Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статистика и оценка эффективности работы библиотек

 

Широкое распространение статистических показателей и их активное использование не означает, что этого достаточно для решения проблемы оценки библиотечной деятельности. Такой оценке характерна ограниченность и односторонность.

Большинство библиотек регулярно собирают статистические данные о своих ресурсах и своей работе. Многие страны имеют национальную библиотечную статистику, в ряде случаев она достаточно детальна и четко определена. Однако существующая статистика отличается от измерения эффективности работы по следующим параметрам:[7]

· Библиотечная статистика концентрируется на позитивных данных: она учитывает число книговыдач, пользователей, объем фондов, часы работы. Она не дает информации о людях, не являющихся пользователями библиотеки, о неиспользуемой части фонда, об изданиях, «затерявшихся» на книжных полках.

· Статистика регулярно собирается в областях, где легко получить точные данные: ресурсы (персонал, фонды, коллекции), обслуживание (книговыдача, ответы на запросы). Измерение эффективности работы требует дополнительных данных, которые более сложно получить: достаточно ли персонала на справочной службе? Получают ли пользователи релевантные ответы? Соответствует ли создаваемая коллекция потребностям пользователей?

· Оценка эффективности позволяет сравнивать данные и преобразовывать их с учетом, например, числа книговыдач на группу студентов или книговыдач по определенной тематике по сравнению с комплектованием (фонды, тома) той же предметной области.

· Измерение эффективности работы добавляет «субъективные» данные, в первую очередь, мнение пользователей об обслуживании, к «объективным» данным.

· Оно связывает результаты измерений с целями библиотеки.

 


2. БИБЛИОТЕЧНАЯ СТАТИСТИКА И ЗАКОН

 

Библиотека на протяжении столетий постоянно развивалась, содержание ее функций менялось в зависимости от политических, экономических и социальных преобразований в стране, от задач, которые стояли перед обществом. Современная библиотека, являясь уникальным феноменом культуры, аккумулирует в себе как исторические традиции, так и достижения новых информационных технологий. В переходный период правовые аспекты регулирования деятельности библиотек приобрели особую значимость, так как новая социально-экономическая реальность требует пересмотра ранее сложившихся правил регулирования библиотечного дела и учета, определения места библиотеки в культурно-историческом и информационном пространстве России, направления интеграции в мировое библиотечное сообщество.[8]

Формирование и развитие нормативно-правовой базы библиотечного дела происходит в условиях радикального изменения экономических отношений, становления принципиально нового законодательства в области как собственно библиотечного дела, так и бухгалтерского учета, финансовой отчетности, налогообложения и других сфер экономики, что не может не накладывать отпечаток на характер и направления научного поиска оптимальных механизмов правового регулирования данной сферы.[9] В контексте формирования новых экономических отношений в культуре пересматриваются государственная политика в библиотечном деле, принципы управления культурной сферой на всех уровнях: от федерального до внутриорганизационного с учетом динамики как рыночных процессов, так и изменений в законодательстве.

Формально выработка и реализация государственной политики в библиотечном деле возложена на Министерство культуры Российской Федерации. Однако, на практике, оно не имеет официальных и эффективных рычагов воздействия на деятельность других министерств и ведомств в этой сфере. Тем не менее, Минкультуры России традиционно играет консолидирующую роль в библиотечной жизни страны. Среди партнеров Минкультуры России в осуществлении государственной библиотечной политики почти все центральные субъекты российской библиотечной жизни - Российская библиотечная ассоциация, ГПНТБ, ГЦНМБ, ЦНСХБ, Российская книжная палата, Российский фонд правовых реформ, Центральный коллектор научных библиотек, НТЦ «Информрегистр», ведущие издательства и книготорговые организации, компьютерные компании, высшие учебные заведения, органы культуры и центральные библиотеки субъектов Российской Федерации, общественные организации и объединения, а в последние годы все вопросы развития библиотеки становятся объектом внимания Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Современное законодательство о библиотечном деле представлено значительным массивом законодательных и правовых актов, принятых на федеральном и региональном уровнях. Оно включает в себя «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»[10], Федеральный закон «О библиотечном деле»[11], Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов»[12], принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, в том числе акты субъектов Российской Федерации. Некоторые законы и нормативные акты не имеют по действующему законодательству прямого отношения к библиотечному делу, однако с учетом нового понимания библиотеки как информационного, культурного, образовательного учреждения, располагающего организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лица, данным в ст. 1 Закона о библиотечном деле, эти нормативные акты можно рассматривать в качестве документов, распространяющих свое действие, в том числе, на отношения между библиотеками и пользователями, а также между библиотеками различных организационно-правовых форм, ведомственной принадлежности и форм собственности. Среди таких актов можно назвать, например: Федеральный закон от 20.2.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации (с изменениями на 10 января 2003 года)», Указ Президента РФ от 12.5.2004 № 611 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена (с изменениями на 22 марта 2005 года)», Постановление Правительства РФ от 28.1.2002 № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (с изменениями на 26 июля 2004 года)» и ряд других.[13]

В числе важнейших национальных правовых актов, регулирующих вопросы стандартизации библиотечного дела, следует отметить: Постановление Госстандарта России от 30.1.2004 № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 25.9.2003 № 594 «Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (с изменениями на 2 августа 2005 года)», Постановление Росстата от 27.7.2005 № 48 «Об утверждении статистического инструментария для организации Роскультурой статистического наблюдения за деятельностью организаций культуры, искусства и кинематографии», направленных на формирование правового поля стандартизации деятельности российских библиотек в информационном обществе.[14]

С 01.01.2002 введен в действие ГОСТ 7.20-2000 «Библиотечная статистика. Основные положения». Данный стандарт устанавливает единые правила и требования к сбору и предоставлению статистических данных библиотеками. Он позволяет унифицировать статистическую отчетность на разных уровнях. Стандарт устанавливает единые сроки, определения и единицы учета, единый минимум статистических данных для библиотек всех ведомств.

Стремительное развитие и распространение электронных библиотек (ЭБ) как информационных систем, в которых документы хранятся и используются в машиночитаемой форме, вызвало радикальное изменение всей практики работы современных российских библиотек. В этой ситуации особую актуальность приобретают вопросы правового обеспечения функционирования ЭБ, поиска новых подходов к планированию и управлению их деятельностью. И здесь большое значение имеют положения, содержащиеся в международных документах, регулирующих отношения в сфере информации.[15]

Завершая краткий обзор проблемы правового обеспечения библиотечного дела и проблем формирования новых стандартов библиотечной статистики, хотелось бы подчеркнуть следующее. Вопросы библиотечной статистики требуют дальнейшего совершенствования как на международном, так и национальном уровне. Существующее положение, при котором библиотечное законодательство отнесено только к сфере законодательства о культуре представляется устаревшим и требует пересмотра. В своей деятельности библиотека вступает сегодня в большое количество правоотношений, регулируемых актами различных отраслей законодательства, в том числе информационным правом. И это - новая тенденция правового регулирования библиотечного дела еще не получившая должного осмысления в научной литературе.


3. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Библиотечная статистика изучает количественную и качественную сторону процессов связанных, с работой библиотеки.[16] Для всех типов библиотек единые единицы учёта документов фондов и обслуживания пользователей установлены ГОСТом 7.20-2000 «Библиотечная статистика», введенным в действие с 01.01.2002.

Статистические показатели, рассчитанные на длительный период, позволяют определить тенденцию их развития в будущем, что является основой составления перспективных планов библиотеки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...