Концептуальные основы анализа профессиональных задач в зарубежных исследованиях
Наиболее сложной и спорной в современной психологии профессий остается проблема выявления специфики психических функций и процессов, необходимых для успешной деятельности работника. Джен А.Алгера (1988) выделяет четыре концептуальных подхода, сложившихся на основе традиций американского бихевиоризма во второй половине XX в. в психологическом исследовании трудовых задач, а именно: 1) описание профессионального поведения; 2) анализ требований к поведению; 3) выявление способностей; 4) исследование характеристик задач. Описание профессионального поведения фиксирует внимание исследователя на том, что исполнители фактически делают в процессе работы. При этом стараются разделить два плана анализа: нормативно-заданные задачи и процесс их выполнения работником. Последний изучается и описывается на основе данных объективного наблюдения, исследования продуктов деятельности. Сложности возникают при попытках вычленить и описать внутренний План действий, разные формы реагирования работника, которые в принципе не доступны внешнему наблюдению. Таким образом, данный подход, сложившийся в традициях классического бихе-виоризма, оказывается принципиально ограниченным, особенно в изучении современных профессий, связанных преимущественно с нагрузкой на познавательные процессы. В этой связи описание внешнего профессионального поведения выступает лишь как Начало, основа дальнейшего психологического исследования и не Может ограничиваться только сведениями, полученными наблюдателем. Качественно-содержательный анализ требований к поведению ставит акцент на тех ответных реакциях, которые необходимы для достижения успешного результата. Очевидно, что здесь также используются традиции необихевиоризма, в центре внимания оказываются процессы, лежащие между внешними стимулами и Поведенческими реакциями, процессы внутренние — внимательное рассматривание, кратковременное запоминание и пр. (Мил-Лер Р.Б., 1973).
Экспериментальное выявление способностей направлено на анализ внутренних ресурсов, средств, способностей, необходимых для выполнения задач. В отличие от предыдущего подхода, для которого часто характерны размытость, неопределенность используемых понятий (употребление которых зависит от вкусовых предпочтений исследователей и качественного анализа содержания трудовых задач), в данном случае требуемые работнику способности устанавливаются эмпирически на основе корреляционных связей по результатам выполнения разных заданий. Психологи составляют перечни из потенциально необходимых способностей, охватывающих разные стороны психики человека (например, перцептивно-моторные функции, физические или когнитивные функции). Такие перечни (включающие до 50 позиций) служат основой для проведения корреляционного анализа уровня развития способностей у работников и степени их профессиональной успешности. Однако составленные перечни постоянно расширяются и все же оказываются неполными. Кроме того, остается неясной картина сочетания, структуры способностей, необходимых в данной профессии. В данном случае термин «способности» оказывается тождественным термину «психическая функция» начала XX в. Способности понимаются как относительно самостоятельные об- разования, уже существующие у человека и лишь актуализирующиеся в труде. Не рассматривается природа способностей. Выделение характеристик задач и их последующая психологическая интерпретация ориентированы на изучение в первую очередь нормативно-установленных профессиональных задач, их особенностей и объективных параметров. Описание трудового задания дается в терминах характеристик, присущих самому заданию, вне описания способов его выполнения, особенностей поведения или предполагаемых необходимых способностей. Представители этого подхода полагают, что между содержанием, орудийным оснащением задачи (как социально фиксированной цели и способа ее достижения в определенных условиях) и другими ее объективными характеристиками и психическими функциями, процессами субъекта труда, выполняющего задачу, существует закономерная связь. Поэтому судить о внутренних психических процессах и функциях можно косвенно — по характеристикам задач. Именно в русле данного подхода в начале 1950-х гг. американским психологом Дж. Фланаганом был разработан метод критических инцидентов. Данный подход, по сути, близок работам советских психотехников 1920-х гг. (Геллерштейн С. Г., 1926; Шпильрейн И. П., 1928) и современной отечественной психологии труда, использующей положения общепсихологической концепции деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.).
Технология анализа психических процессов Субъекта труда через интерпретацию его Профессиональных задач В основу такого рода психологического анализа положена идея о том, что своеобразие психических функций человека определяется особенностями его предметной деятельности. Высшие психические функции профессионала образуют, по выражению выдающегося отечественного физиолога А. А. Ухтомского (1875 — 1942), функционально-подвижный орган, который опирается на ранее сложившиеся функциональные ансамбли и становится максимально адаптированным к выполняемым профессиональным задачам. Другими словами, существует закономерная связь между задачей (которая понимается как цель, заданная в конкретных условиях, при использовании определенных средств) и действиями по ее выполнению человеком. Л. С. Выготский писал об этом в книге «История развития высших психических функций» (1931) так: «Единство всех процессов, входящих в состав высшей формы, образуется на основе двух моментов: во-первых, единства задачи, стоящей перед человеком, и, во-вторых, тех средств, которые диктуют всю структуру процесса поведения» (Выготский Л. С., 1983, с. 121).
Действия по своей структуре, механизмам регуляции едины, Оудь то внешние действия или действия, выполняемые человеком во внутреннем плане, в плане сознания. Представление о единой струк-туре внешних и внутренних умственных действий получило раз-питие в отечественной психологии деятельности, особенно в работах А. Н.Леонтьева (1977). Существует ограниченное количество базовых видов действий и обеспечивающих их психических функций. Научившись вычленять в деятельности работника типы вы-ролняемых им задач и соответствующие им действия, можно на-иться судить о своеобразии требований профессии к психике ботника. Таким образом, реализуется деятелъностный принцип ъяснения своеобразия психических функций представителей зных профессий. Теоретически положение о закономерной связи психики и де-ельности понятно, но на практике реализовать эту идею все-ки непросто. Нередко студенты да и некоторые практикующие сихологи испытывают трудности при психологической интер-ретации профессиональных задач и в целом при реконструиро-нии особенностей психики человека по его поведенческой ак-вности. Е. А. Климов в учебнике «Основы психологии» (1997) дал ва-ант технологии выделения психических функций и процессов, аствующих в конкретной профессиональной деятельности, до-упный и непсихологам. Основа этой технологии — представле-Ие о психических функциях профессионала как целенаправлен-Ых умственных действиях. Предлагается программа выделения в профессиональной деятельности ключевых ориентиров аличия действий, выполняемых во внутреннем плане. Е.А.Климов (1997) выделяет семь основных видов профессиональных действий в зависимости от их цели заданного результирующего события); эти виды действий соот-етствуют основным формам психических функций. 1. Действия восприятия обеспечиваются органами чувств. Тре- жающего мира (важных для профессионала) в виде чувственных бразов (зрительных, слуховых образов, обонятельных, осязатель-ных). Важным для профессионала может быть также отображение в его сознании и мира внутреннего — порождение образов состояния тела, ощущений самочувствия, боли.
Действия восприятия могут быть основными в труде дегустатора, контролера ОТК, товароведа-эксперта, слесаря-инструментальщика, рихтовщика, красильщика тканей, полиграфиста. 2. Мнемические действия направлены на запоминание чувствен- памяти можно найти у музыкантов, актеров драматического театра, дикторов радио и телеведущих, юристов и врачей и т.п. 3. Имажинитивные действия (от лат. imago — образ, подобие), 4. Логические действия, простые (требуемый результат — групп Выделяют следующие разновидности интеллекта: технический интеллект (предполагающий оперирование пространственными образами), интеллект словесно-логический и социальный. Технический интеллект необходим специалистам, конструирующим, обслуживающим или ремонтирующим машины, технические системы разного уровня сложности. Он связан с оперированием пространственными представлениями, а также знаниями и понятиями естественных и технических наук. Словесно-логический интеллект свойствен специалистам, оперирующим научными понятиями, работающим со знаковой информацией. Социальный интеллект требуется специалистам, которым необходимо воспринимать, оценивать и прогнозировать поведение людей, т. е. они оперируют признаками, отражающими установки, намерения, эмоциональное состояние, переживания других людей. Этот вид интеллекта оперирует вербальными (словесно выраженными) и невербаль-
мыми признаками. Если в труде сочетаются разные виды интеллектуальных задач и связанные с ними логические действия, то успеха достигают люди, у которых развиты все виды интеллекта. Принято разделять также словесно-логический интеллект (со-аавляющий базу академической обучаемости) и практический интеллект. В зарубежных работах последнего десятилетия, а именно в работах группы американских психологов, действующих под руководством Роберта Стернберга, получены убедительные эмпири-ческие доказательства существования относительно независимых двух форм интеллекта: вербально-логического интеллекта (который (измеряется ставшими классическими процедурами оценки IQ) и ^практического интеллекта, который понимается как развивающийся опыт, как способность находить (часто не вполне осознанно) шеявное знание в практических проблемных ситуациях, которые име-ютдля субъекта очевидную смысловую ценность (Стернберг Р., 12002). Неявное знание помогает успешно справляться с проблем-рыми ситуациями (критическими ситуациями, по Дж. Фланагану). Это уникальное индивидуальное знание, которое традиционные формы профессиональйого образования еще не умеют собрать, систематизировать, и поэтому пока нет развитых технологий по трансляции этого вида знания от одного профессионала к друго-шу. Р. Стернбергу и его коллегам удалось на основе метода крити-ческих инцидентов Дж.Фланагана (Flanagan D., 1954) разрабо-тать процедуры выявления видов неявного знания и построения на их основе опросников для аттестации компетентности работ-ников разных сфер (университетских психологов, офицеров, двор- ников и др.), а также для предсказания будущей профессиональ-ной успешности претендентов на вакансии. Оказалось, что в профессиях, где профессиональная успешность практически не связана с уровнем развития академического — вербально-логическо-го — интеллекта (предполагающего оперирование словесными обобщениями высокого уровня), существуют статистически значимые корреляционные связи (на уровне г = 0,4-0,6) успешности в труде и показателей практического интеллекта, найденных на основе концепции неявных знаний, умения человека приобретать эти знания. Таким образом, подтверждается идея, высказывавшаяся в начале XX в., что помимо общего интеллекта, общего фактора интеллектуальной одаренности как способности обучаться на основе вербальных знаний, есть другие формы интеллекта, которые являются для людей не менее важными, — интеллекта практического как способности обучаться, накапливать уникальный опыт решения профессиональных задач (в разных профессиях разный опыт). Д.Н.Завалишина (1985) назвала следующие признаки практического мышления: связь с трудовыми действиями; связь с прак- тическим преобразованием мира и орудиями труда; конкретность практического мышления, его «пригнанность» к частным обстоятельствам действия; временные ограничения в протекании мыслительных операций; важная роль образно-чувственных компонентов мышления. Как особо перспективную С. Г. Геллерштейн (1959) выделил проблему соотношения осознаваемых и неосознаваемых компонентов профессионального опыта. Блестящим примером, демонстрирующим своеобразие и значительную сложность форм практического мышления по сравнению с мышлением научного деятеля, стала работа Б.М.Теплова «Ум полководца» (1942). В последние годы в отечественной психологии практическое мышление интенсивно изучается психологами Ярославского государственного университета. Так, психологами этой школы убедительно показаны различия между мышлением субъекта учебных заданий и реальной практической деятельностью, исследованы функции практического мышления как высшей психической функции, изучены невербальные формы обобщений, рефлексии (Корнилов Ю.К., 1984; Корнилов Ю.К, Панкратов А. В., 1997 и др.). За последние десятилетия отечественными и зарубежными учеными накоплен богатый эмпирический материал, позволяющий предположить, что существует два типичных разных механизма осуществления умственной деятельности. Первый характерен для людей, успешно осваивающих языки, символы, оперирующих абстракциями — и именно эту форму мышления Л. С. Выготский считал высшей и специфически человеческой. Второй механизм мышления тоже использует речь, слова-понятия, но в более тесном единстве с неосознанной эмоциональной регуляцией деятельности (могут также использоваться и неречевые формы обобщения, например, в форме практических действий или чувственных образов). Этот механизм мышления запускается отношением к жизненной ситуации, как проблемной и требующей решения, преодоления, освоения. В данном случае мышление работает иначе, здесь роль формализованного знания меньше, в большей степени используется индивидуально приобретенное «неявное знание». Этот второй вид мышления, тесно связанный со смысловой регуляцией, не страдает с возрастом, а у большинства людей накапливается, растет, составляя основу «мудрости». Именно роль практического мышления обнаруживается при кросскультурных психологических исследованиях интеллекта, когда испытуемые, плохо владеющие языком, получают низкие оценки IQ и в то же время оказываются вполне профессионально-успешными и обнаруживают высокие оценки практического интеллекта (Стерн-берг Р., 2002). Идеи Роберта Стернберга и его коллег, а также наших ярославских психологов проливают свет на природу интуиции, понимание сути профессионального опыта и его загадок. Практическое мышление, его стратегия и тактика — суть опы-lii и мастерства военачальников, менеджеров разного уровня, и и,шитиков, врачей-клиницистов, следователей, судей и адвока-ioii, квалифицированных рабочих (автомехаников, слесарей-сборщиков, строителей и парикмахеров и др.). 5. Интерперсональные действия образуют основу профессионального общения. Разновидностями интерперсональных дей-|бтвий являются: | коммуникативные действия (цель — установление, иодцержание, прекращение контактов); организационные действия (цель — объединить людей В группу для выполнения общей задачи, распределить обязаннос-|ти, сформировать единые ценности, настроения и пр.); к ним относятся действия выражения одобрения, порицания, требования, советы, просьбы, намеки, внушение, убеждение и т.п.; В поступки (цель — выразить позицию человека по отношению к группе, к другому лицу, к системе их ценностей). Культура профессионального общения и такое свойство характера, как общительность (вкупе с социальным интеллектом), образуют основу профессионального мастерства тех работников, которые должны уметь распознавать людей и предвидеть их повешение, воздействовать на их сознание, организовывать их активность (педагоги, воспитатели, врачи, юристы, милиционеры, социальные работники, менеджеры). Люди взаимодействуют с ромощью речи (устной и письменной), а также применяя, часто ре вполне осознанно, язык жестов, невербальные средства (меряя выражение лица, выбирая позу). 6. Действия контроля и самоконтроля могут иметь в качестве Ьаданных, нормативно установленных целей осознанное управле-рие профессиональным поведением, своим состоянием в процес-се работы, а также обеспечение соответствия процессов труда определенным технологическим параметрам. Эта разновидность Профессиональных действий как действий контроля внешних Объектов в психологии традиционно понимается как функция произвольного внимания (т.е. внимания целенаправленного). Если шречь идет о самоконтроле (контроле своей речи, мимики, прояв-лений эмоций), эти действия относят к саморегуляции, эмоцио-шально-волевой регуляции. 7. Психомоторные действия, или профессиональные движения, в качестве заданного результата имеют целенаправленное управ-ление органами тела, определенные движения пальцев, рук, ног, всего тела; совершение дозированных усилий, перемещение в пространстве, принятие и поддержание определенной позы, выражения лица; и т.д. Сложные произвольные движения — основа мастерства артистов, хирургов, врачей-стоматологов, водителей транспортных средств, станочников, механизаторов. Указанные виды действий могут неким образом сочетаться npи выполнении сложных профессиональных задач. Например, водитель автомашины воспринимает и контролирует дорожную ситуа цию, состояние двигателя, параметры его работы (работа восприятия и внимания); осуществляет психомоторные действия управлению машиной; выполняет мыслительные действия, пла нируя рациональный маршрут движения, обходя препятствия! Одновременно он отвечает на вопросы пассажира (профессжь нальное общение). Итак, составление психологической характеристики профессии предполагает обнаружение тех особенных действий, которые профессионал выполняет для достижения заданных результатов; Сложность такого рода анализа состоит в том, что наблюдатель доступно лишь внешнее поведение работника (его внешние движения, содержание и эмоциональная выразительность речи). Не профессиональные действия, осуществляемые работником во внутреннем плане, в плане сознания, не доступны внешнему наблюдателю. О них мы можем лишь умозаключать, реконструируя содержание задач, их цели и возможные способы реализации в виде целенаправленных действий. При составлении психограммы предусматриваются определен- ные этапы. Устанавливается перечень выполняемых профессио- налом обязательных задач. Задачи вычленяются по нормативно, за данным целям труда, (которые могут не совпадать с субъективным целями, поставленными работником). Результаты действий также под- разделяют на требуемые и реально полученные. Это расхождение нормативно заданных и реальных целей с результатами работника может порождать ошибки в работе, аварии, но также творческие находки, полезные для организации. При психологическом изу- чении профессии сначала исследуют требуемые образцы работы, а потом (если возникает такая задача) изучают индивидуальные вариации работы, порожденные профессионалами. Строятся функциональные модели действий субъекта по выполнению каждой задачи (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане). Выделяются важные, часто встречающиеся, ведущие профессиональные действия и психические функции, процессы, способности, умения, обеспечивающие их выполнение. Выдвигаются гипотезы о предполагаемых профессионально важных качествах (ПВК), требуемом уровне их развития (высокий, средний или низкий) и степени легкости или трудности этого развития для рядового человека. Составление психограммы часто затруднено тем, что в профессиональной деятельности встречаются задачи, способы выполнения которых нельзя понять через расчленение на последовательно выполняющиеся действия и адекватные им психические функции. То есть задачи могут требовать одновременного опера- тивного осуществления, познавательных и двигательныЖействий, контроля каких-то их компонентов, мыслительных процессов. Поэтому предлагаемая технология позволяет получить лишь предварительную характеристику ПВК.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|