Основные задачи библиотечной статистики
Содержание ВВЕДЕНИЕ. 3 1. БИБЛИОТЕЧНАЯ СТАТИСТИКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА.. 5 1.1. Основные задачи библиотечной статистики. 8 1.2. Статистика и оценка эффективности работы библиотек. 8 2. БИБЛИОТЕЧНАЯ СТАТИСТИКА И ЗАКОН.. 10 3. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 14 3.1. Основные статистические показатели. 14 3.2. Статистическое исследование библиотечной деятельности. 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
ВВЕДЕНИЕ
Особенность статистики заключается в том, что статистические данные сообщаются в количественной форме, т.е. библиотечная статистика говорит языком цифр, отображающих библиотечную жизнь во всем ее многообразии. Без количественных характеристик невозможно проанализировать процессы, происходящие в библиотечном деле. Числовые данные, относящиеся к тем или иным явлениям, начали применяться для практических нужд еще в глубокой древности. Подсчет числа книг в фонде существует не одну сотню лет. Постепенно простые учетные операции усложнились, стали включать в себя элементы тех или иных явлений с целью установления в них определенных закономерностей. Так постепенно стало формироваться важное направление в библиотековедении – библиотечная статистика. Актуальность данного вопроса определяется востребованностью знания о формировании библиотечной статистики в существующей организации библиотечного дела. На современном этапе развития библиотечной теории и практики появилось противоречие между объективными нуждами библиотек на основе осмысления их сущности как современного информационного пространства и существующими подходами в организации этого процесса.
Цель настоящей работы – изложить и проанализировать особенности и основные проблемы формирования библиотечной статистики в России на современном этапе. В связи с этим выдвигаются следующие исследовательские задачи: 1. Подобрать, изучить, систематизировать и подготовить к изложению литературу по проблеме. 2. Рассмотреть библиотечную статистику как составляющую часть управленческого учета. 3. Изложить основные задачи библиотечной статистики, в том числе в части касающейся ее отличий от оценки эффективности работы библиотек 4. Рассмотреть законодательную и нормативно-правовую базу современного этапа формирования библиотечной статистики. 5. Охарактеризовать основные статистические показатели. 6. Рассмотреть особенности, задачи, формы и методы проведения статистического исследованиякак наиболее перспективного направления библиотечной статистики. 3. Проанализировать основные проблемы и задачи формирования библиотечной статистики российских библиотек на современном этапе. Работа состоит из введения, трех частей и заключения. Ведение раскрывает актуальность выбранной темы, а так же включает постановку проблемы, цель и структуру работы. В первой части излагаются особенности, сущность и задачи библиотечной статистики как составляющей управленческого учета. Вторая часть представляет собой обзор законодательная и нормативно-правовая базы по вопросам библиотечного дела и статистики в частности. Третья часть представляет собой теоретическое изложение материала, касающегося основных статистических показателей и особенностей проведения статистического исследования. В заключении излагаются основные проблемы и особенности подхода к формированию библиотечной статистики, возможные перспективы и решения развития данного направления деятельности российских библиотек на основании изложенного в настоящей работы.
1. БИБЛИОТЕЧНАЯ СТАТИСТИКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
Статистика и учет – традиционные направления библиотечной деятельности, которым в прежних условиях централизованного руководства придавалось фундаментальное значение. В условиях командно-административной системы библиотеки были нацелены на выполнение показателей, устанавливаемых вышестоящими управленческими структурами. Такой практике была подчинена вся информационная система библиотеки, ориентированная на удовлетворение требований центральных органов и статистического учета, контроля за выполнением плана. Она лишь отслеживала непосредственный процесс библиотечной работы, фиксировала события и факты библиотечной действительности. Даже аналитическая функция принадлежала не самой библиотеке, а методическому центру, который сводил отчетные данные в сводки, передаваемые «наверх». Эта система не предоставляла результативную информацию, необходимую для оперативного и эффективного управления библиотекой. [1] По мнению И.И. Макаровой[2], библиотечная статистика получила новый импульс развития с конца 80-х годов прошлого века, когда произошло переосмысление её значения, роли и содержания в соответствии с реалиями действительности. В эти и последующие годы признавались проблемы методологического и организационного характера: неполнота и недостоверность статистики, неразработанность вопросов использования статистики в реализации управленческих функций учета и планирования, отсутствие научно обоснованной системы показателей, методики статистической работы, отрыв библиотечной статистики от базовых положений статистической науки, недостаточное внимание статистической подготовке библиотечных кадров и др. В системе управленческого учета статистике принадлежит определяющее место, так как именно она, абстрагируясь от случайного, выявляет типичное, характерное, закономерное. Особенность статистики заключается в том, что она говорит языком цифр, отображающих библиотечную жизнь во всем многообразии ее проявлений. При этом руководителя должны интересовать прежде всего выводы, которые можно сделать на основе анализа надлежащим образом собранных и обработанных цифровых данных.
Статистика исследует количественную сторону явлений библиотечной действительности (комплектование фонда, библиотечное обслуживание, справочно-библиографическая работа, поиск информации и т. п.) в неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени. [3] Хотелось бы напомнить, что в 2000 г. вышел ГОСТ 7.20-2000 Библиотечная статистика[4], в соответствии с которым ведется учет всех показателей работы библиотеки. Как уже упоминалось, и в условиях командно-административной системы признавались проблемы библиотечной статистики как методологического, так и организационного характера: неполнота и недостоверность некоторых данных, слабое использование их в реализации управленческих функций учета и планирования, отсутствие научно обоснованной системы показателей, методики статистической работы и т. п. Однако в прежней системе управленческих воззрений дело ограничивалось лишь констатацией существующего положения, нереальными или дилетантскими предложениями отказаться от планирования, нормативов, бороться с приписками, как с преступлениями. В новые времена эти моменты, отождествляющие статистику с другими идеологическими канонами прежней административно-командной системы, привели к тому, что статистика отошла на задний план. А на фоне новых понятий библиотечного менеджмента и маркетинга, открывших огромные возможности в управлении, статистика и вовсе стала казаться чем-то архаичным. Прогрессивным явлением последних лет стало переосмысление значения, роли и содержания библиотечной статистики в соответствии с реалиями сегодняшней действительности. Методологическую основу современных воззрений составляет принципиальное положение о статистике как важнейшем информационном ресурсе управления.[5] Другими словами, и библиотечный менеджмент, и столь популярный сейчас маркетинг, во всех своих инновационных проявлениях опираются на традиционную статистику, из формально-обезличенного и скучного занятия она превратилась в престижный и очень востребованный вид управленческой деятельности.
Новый подход модифицирует статистику из атрибута командно- административной системы управления в действенный инструмент анализа реального состояния библиотечного дела в целом или в регионе, и как основу для принятия управленческих решений на уровне отдельной библиотеки. По словам Е. И. Кузьмин: «Жизнь диктует иное отношение к статистике, к формам ее анализа и представления. Они должны стать ярче, интереснее, нагляднее, доступнее к профессионалам, и к тем, кто далек от библиотечных проблем».[6]
Основные задачи библиотечной статистики
Основными задачами библиотечной статистики являются: · разработка системы показателей, характеризующих масштабы, темпы, · пропорции развития библиотечной деятельности; · создание методов расчета и взаимной увязки показателей; · анализ факторов, обусловливающих основные тенденции развития; · обеспечение наблюдения и контроля за библиотечной деятельностью в целях своевременного выявления проблем развития; · исследование фактических данных для прогнозирования развития тех или иных направлений и ситуаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|