Таб л и ц а 5 Результаты кластерного анализа описаний профессий гуманитарных факультетов МГУ по критерию предмета труда
Так, например, по критерию «предмет труда» получено семь Шстеров (табл. 5): Ч, 3 — профессии, в которых предмет труда имеет отношение социальным и знаковым системам. К этому кластеру относится, частности, большинство юридических и экономических специ-Шзаций; Ч, 3, X — кластер профессий, в которых предмет труда отражает социономические знаковые и артономические системы, проекты, знания. Среди профессий этого кластера: менеджер в зере культуры, специалист в области классической филологии, сторик-востоковед, археолог, философ, специалист в области эстетики и др. К кластеру профессий, предметное содержание которых связа-с биологическими, знаковыми и социономическими системами (П, Ч, 3), относятся: клинический психолог; психолог, спе-щализирующийся в области психофизиологии, юрист в области Экологического права. В кластер профессий, предметное содержание которых не вы-ходит за границы знаковых систем (3), попали: лингвист, фило-соф-логик; специалист в области философии и методологии на-уки, экономист, специализирующийся в области математических методов анализа экономики. Кластер, в котором представлены разносторонние признаки (Ч, Т, X, 3), включает следующие профессии: дизайнер средств массовой информации и коммуникации; журналист-фотограф; журналист, специализирующийся в области периодических изданий в сети Интернет; тележурналист.
Кластер, включающий все признаки (П, Т, Ч, 3, X), состоит изодной профессии — психолог, специализирующийся в области психологии труда и организационной психологии, ибо предме- том исследования психолога труда могут быть профессии, относящиеся к самым разным областям жизни. Модульный подход в профессиографии. Идея модульного под- хода принадлежит петербургскому психологу В. Е. Гаврилову (1987) Суть подхода состоит в том, что для определенного массива про- фессий, ограниченного некими рамками (например, рабочих про- фессий, требующих обучения в профессионально-техническом училище города), можно составить относительно полный пере- чень модулей — типовых профессиональных задач. Каждая npo- фессия в таком случае будет содержать некоторую совокупность модулей. Что считать модулем? Задачи, которым приписывается рол! модуля, должны: - быть важными для профессиональной деятельности либо ча- - быть типичными для охваченной сферы труда не только - соответствовать уровню средней квалификации, на который Психолог может охарактеризовать каждый из составленного перечня модуль, построив модель необходимых для его выполнения действий и указав соответствующие ПВК. Проделанная заранее работа такого рода может помочь в предварительной оценке психологической характеристики конкретной профессии (если удастся установить, какие модули входят в ее состав). Например, модули «Обслуживание сложных технических систем» связан с такими психологическими требованиями к субъекту труда, как техническое мышление, долговременная память, пространственные представ- ления. Следовательно, для профессий, в которых встречается дан- ный модуль, для успеха в труде будут существенны указанные ПВК. К таким профессиям, в частности, относятся наладчик автомата- ческих линий станков, механик по ремонту телерадио-аппаратуры ]и другие профессии (Дмитриева М.А., 2001, с. 12—23).
Вопросы и задания 1. Что такое профессиограмма и психограмма? В каком виде можно 2. Какие направления профессиографирования можно выделить в связи 3. Какие качества человека называют профессионально важными? 4. Какие виды ПВК выделяют в профессиографии? 5 Какие концепции используются за рубежом в психологическом ана- 6 Каковы основные принципы профессиографии? 8 В чем преимущества и ограничения опросных методов в профессиографии? 9. В чем преимущества и ограничения метода наблюдения в профессио- 10. Можно ли использовать эксперимент для составления психограм- 11. В чем суть трудового метода изучения профессий? 12. Составьте описание профессии и психограмму успешного работ- жентации школьников на основе вашего интервью с работником по зограмме, представленой в приложении 8. 13. Укажите в бланке для ответов (табл. 8) разновидности продуктов Таблица 6. Группировка разновидностей продуктов труда
Таблица 7. Перечень профессий
Таб л и ц а 8. Бланк для ответов
Ф.И.О. студента
14. отметьте в табл. 11 в клеточках, расположенных ниже номера позиции, к какой группе средств труда относятся объекты, указанные в таблице 10, используя обозначения видов средств труда, приведенные в табл. 9.
Таблица 9. Классификация средств труда
Таблица 10. Перечень средств труда
Окончание табл. К
Таблица 11. Бланк для ответов (X — символ из табл. 10)
15. Составьте формулу по классификации Е. А. Климова (16 признаков) для следующих профессий: актер драматического театра, продавец продовольственных товаров, нотариус, менеджер по персоналу, авиадиспетчер, слесарь-сантехник (см. рис. 3). ГЛАВА 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|