии, манипулирования общественным сознанием и т.п. Поэтому параллельно с процессом технического и технологического совершенствования информационных средств должно происходить повсеместное укрепление духовно-нравственных основ личности и общества. Австрийский психоаналитик Э. Фромм, характеризуя духовное развитие личности, справедливо отметил: «Если личность не добилась успеха, объединяя свои усилия в достижении высшего Я, то направляет их на низшие цели…» Важная тенденция современной психологической войны - расширение социальных причин, появление разнообразных поводов, «облегчающих», если так можно сказать, проведение противником информационных операций и атак, что создает для спецслужб дополнительные трудности по их выявлению и пресечению. Среди таких причин следует назвать: · обострение межнациональных и межконфессиональных конфликтов; · активизация националистических настроений экстремистского характера; · деятельность террористических организаций; · усиление регионального сепаратизма; · идейно-политические конфронтации политических сил;
· коррупция; · рост влияния организованной преступности и т.д. · Изменение вектора направленности информационного воздействия - важнейшая тенденция развития анализируемого феномена. · Специалисты по информационным войнам справедливо отмечают, что войны первого поколения были направлены на прямое подавление инфраструктуры государственного и военного управления противника, перехват и расшифровку информации, осуществление несанкционированного доступа к информационным ресурсам, распространение дезинформации, искажение фактов. Информационные атаки направлялись на руководителей страны, лиц, принимающих стратегические политические решения. · В современных условиях данные направления воздействия остались в арсенале организаторов психологической войны, но они уже не являются приоритетными. · · Информационные войны второго поколения направлены на общество в целом, в первую очередь молодежь. Их целью является создание атмосферы бездуховности и безнравственности, манипулирование не только общественным сознанием, но и политическими симпатиями и предпочтениями граждан, что приводит к дестабилизации всей системы общественных отношений, общественной конфронтации, противостоянию власти и граждан, обострению конфликтов разного уровня и типа, продуцированию ошибочных управленческих решений, массовых беспорядков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|