Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Акмеологические принципы интенсификации процесса обучения




Принцип поэтапной организации учебной деятельности. Система интенсивного обучения на основе акмеологических технологий предполагает последовательное использование различных видов учебной деятельности, обеспечивающих поэтапное восхождение по уровням усвоения информации. Процедура или этапность построения процесса обучения вытекает из теории поэтапного формирования умственных действий, согласно которой процесс усвоения информации должен включать этапы формирования ориентировочной основы действия, действие в материализованной форме, внешнеречевой форме, внешней речи про себя и формирования действия во внутренней речи (Гальперин П. Я.). Согласно деятельностной теории, усвоение информации особенно эффективно в условиях деятельности, а согласно теории общения – в условиях взаимного общения. Из теории педагогических систем (Беспалько В. П.) вытекает, что эта деятельность в процессе обучения должна быть поэтапно направлена последовательно на готовность к процессу обучения, ознакомительное действие, репродукцию, продуктивное действие (применение) и творчество. Соответственно уровни владения информацией на разных этапах: готовность, узнавание, воспроизведение, применение, творчество (рис.1).

Рисунок 1.

Поэтапное восхождение по уровням усвоения учебной информации

 
 

 

Уровень готовности к обучению интенсивным методом можно обеспечить за счет использования, с одной стороны, психической саморегуляции состояния (в соответствии с теорией внушения и самовнушения), а с другой стороны – информационной перегрузки (в соответствии с теорией суггестивной гипермнезии). Специальную психологическую установку на усвоение информации в условиях больших массивов возможно создать на основе теории установки (Узнадзе Д. Н.). Дальнейший поэтапный процесс усвоения информации может быть охарактеризован с позиции теории функциональных систем (Анохин П. К.), согласно которой поведенческий акт, связанный с усвоением информации, должен содержать элементы доминирующей мотивации, установочной афферентации, пусковой афферентации, механизмов памяти.

Преодоление психологических информационных барьеров. Акмеологические технологии интенсификации процесса обучения основываются, в частности, на создании в учебном процессе психофизиологических условий для комплексной активизации резервных возможностей личности обучаемого. Эти резервы личности, как правило, в обычной жизни скрыты и недоступны для использования из-за существующих психологических барьеров. Однако в экстремальных ситуациях при наличии высокой мотивации человек иногда спонтанно преодолевает такие барьеры. Аналогичное явление в спорте известно как “второе дыхание”. Один из барьеров, открытый Г. Лозановым, составляет массив около 50 смысловых единиц за один прием предъявления, другой — около 250 понятий. (Рис.2).

При традиционном обучении предъявление учебной информации в объемах сверх барьера влечет много неприятностей, вызывает почти стрессовую реакцию. Преодолевать барьеры возможно на основе акмеологического подхода к интенсификации процесса обучения. Для этого учебная информация предъявляется в течение одного урока в таких больших объемах, которые превышают субъективные психологические барьеры усвоения. Поэтому в реальном уроке интенсивного обучения информация может предъявляться сразу в объеме всего учебника. Преодоление этих барьеров без стресса возможно, если учебная информация предъявляется в необычной форме: на высоком уровне эмоций, в развлекательной игровой форме, с использованием неосознаваемых видов психической деятельности и с использованием акмеологических методик управление состоянием. Все это и обеспечивается в игровых приемах интенсивного обучения, когда на сознательном уровне обеспечиваются условия игры, а на втором плане — условия непроизвольного запоминания больших массивов учебной информации. Г. Лозанов назвал это явление гипермнезией — сверхзапоминанием.

Рисунок 2.

Информационные барьеры

 

 

Для преодоления психологических информационных барьеров создается специальная акмеологическая ситуация: создается информационная “перегрузка” в сочетании с одновременной психологической компенсацией (нейтрализация дистрессовой реакции) в игровых формах в виде психоэмоциональной суггестивной “разгрузки”. Эта информационная стимуляция позволяет загружать в подсознание большие объемы информации, которую сначала реально использовать невозможно, но эта подсознательная информационная база, аналогично забытому прошлому опыту, при создании стимулирующей ситуации в игровых формах обеспечивает процесс “всплывания” ранее загруженной в подсознание информации. Стимулом для всплывании информации может служить различная игровая деятельность, в частности, деятельность по ускоренному просмотру текстов, их конспектированию и реферированию, ролевые игры, творческие соревнования учебных коллективов и т. д. Таким образом, выгодно на начальных этапах использовать весьма пассивные (созерцательные) индивидуальные формы учебной деятельности, позволяющие загрузить большие массивы информации с ее неполным осмыслением. А весь дальнейший учебный процесс в такой системе должен быть направлен на активизацию пассивных знаний, т. е. поэтапное повышение уровня владения информацией в активной игровой деятельности. Такое повышение уровня активности может быть обеспечено в самых разных видах игровой деятельности. При этом, используются все положительные стороны как пассивных форм учебной деятельности, имеющих большой выигрыш в пропускной способности восприятия информации, так и активных методов, имеющих выигрыш в глубине (уровне) ее усвоения. Все этапы обучения строятся в форме игровых занятий. Учебные игры создают разнообразие форм учебной деятельности, содержат элементы развлекательности, включают элементы психотренинга, рациональной работы с текстами, ролевые игры, приемы самосовершенствования, творческие соревнования, аутогенную тренировку, взаимную оценку текущих результатов усвоения учебной информации и состояния обучаемых, элементы генерации идей и т. д.

Автоматизированные системы интенсивного обучения учитывают все принципы акмеологического подхода, при этом информация предъявляется техническими средствами с использованием всех перечисленных выше элементов интенсификации, осуществляется управление состоянием, учебный процесс строится поэтапно, используется не только осознаваемые, но и неосознаваемые формы психической активности, учебные группы подбираются по тестам.

Поэтапная организация обучения гуманитарным дисциплинам. Обучение гуманитарным дисциплинам описательного характера основано на последовательном использовании таких видов учебной деятельности, как формирование учебных групп по тестовым показателям; обучение приемам рациональной работы с текстом, в том числе — конспектированию на разных уровнях обобщения; ролевые обучающие коммуникативные игры; соревнования и коллективное творчество. Такие приемы интенсивного обучения гуманитарным дисциплинам хорошо совместимы с традиционными, так как не требуют изменения содержания дидактических материалов.

На первом этапе обучения при работе с описательными учебными текстами для достижения уровня “узнавания” группе обучаемых предъявляются массивы учебной информации в объеме нескольких глав или даже целого учебника, при этом дозируется время на просмотр каждой страницы текста. Сигнал к переходу к следующей странице дается после просмотра большинством группы заданного объема текста. От обучаемых требуется понять лишь общее содержание каждой страницы.

На втором этапе обучения (достижение уровня “воспроизведения”), обучаемые работают с опорными конспектами. Им предлагается разбить лист на 4 вертикальных полосы — графы. В первой полосе нужно записывать ключевые слова и план на каждую страницу. При конспектировании текста от первой до последней страницы учебника на заполнение каждой графы отводится 15 секунд на страницу. Во второй графе указываются пояснения к ключевым словам, расшифровки. В процессе заполнения второй графы предлагается также связывать понятия второй графы с первой стрелками, линиями и другими графическими знаками. Затем предлагается заполнить третью графу, где даются тезисы, пояснения и собственно конспект. Четвертая графа содержит неясности, вопросы, ремарки и собственное отношение обучаемого к данному тексту. При заполнении четвертой графы конспект приобретает завершенную форму, где содержатся все соединительные линии и прочие знаки графического отражения сущности конспектируемой страницы. Таким образом, за счет анализа и синтеза при составлении опорного конспекта на четырех разных уровнях обобщения осуществляется усвоение учебного материала на уровне “воспроизведения”.

На третьем этапе обучения достигается усвоение материала на уровне “применения”. Предъявление учебного материала осуществляется в форме ролевых игр, для участия в которых группа обучаемых разбиваются на пары. В каждой паре один из обучаемых играет роль “учителя”, другой — роль “ученика”. “Ученик”, пользуясь конспектом, пересказывает постранично текст, а “учитель”, глядя в исходный текст, корректирует и анализирует работу “ученика”. За каждую страницу “учитель” ставит “ученику” оценку. Допускается только две оценки — “хорошо” или “отлично”. Других отметок нет — все остальное представляется как отсутствие ответа. При пересказе текста время на пересказ каждой страницы дозируется и составляет около 1 минуты. Всего в ролевых играх предлагается более 30 видов учебной деятельности.

На четвертом этапе для достижения уровня “творчества” учащиеся делятся на две команды. Им предлагается составить занимательные задачи и вопросы. За составление вопроса и за ответ на него жюри начисляет командам очки. Оценивается также оригинальность, находчивость, остроумие, скорость реакции. На данном этапе осуществляется творческая деятельность в виде соревнования учебных коллективов — наподобие команд КВН. Вопросы задаются по всему пройденному тексту. На этом этапе используются также и отдельные приемы методик “генерации идей” и “мозгового штурма”. При изложении вопросов и ответов рекомендуются различные игровые формы с использованием художественных, музыкальных, пантомимических и других средств выражения. Жюри оценивает правильность каждого ответа и начисляет командам очки. После завершении игры подводится общий итог соревнования.

Каждый из упомянутых этапов теоретического обучения имеет самостоятельное значение и одновременно представляет отдельную методику. Так, из этапа обеспечения готовности к обучению создалась методика активизации резервных возможностей личности. Из этапа ускоренного чтения образовалась методика обучения приемам скорочтения. Из этапа конспектирования создана методика рациональной работы с текстовой информацией. Из этапа ролевых игр образовалась методика обучению искусству общения. Из этапа творчества образовалась методика “генерации идей”.

7 8
Методика обучения скорочтению включает различные приемы работы с текстом, основанные на развитии навыков зрительного восприятия и прогнозирования смыслового содержания текстов, активизации и расширении словарного запаса, на тренировке внимания, памяти, воображения. Система этих упражнений строится на принципах информационной и суггестивной стимуляции, то есть информация предъявляется большими массивами, а ситуация обучения задается суггестивными инструкциями и игровыми заданиями. Система этих упражнений позволяет значительно увеличить эффективность чтения (скорость и коэффициент понимания).

На основе второго этапа обучения образовалась методика рациональной работы с текстами, которая обучает приемам составления опорного конспекта по нескольким уровням обобщения и обеспечивает обсуждение этих конспектов в ролевых играх. На освоение методики рациональной работы с текстами требуется 2 — 3 часа занятий.

Из третьего этапа обучения образовалась методика тренинга общения, содержащая приемы тренинга в виде проблемных игр в парах по заданным ролям.

Заключительным этапом теоретического обучения является коллективное творчество типа “КВН” или “мозгового штурма”. На его основе образовалась методика “генерации идей”, в которой в игровых формах стимулируется творческая деятельность. За два-три дня работы группа в 6 — 8 человек способна выдать несколько десятков ценных идей, рацпредложений, а иногда и изобретений.

Система интенсивного обучения иностранным языкам. Система интенсивного обучения иностранному языку в игровых формах строится на аналогичных принципах. На подготовительном этапе осуществляется тестирование и формирование учебной группы по психологическим показателям. На первом этапе обеспечивается информационная стимуляция в виде предъявления многоканальных сигналов. Тексты на экране предъявляются в виде параллельных колонок русского и иностранного текста, а звучащая фонограмма — в виде речи с синхронным переводом. На втором этапе осуществляется активизация пассивного запаса: обучаемый пытается перевести каждую предлагаемую фонограммой фразу с родного языка на иностранный, а через несколько секунд в наушник дается вариант правильного перевода. На третьем этапе осуществляется деятельность по применению языка в различных ситуациях: инструкциями и рисунками задаются различные проблемные ситуации и обучаемые их разыгрывают в парах. Диалогу помогает словарь ключевых слов, задаваемый на каждую ситуацию. Оценка взаимно осуществляется самими учащимися. На четвертом этапе осуществляется “творчество” на языке. Оно строится на основе разыгрывания миниатюр, соревнований команд, обучающих коллективных игр. Задаются ситуации для обеспечения коллективной творческой деятельности, в миниатюрах “оживляются” комические картинки. В результате этого вида деятельности достигается уровень “творчества”. После 12 дней интенсивного обучения в игровых формах пассивный лексический запас достигает у обучаемых 2500 — 4000 слов. Пассивный лексический запас обучаемых позволяет им понимать с листа популярные газетные и журнальные тексты, а активный лексический запас достаточен для практического общения по основным бытовым темам.

Система интенсивного обучения двигательным навыкам. Интенсивное обучение двигательным навыкам в игровых формах на примере освоения клавишных устройств основывается на поэтапном формировании умственных действий с учетом принципов информационной стимуляции: клавиатура компьютера или пишущей машинки предъявляется для изучения полностью в течение уже первого сеанса. При этом, скорость предъявления информации выбирается с учетом стимуляции неосознаваемых компонентов психической деятельности. На последующих этапах закрепляется автоматизм десятипальцевой “слепой” работы на клавиатуре при задании с фонограммы музыкального ритма в сочетании с речевым диктантом. Всего за 6 -10 дней интенсивного обучения достигается скорость 120 — 140 ударов в минуту, 0,5 % опечаток при работе “вслепую” десятью пальцами.

Система игрового полидисцплинарного обучения. В игровом полидисциплинарном интенсивном курсе гармоничного развития личности общая суггестивно-информационная активизация познавательной деятельности осуществляется сразу для нескольких учебных дисциплин и видов учебной деятельности. При этом, каждая в отдельности учебная дисциплина (например, скорочтение, рациональная работа с текстами, активизация творческой деятельности) взаимно активизирует усвоение другой дисциплины предлагаемого комплекса дисциплин. Для создания такой ситуации общей активизации резервов психики в комплекс дисциплин включаются сразу несколько иностранных языков, рациональная работа с текстами, основы машинописи и компьютерной грамоты, тренинг общения, основы изобразительного и сценического творчества, оздоровительные и развивающие игры, языки программирования, деловой тренинг, танцы и спортивно-оздоровительные игры. В систему полидисциплинарного интенсивного курса обучения включается психическая саморегуляция состояния, обеспечивается расширение лексического запаса на родном языке методом информационной перегрузки, стимуляция памяти, внимания, воображения, повышение скорости восприятия зрительной информации, рациональная работа с текстами, проводится тренинг общения, стимуляция творческой деятельности в виде “генерации идей” организуется изобразительное и художественное творчество. Курсы проводятся в условиях “погружения” в специальную психологическую среду. Длительность полидисциплинарного курса из десяти дисциплин составляет 10—20 дней, при этом за указанное время достигается эффект интегрального усвоения полидисциплинарной информации.

Информационные технологии

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...