Психология труда в России второй половины XX—начала XXI в.
Начиная с 1960-х гг. в университетах России возобновилась подготовка кадров психологов труда. Получили развитие практически все направления и проблемы, сложившиеся в 1920— 1930-е гг. в рамках индустриальной психотехники и рефлексологии труда. Психология труда, инженерная психология и эргономика. В условиях послевоенной гонки вооружений отечественная оборонная промышленность создавала не менее сложные, чем на Западе, образцы военной техники для авиации, военно-морского флота, артиллерии, ракетных войск, связи. Проектирование и эксплуатация военной техники в эти годы были уже невозможны без учета человеческого фактора. В 1959 г. организованы лаборатории инженерной психологии в Ленинградском (Б.Ф.Ломов, А.А.Крылов и др.) и Московском (В.П.Зинченко) университетах. До 70 % выпускников факультетов психологии в 1970-е гг. направлялось для работы на предприятиях военно-промышленного комплекса. Инженерная психология и эргономика преподавались во всех технических вузах. В настоящее время по мере преодоления экономического кризиса 1990-х гг., связанного с переходом на рыночную экономику, инженерная психология и эргономика возрождаются, ибо отечественные предприятия не смогут конкурировать на международных рынках с продукцией, не соответствующей международным эргономическим требованиям. Основные проблемы инженерной психологии и эргономики: учет человеческого фактора в проектировании социотехниче-ских систем, технических средств; проблема надежности — безаварийности, качества и своевременности выполнения намеченных функций; охрана здоровья работников, контроль и оптимизация функциональных состояний операторов; отбор и эффективное обучение персонала.
Инженерная психология и проективная эргономика отличались в 1980-е гг. от психологии труда опорой на достижения зарубежной экспериментальной когнитивной психологии, широким использованием количественных методов, оценок в исследовании труда операторов, в моделировании операторской деятельности, а также применением аппарата теории систем, теории информации, теории алгоритмов, теории игр. Названия дисциплин инженерная психология и эргономика отражали разные акценты данных научных направлений: в первом случае подчеркивалась роль именно психологических знаний в проектировании и оценке технических систем, во втором — на первое место выступали идея комплексного, системного подхода, идея междисциплинарности в проектировании труда и его рационализации (Инженерная психология, 1964; 1977; Зинченко В.П., Мунипов В.М., 1979). Общим с психологией труда в этих дисциплинах было использование концепций психологии человека — субъекта труда, положений дифференциальной психологии, учения о способностях и профпригодности, представлений о возможностях развития профессионально важных качеств, о динамике работоспособности, психологии трудовой деятельности, базовых методах и средствах ее изучения. Но в связи с тем, что объект изучения часто был засекречен, в публикациях по инженерной психологии вместо указания на конкретную должность, профессию работника употреблялся термин «человек-оператор». Эргономика, особенно в рамках ВНИИ технической эстетики и его многочисленных филиалов, имела дело не только с военными объектами, но и (даже в большей мере) с объектами гражданскими. При этом отличие от психологии труда состояло в одновременном совместном научном взаимодействии психологов с антропологами, физиологами, врачами-гигиенистами, дизайнерами. С 1964 г. издается журнал «Техническая эстетика», в котором находят отражение эргономические исследования, с 1970 по 1990 г. опубликовано 39 выпусков Трудов ВНИИТЭ серии «Эргономика», с 1993 г. выходит журнал «Прикладная эргономика». В нашей стране был принят ряд государственных эргономических стандартов, предполагающих обязательный учет эргономических данных в проектировании техники, подготовлен прекрасно иллюстрированный учебник по эргономике как человекоориентированному проектированию труда и его средств (Мунипов В.М., Зинченко В. П., 2001; Пископпель А.А., Щедровицкий Л.П., 1996).
Психология труда, менеджмент, организационное поведение, психология управления, организационная психология. В современном менеджменте производственных организаций как области практики и научной отрасли организация понимается как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение определенных целей. Организация может рассматриваться как процесс (объединения и совместного функционирования людей) и как некий социальный институт (фиксирующий структурную и функциональную целостность людей, идей, материалов, средств производства). О.С.Виханский и А.И.Наумов (2000) выделяют следующие разновидности управления в производственной организации: управление производством, маркетинг, управление финансами, управление персоналом, стратегический менеджмент (табл. 2). Таблица 2. Области менеджмента в производственной организации, предполагающие использование психологических знаний и технологий
Традиционные проблемы индустриальной психологии начала XX в. остаются, таким образом, и сегодня актуальными во всех областях современного менеджмента, за исключением управления финансами, задач снабжения, бухгалтерского учета и стратегического менеджмента, к которым добавляются проблемы сравнительного кросскультурного менеджмента, международного менеджмента (связанного с макроэкономикой).
Отечественная и зарубежная психология труда охватывают в основном задачи производственного менеджмента (так как исследуют трудовую деятельность работников) и задачи по управлению персоналом. Таким образом, можно говорить об известном содер- жательном тождестве проблем психологии труда (в отечественном и европейском вариантах) и американского «организационного поведения». Представители последнего подчеркивают органическую связь профессиональной деятельности людей с требованиями, традициями, организационной культурой фирмы, предприятия, в которых люди работают. Такой подход отличается от исследований профессий в начале XX в., когда многие психотехники рассматривали профессии как формы, однажды возникшие, но застывшие, мало изменяющиеся и оторванные от конкретных организаций, где работали профессионалы. В известной мере это было оправдано относительно медленными темпами изменения мира профессий в индустриальном обществе. В настоящее время в странах, которые можно отнести к постиндустриальному обществу, ситуация коренным образом изменилась, и особенно для видов труда, связанных с наукоемкими информационными технологиями. Современные психологи труда не рассматривают профессии абстрактно, а соотносят особенности профессиональной деятельности с требованиями трудовых постов организаций — эргатических систем (Климов Е.А., 1998).
В последнее время в зарубежном и отечественном менеджменте появились особые обозначения для направления, специально вычленяющего задачи управления персоналом в организации. Люди, технологии, оборудование, сырье и помещения составляют совокупные ресурсы производственной организации. Управление персоналом в некоторых работах называется управлением человеческими ресурсами, однако, с нашей точки зрения, специфически нового содержания при этом не появляется, просто термины «персонал», «работники» переобозначаются выражением «человеческие ресурсы». Управление персоналом как область менеджмента (Управление..., 1998) имеет правовые, экономические, социологические, психологические и медицинские аспекты. В качестве менеджеров по управлению персоналом в настоящее время работают люди с экономическим, социологическим, техническим, психологическим образованием. Психология труда как отрасль психологической науки (в отличие от юристов, экономистов и социологов, инженеров по охране труда и медиков) исследует человека как субъекта труда и все факторы, которые влияют на его профессиональную пригодность, компетентность, работоспособность, мотивацию и их воплощение в процессах и продуктах труда, а результаты психологических исследований (если они оказываются достаточно ценными) применяются в практике менеджмента. Психология управления в узком смысле (психологическое изучение и оптимизация труда руководителей, менеджеров разного уровня) может рассматриваться как раздел психологии труда, пре- тендующей на изучение любых видов труда, в том числе и менеджеров. Однако полного тождества здесь нет, так как в психологии управления исследуются управленческие функции безотносительно к конкретным людям, их выполняющим, принципы управления, структуры управления (Кабаченко Т. С., 2000; Психология менеджмента, 2000, и др.). В этом широком понимании, с нашей точки зрения, психология управления ближе к организационной психологии, исследующей все проявления психики людей, важные для функционирования организации (Занковский А.Н., 2000). Психология труда (работников организации) оказывается составной частью организационной психологии, в которой рассматриваются все организационные процессы, в том числе и не связанные напрямую с трудом: например, проявления организационной культуры, психологические проблемы имиджа организации в глазах широкой общественности, психология рекламы и пр.
Отличия психологии труда от организационной психологии. Бурное развитие организационной психологии (в нашей стране с 1990-х гг.) не означает, с нашей точки зрения, полного поглощения ею психологии труда. Психология труда может вполне сохранять и далее статус относительно самостоятельной психологической дисциплины, так как в ее состав входят такие направления, как психологическое профессиоведение, выходящее за рамки изучения и аттестации трудовых постов и должностей конкретной организации. Психология труда участвует в решении социальных проблем, связанных с профессиональным самоопределением представителей разных групп населения, где объектом ее изучения являются не только люди, работающие в конкретных организациях, но и безработные, бывшие военнослужащие, люди, вышедшие после отбывания уголовного наказания, старшеклассники. Психология труда исследует проблему развития человека как субъекта труда, и в этом контексте объектом ее изучения становятся дети, школьники, люди преклонного возраста, для которых также могут быть полезны психологические рекомендации по их трудовой деятельности. Наконец, психология труда разрабатывает проблемы, смежные с медициной и клинической психологией, а именно проблемы использования труда как лечебного средства в восстановлении трудоспособности, в социально-трудовой реабилитации и реадаптации больных и инвалидов. Таким образом, можно считать, что психология труда и организационная психология частично совпадают в том содержании, которое охватывает психологическое изучение субъектов труда в конкретных организациях в связи с особенностями этих организаций. Психология труда и экономическая психология. Несмотря на то что проблематика экономической психологии была заявлена и разрабатывалась в нашей стране с начала 80-х гг. XX в. (прежде всего под руководством Б. Ф.Ломова и А. И. Китова), реформирование общественно-экономического уклада в 90-е гг. кардинально изменило цели, принципы, ориентации данного направления прикладной психологии. Современная экономическая психология в России соответствует зарубежной экономической психологии и ориентирована на такие проблемы, как: психологическое изучение личности предпринимателей, исследование психологии деловой активности, деловых способностей; психология потребительского поведения, психология в изучении рынка сбыта товаров; психология рекламы; варианты отношения к деньгам и способы их использования населением; психология отношения населения к налогам; психологические исследования фондового рынка; отношение к риску и неопределенности со стороны инвесторов, психология в деятельности брокеров; формирование экономического мышления у молодежи и др. (Дейнека О. С., 1999). Экономическая психология имеет с психологией труда общие проблемы, связанные с психологией профессиональной деятельности предпринимателей, брокеров, рекламистов. Прочие же проблемы основываются на теориях и методах социологии и социальной психологии. Основные проблемы современной психологии труда. В качестве ключевых проблем современной психологии труда можно выделить: 1) психологическое профессиоведение (принципы, методы 2) развитие человека как субъекта труда (формирование тру- 3) дифференциальную психологию труда (проблемы прогно- 4) психологию в проектировании, оценке и рационализации 5) психологию работоспособности человека, оптимизацию 6) психологию в профилактике травматизма и аварийности; 7) психологию трудовой мотивации; 8) психологию группового субъекта труда. Общие теоретические подходы, технологии и методы решения этих проблем рассматриваются в психологии труда. В той мере, в какой указанные проблемы встречаются в отраслевых направле- пиях психологии (юридической психологии, психологии спорта, психологии искусства, авиационной психологии, военной психологии, психологии торговли, транспорта и т.д.), психология груда оказывается в роли связующей дисциплины, науки, разраба-тывающей общие теоретические подходы, методы исследования и практические технологии. В этом смысле психология труда разрабатывает фундаментальные основы психологической практики. Вопросы и задания 1. Существовала ли в дореволюционной России психология труда как 2. Какие задачи практики выдвигались дореволюционными инжене- 3. Какие задачи, связанные с психологическими знаниями, ставили 4. Какого рода психологические знания требовалось разрабатывать в 5. Что такое НОТ? Почему «нотовское движение» в нашей стране по- 6. Как назывались научные дисциплины, изучавшие человека в труде, 7. Кто был лидером советской индустриальной психотехники? 8. Когда было свернуто психотехническое движение в нашей стране и 9. В чем состояли положительные достижения отечественной индуст-
10. Когда в нашей стране возобновились исследования в области пси- 11. Что объединяет и отличает психологию труда, инженерную пси- 12. Что объединяет и отличает такие дисциплины, как психология труда, 13. Каковы основные проблемы современной отечественной психоло- 14 Назовите основные школы научного менеджмента и их представителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|