Тема №10: Правовое регулирование и его механизмы.
Термин регулирование обозначает упорядочивание, наложение чего-либо в соответствии с чем-либо. Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на общественное поведение с использованием правовых средств. Воздействие СМИ и агитация – это не правовое регулирование. Правовое регулирование классифицируется по следующим основаниям: 1. Наличие или отсутствие у субъектов права выбирать вариант поведения: 1) Централизованное правовое регулирование (императивное, распространено в публичном праве). 2) Децентрализованное правовое регулирование (диспозитивное, предоставляется возможность самостоятельно конкретизировать свое поведение). 2. В зависимости от используемых правовых средств: 1) Нормативное. 2) Индивидуальное (казуальное, основное средство – индивидуальный правовой акт). Пределы правового регулирования должны быть четко обозначены, иначе: 1. Складывается концепция “государства-ночного сторожа” (регулируются лишь наиболее важные общественные отношения, сфера правового регулирования заужена и создаются предпосылки для произвола в не регулируемых сферах). 2. Чрезмерно расширяется правовое регулирование, появляется тоталитарное государство и социально пассивные граждане. В сферу правового регулирования обязательно включаются: 1. Отношения людей по обмену ценностями. 2. Отношения по властному управлению обществом. 3. Отношения по поддержанию правопорядка. Механизмы правового регулирования (понятие, элементы, стадии). Механизм правового регулирования – это система юридических средств, участвующих в правовом регулировании. Процесс правового регулирования состоит из: 1. Юридическая регламентация отношения (устанавливается правовой статус участников, отношения рассчитаны на неопределенный круг участников).
2. Возникновение субъективных прав и юридических обязанностей либо в силу волеизъявления участников, либо в силу применения норм права, без которых правоотношения не могут возникнуть. На этой стадии происходит индивидуализаций, конкретизация прав и обязанностей. 3. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей, возможна факультативная стадия применения норм права. 4. Применение права. Факультативная стадия, либо предшествующая правоотношениям, либо обеспечивающая реализацию правоотношений. Стадиям процесса правового регулирования соответствуют следующие элементы: 1. Норма права. 2. Правоотношения. 3. Акты реализации прав и обязанностей. 4. Акты применения норма права. Типы правового регулирования: 1. Дозволительный тип (реализация принципа “Разрешено все, что не запрещено в законе”). 2. Разрешительный тип (запрещено все, кроме разрешенного в законе). Первый тип рекомендуется для отношения к гражданам, подданным и организациям. Второй тип рекомендуется для публичных правоотношений (для вертикали). Кроме нормативного регулирования существует индивидуальное правовое регулирование – деятельность субъектов права и правоприменения, иных участников по разрешению вопросов, относящихся к сфере правового регулирования на основе свободы усмотрения в пределах, очерченных в нормах права. Индивидуальное правовое регулирование подразделяется на виды в зависимости от способов взаимосвязи: 1. Автономное правовое регулирование. 2. Координационное правовое регулирование (участники правоотношения определяют поведение путем заключения договоров). 3. Субординационное правовое регулирование (занимает промежуточное положение между правотворчеством и правоприменением, например положение Государственной Думы об амнистии).
Тема №11: Гражданское общество и правовое государство. Понятие гражданского общество старше нынешнего понятия. Первоначально гражданское общество и государство объединялись, лишь в XVIII веке Ж.Ж. Руссо высказал мнение, что гражданское общество может существовать лишь в прогрессивных формах государства. Кант и Гумбольдт окончательно раздели гражданское общество и государство. К государству относили систему государственных инстанций, позитивное право, гражданство (подданство). А к гражданскому обществу относили систему обществ, формируемых индивидами, естественное право и человека. Современное понимание гражданского общества предполагает следующие признаки: 1. Сообщество свободных индивидов, при этом каждый является собственником, поэтому не зависит от государства. 2. Открытое социальное образование, обеспечивается свобода слова, информации. 3. Сложно сконструированная система, что означает наличие множества общественных форм, многообразие форм собственности. 4. Самоуправляющаяся система, не зависит от государства. Таким образом, гражданское общество – это совокупность общественных институтов, имеющих определенную автономию и застрахованных от произвольного вмешательства государства. Правовое государство – это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на три ветви, обеспечивается верховенство закона и взаимная ответственность граждан и государства. Признаки правового государства: 1. Верховенство закона. 2. Взаимная ответственность граждан (подданных) и государства. 3. Гарантированность прав и свобод граждан. 4. Соответствие национального законодательства общепринятым международным нормам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|