Тема №1: Понятие и сущность права. Понятие права как особого социального регулятора, теории возникновения, сущность, социальное назначение права.
Понятие права в современном понимании характеризуется как особый вид социального нормативного регулятора. Признаки права отличающие его от иных социальных норм: 1. Право характеризуется конкретностью и определённостью и содержит модели возможного, должного и запрещённого поведения (в иных социальных нормах, например в обычае, содержатся запрещённые нормы (табу), в обрядах и ритуалах, нормы должного поведения, мораль содержит одобряемое или осуждаемое обществом поведение). 2. Нормы права устанавливаются, санкционируются и отменяются в особой форме и порядке, при участии государства (его органов), а следовательно носят общеобязательный характер и при необходимости обеспечиваются авторитетом государственной власти и государственным принуждением. 3. Право в отличии от иных социальных норм, имеет особый круг предметов регулирования и охраны, на основе специальных методов юридического воздействия. В качестве предмета выступают наиболее значимые, устойчивые виды общественных отношений (политические, экономические, финансовые, социальные), но не в полном объёме, а только в части из них (другая часть регулируется другими социальными нормами: корпоративными, морали и т.д.). В этих общественных отношениях в сферу правового регулирования попадает только та часть, где присутствуют: 1) Управленческие элементы. 2) Имущественные элементы. 3) Охранительные элементы. Методы тоже отличаются от других социальных норм: 1) Императивные (обязывание, запрет). 2) Диспозитивные (дозволение, управомочивание, рекомендации, поощрение). Методы часто используются в комбинации. 4. Сущность права состоит в том, что право характеризует общую волю публичной власти и членов общества, направленную на удовлетворение объективных потребностей и интересов, на основе достижения общественного порядка; кроме того право выражает волю властвующей группы людей и интересы тех, кто их поддерживает, таким образом право имеет социальную, классовую сущность (классовая сущность не может проявляться в традициях, обычаях, но может проявляться в морали, ритуалах, и обрядах).
5. Право обладает объективным характером, то есть существует и действует вне зависимости от воли отдельных людей, представляет собой иерархически и функционально взаимосвязанную целостную систему норм. 6. Право неразрывно связано с иными социальными нормами, наиболее важные из них оно закрепляет и охраняет. 7. Приведённые признаки права аккумулируют достижения различных теорий, исторически складывающихся в обществе. Многие мыслители пытались увидеть в праве воплощение критериев социальной справедливости. Но представление о социальной справедливости меняются в зависимости от исторических условий, от нравственности народа, и различаются не только между отдельными странами, но и между различными слоями и группами (власть считает справедливым одно, а народ другое). Социальная справедливость – представление о одобряемых в обществе деяниях и их следствиях (несправедливо то, что деяние, наносящие вред, не получают негативной реакции со стороны общества и государства). В каждом обществе свои представления о справедливости. В современных условиях право закрепляет лишь определённые виды социальной справедливости но не воплощает справедливость в полной мере. Сложилась формула юридического содержания социальной справедливости: соотношение между первичным деянием субъекта и принятой в нормах ответной реакции со стороны общества и государства (масштаб деяния и воздояния). 8. Право и свобода. Право понимается в объективном смысле как объективное право – система, совокупность норм, содержащихся в официальных документах и источниках. А субъективное право – это меры возможного поведения субъекта в тех отношениях, которые регулируются охранительным правом. То есть право всегда меряется и носит конкретный характер. Свобода в отличии от субъективного права не измеряется, а характеризует собой лишь вид возможного поведении, гарантированного государством. Исторически не возможны свободы во всех сферах отношений, неограниченная свобода во всех сферах ограничивается борьбой всех против всех.
Право – это мера свободы, и лишь в отдельных видах свобода остаётся без ограничений. Нравственность и мораль тоже ограничивают свободу, но они – субъективны, а право – объективно. Основные правовые теории. 1. Теологическая теория. 1) Появляется в древности на Востоке, в Древней Греции. 2) Появляется в силу простоты понимания того, что право происходит от Бога. 3) Способствует стабильности и властвованию церкви в государстве, суд был религиозным (главную роль играли священники), способствует формированию теологических государств. 4) Сейчас актуальна в исламских странах. Россия тоже пережила период теократического государства (Русь с IX века до конца XIV века, при Петре I государство стало клерикальным, с 1917 года – светское государство). Теория актуальна из-за стабильности, которую она гарантирует. Вплоть до периода средневековья теологическая и патриархальная теории имели приоритет, под их воздействием развивалось партикулярное право (княжеские грамоты, вассальные отношения), каноническое право (церковное). В содержании права преобладает правовой обычай, патриархальные нравы. Под воздействием этих теорий формировались Судебники и Соборное Уложение. Бурный рост промышленности и буржуазии, которой мешала архаичность права, вынудил создать более прогрессивную теорию, обосновывающую равноправие, формальное равенство людей и дававшее простор рациональным (от ratio) преобразованиям. В традиционных правовых системах начинают формироваться предпосылки рационального права. 2. Естественно-правовая теория. 1) В XVII веке (особенно во второй его половине) в Европе наряду с договорной теорий возникновения государства формулируется и естественно-правовая теория. Руссо, Локк, Гроций – ее основоположники. Центры распространения этой теории: Франция и Англия.
2) Истоки естественно-правовой теории черпались из римского права, где за гражданами признавались естественные неотчуждаемые права человека. Согласно естественно-правовой теории все люди по природе равны, следовательно все люди формально равны (на не фактически). Смысл естественно-правовой теории достигается не сразу, она идеалистична и утопична. Существует право естественное и право позитивное (создается государством). Право позитивное не должно противоречить праву естественному. Права человека понимались как урегулированная правовыми средствами свобода (“Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого”) 3) Естественно-правовая теория способствовала установлению конституционного строя в Америке и Европе, но носила революционный характер, так как могла подвергнуть ревизии все позитивное право на предмет соответствия естественному праву (к примеру, смертная казнь и право на жизнь). Появились апелляционные и кассационные суды. Революционный характер естественно-правовой теории создавал предпосылки к тому, что и новые конституции и законы тоже будут пересматриваться, а победителям нужна была стабильность. 3. Историческая школа права. 1) Возникла на рубеже XVIII-XIX веков в Германии. Основоположники: Совиньи, Гуго. 2) По данной теории право формируется постепенно, выражая дух и традиции народа, и не один правитель не может по своему усмотрению изменить право. Историческая школа права консервативна, но демократичнее патриархальной или теологической теории (по которым право создается правителем). 3) Историческая школа права обеспечивает преемственность в развитии государства и права, их стабильность. Недостатки: завышается роль традиции, обычаев. 4) Теория популярна в Великобритании. 4. реалистическая школа права. 1) Появилась в XIX веке в Америке и Германии. Основоположник – Рудольф Иегер.
2) По данной теории право – это защищенный государством интерес субъекта, состоящий в фактическом праве субъекта действовать в своих интересах. Борьба за свое право и есть высшая ценность права. Право принадлежит тому, кто умеет им пользоваться и может его защитить. В таком случае должна хорошо работать фискальная система. 3) Реалистическая школа права служит основой правового воспитания. Если вы не боритесь за свои права, то их у вас и нет. Главный способ защиты прав – самозащита. 5. Нормативисткая теория права. 1) Появилась в Германии. Основоположник – Кельзен. 2) Право представляет собой целостное системное иерархическое явление, вершину которого образует абстрактная гранднорма – высшее воплощение социальной справедливости. Теория достаточна проста и не вдается в содержательную структуру права. 3) Достоинство теории состоит в положениях о целостности и системности права, отсутствии в нем противоречий. 6. Классовая теория права. 1) Появилась в XIX веке. В Англии: Льюис, Морган. В Германии: Маркс, Энгельс. В России: Ленин, Плеханов. 2) Право представляет собой выраженную в нормах волю экономически и политически господствующей социальной группы. Эта теория экономически детерминирована. Право предстает как надстройка над базисом, зависящая от него, но при этом оказывающая влияние на развитие экономических отношений. В этой теории государство понимается как машина, поэтому в теории есть много “технических” терминов. По данной теории социалистическое государство уже называется полугосударством, в котором есть полуправо, так как право перестает быть выразителем воли отдельного класса. 7. Психологическая теория права. 1) Появилась в XIX–XX века. Основоположники: Петражицкий, Фрейд, Ницше. 2) Право – это выражение бытия психики человека в форме юридического долга (совпадение правовой обязанности и нравственности). Человеку свойственно жить, подчиняясь общей воле. Эта потребность оказывается характерна не для всех, согласно психологической теории права такие сферы права как семейное, гражданское права – это удел людей с высокой нравственностью, интеллектом и порядочностью. Ницше даже выделил понятие Героя. По данной теории брак, к примеру, является уделом Героев. По мнению Ницше были и государства-Герои – Германия. Функции права – это основные направления воздействия правовых норм и предписаний на общественные отношения, обусловленные сущностью и социальным назначением права. Функции права делятся на: 1. Неюридические (внешние) функции:
1) Организационная функция. 2) Информационная функция. 3) Воспитательная функция. 4) Координирующая функция. 5) Управляющая функция. 6) Идеологическая функция. 7) Экономическая функция. 8) Политическая функция. 9) Социальная функция. 2. Собственно юридические функции: 1) Регулятивная функция. а) Регулятивно-статическая функция (предусматривает определение круга участников отношений и наделение участников правами и обязанностями) б) Регулятивно-динамическая функция (направлена на обеспечение реализации прав и свобод субъектов отношений). 2) Охранительная функция (представлена нормами уголовного права, административного права, трудового права). 3) Стимулирующая функция (закрепление условий, необходимых для приобретения определенного статуса, к примеру, студент получает право на отсрочку от армии). 4) Поощрительная функция.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|