Педагогические системы и автоматизированные обучающие комплексы.
Наиболее современной формой организации игровых интенсивных форм обучения являются технические средства. В отличие от известных технических систем обеспечения учебного процесса, автоматизированные системы интенсивного обучения имеют средства управления состоянием обучаемого путем использования суггестивных средств (аутогенная тренировка, ввод информации на уровне подсознания, преодоление психологических информационных барьеров, использование функционального фона, создание специальной аудиовизуальной среды и т. д.). Процесс интенсивного обучения осуществляется автоматизированно начиная от входного тестирования, включая поэтапное восхождение по уровнем усвоения учебной информации (от уровня “готовности” через “узнавание”, “воспроизведение”, “применение” к “творчеству”). Все это организуется в учебной технологии с помощью различных видов учебной деятельности (психическая саморегуляция состояния, информационная стимуляция с использованием неосознаваемых механизмов психической деятельности, динамические чтение, ролевые игры и соревнования творческих коллективов, “генерация идей”). Такое обучение осуществляется в условиях искусственной психологической среды, стимулирующей учебно-познавательный процесс. Используется специально оборудованный комплекс со специальной мебелью для релаксации, помещением и реквизитом для игровых форм занятий, системами предъявления аудиовизуальных сигналов и контроля состояния и усвоения учебной информации. Зрительная информация в таком комплексе игрового обучения воспроизводится на большом экране компьютерного мульти-медиа проектора или проекционном телевизоре домашнего кинотеатра, звуковые сигналы воспроизводятся через звуковые стерео динамики. Контроль осуществляется беспроводными сенсорными датчиками, которыми снабжается каждый слушатель при коллективном обучении. Для персонального обучения используются средства виртуального отображения информации.
Мультимедиа курсы. Современные мультимедиа компьютеры позволяют сегодня обеспечивать учебные занятия на новом уровне возможностей. Если раньше показ слайдов или кинофрагментов на учебном занятии было возможен благодаря проекционной технике, сегодня им на смену приходит компьютер и мультимедиа проектор. С помощью одного такого проектора можно демонстрировать как видеофрагменты с видеомагнитофона, так и копировать экран компьютера. По системе видеотренинга можно заснять видеокамерой работу учебной группы и тут же на занятии продемонстрировать им самих себя на большом экране. Современный лектор готовит рисунки на своем компьютере перед лекцией. Информация может быть самой свежей и оперативной, т. к. не требуется никакой обработки нового “слайда”, нужно только этот рисунок записать на дискету, а перед лекцией ввести в проекционный компьютер. Программа PowerPoint позволяет оперативно создать целый курс из рисунков, видео или аудиофрагментов, необходимых для занятия. В таком курсе даже графики на экране рисуются пофрагментно, как бы копируя старую традицию лектора при объяснении рисовать на доске графики. Надписи, таблицы, изображения “выезжают” на экране последовательно под сопровождающие музыкально-шумовые сигналы. Изображение сопровождаются музыкой, а при необходимости и дикторским текстом. Получается лекция с мультимедиа сопровождением. Если лектор запишет свою лекцию на диктофон, этот звуковой текст потом можно ввести в компьютер и озвучить им зрительный ряд. Получается уже автоматизированная лекция. После каждого занятия на экране высвечиваются тестовые вопросы. После лекции слушатели каждый персонально набирают выбранный ими код правильных на их взгляд ответов (на это уходит всего 3–4 сек.) и получают на экране оценку и развернутое резюме об уровне усвоения ими материала занятия. Оценку получает и преподаватель в виде графика, в котором отражено количество неправильных ответов слушателей по каждому их изучаемых разделов курса. Таким образом, преподаватель знает, какие разделы курса им преподаны с меньшим эффектом и что требует последующей дополнительной проработки. Следует заметить, что автоматизированная лекция даже и не требует обязательного присутствия самого автора курса непосредственно на занятии, такие занятия могут проводиться даже заочно и в домашних условиях по типу дистанционного обучения. По аналогичной системе занятия могут проводить не только в лекционной форме, но и в нетрадиционных игровых формах.
Занятия в игровых формах обучения являются наиболее перспективной формой учебного процесса. Практически любые формы игровой деятельности поддаются алгоритмизации и представления их в виде дикторского текста инструкций по организации этих игр. Особенно такие игровые приемы как психосаморегуляция состояния, воспитательные игры, суггестивное самосовершенствование требуют высокой квалификации исполнения, поэтому их проведение в форме мультимедиа курсов особенно оправдано. Имеются готовые фонограммы с дикторскими инструкциями по организации и проведению игр на всех этапах учебного процесса традиционного и интенсивного обучения (подготовка к обучению, психосаморегуляция, преодоление психологических барьеров, скорочтение, конспектирование, рациональная работа с текстом, ролевые игры, интеллектуальные соревнования творческих коллективов). Эти инструкции воспроизводятся либо преподавателем, либо мультимедиа-системой. Для преодоления психологических барьеров используются специальные суггестивные игры с вокально-музыкальном сопровождением. Они также могут проводиться либо непосредственно преподавателями, либо с использованием мультимедиа фонограмм. В любом случае контроль за деятельностью слушателей осуществляется компьютерной системой.
Телеконференции. Сеть Интернет позволяет проводит разделенное расстоянием игровое общение типа телеконференции или телемоста. В новых информационных технологиях для коллективных творческих процессов получили распространение автоматизированные аудитории с большим проекционным и или просветным экраном, на котором могут демонстрироваться видеопрограммы с видеомагнитофона, телекамеры или с компьютера. Такие проекционные системы позволяют как бы объединить аудитории, находящиеся на тысячи километров друг от друга. С помощью таких технологий можно проводить коллективные конференции, организовывать дистанционное обучение в игровых формах. В ситуации телеконференции коллектив специалистов может передать другому коллективу информацию различных видов и модальностей: голосовую, в виде рисунков, фильмов. С помощью телеконференции можно проводить дистанционное обучение, при котором преподаватель может находиться в другом городе или даже в другой стране. Аудитория слушателей, соединенная с компьютерной сетью, может находиться даже на другом материке и получать сигналы в виде изображения и звука точно так же, как это происходит при непосредственном присутствии преподавателя в учебной аудитории. Поэтому процесс творчества сегодня может объединять профессионалов, удаленных друг от друга на громадное расстояние. Интенсивное автоматизированное дистанционное обучение. Используя современные методы интенсивного обучения, компьютерная сеть Internet открывает новые возможности в использовании приемов управления состоянием, управления познавательной деятельностью средствами суггестивной и информационной стимуляции. За счет преодоления психологических барьеров усвоения информации, использованием многоплановой и полимодальной передачи информации с поэтапной организацией учебного процесса и учета индивидуальных показателей каждого обучаемого значительно повышается эффективность обучения. Такое направление известно под названием суггестокибернетической технологии интенсивного обучения.
Система интенсивного дистанционного обучения строится на принципах использования интенсивных автоматизированных методик интенсивного обучения. На начальном этапе предварительное тестирование начинается дистанционно с целью определения конкретного набора пакета обучающих программ, необходимых данному обучаемому для его последующего дистанционного обучения. Для этого используется система автоматизированных тестов. Испытуемый, связавшись через Интернет с нужным узлом страничкой, сидя у своего компьютера, отвечает на предлагаемые тестовые вопросы. После обработки тестов, комплект учебных материалов обучаемому с учетом его тестовых показателей высылается по почте. Комплект содержит печатные материалы, компьютерные дискеты, аудиокассеты и видеокассеты, в которых содержится вся содержательная часть курса и инструкции по использованию обучающих программ. Интенсификация процесса дистанционного обучения основана на создании психофизиологических условий для комплексной активизации резервных возможностей личности обучаемого. При интенсификации процесса обучения осуществляется преодоление информационных психологических барьеров, для чего создается специальная психофизиологическая ситуация, мобилизующая организм на их преодоление. Для этого создается дозированная информационная “перегрузка” в сочетании с одновременной психологической компенсацией в игровых формах в виде психоэмоциональной суггестивной “разгрузки”. Таким образом, сама информационная стимуляция позволяет загружать в подсознание большие объемы информации, которую сначала реально использовать невозможно, но эта подсознательная информационная база, аналогично забытому прошлому опыту, при создании стимулирующей ситуации в игровых формах обеспечивает процесс всплывания ранее загруженной в подсознание информации. Стимулом для всплывании информации может служить различная игровая деятельность, в частности, деятельность по ускоренному просмотру текстов, их конспектированию и реферированию, ролевые игры, соревнования и т. д. Таким образом, на начальных этапах используются пассивные (созерцательные) индивидуальные формы учебной деятельности, позволяющие загрузить большие в подсознание большие массивы информации. А весь дальнейший учебный процесс в такой системе должен быть направлен на активизацию пассивных знаний, т. е. поэтапное повышение уровня усвоения в активной игровой деятельности. Такое повышение уровня активности может быть обеспечено в самых разных видах игровой деятельности. При этом, используются все положительные стороны как пассивных форм учебной деятельности, имеющих большой выигрыш в пропускной способности восприятия информации, так и активных методов, имеющих выигрыш в уровне глубины ее усвоения.
В дистанционном полидисциплинарном интенсивном курсе общая суггестивно-информационная активизация познавательной деятельности осуществляется сразу для нескольких учебных дисциплин и видов учебной деятельности. При этом, каждая в отдельности учебная дисциплина (например, скорочтение, рациональная работа с текстами, активизация творческой деятельности) взаимно активизирует усвоение другой дисциплины предлагаемого комплекса дисциплин. Для создания такой ситуации общей активизации резервов психики в комплекс дисциплин включаются сразу несколько иностранных языков, рациональная работа с текстами, основы машинописи и компьютерной грамоты, тренинг общения, основы изобразительного творчества, оздоровительные и развивающие игры, языки программирования, деловой тренинг и развивающие игры. В систему полидисциплинарного интенсивного курса обучения включается психическая саморегуляция состояния, расширение лексического запаса на родном языке методом информационной перегрузки, стимуляция памяти, внимания, воображения, повышение скорости восприятия зрительной информации, рациональная работа с текстами, тренинг общения, стимуляция творческой деятельности в виде “генерация идей”, изобразительное и художественно творчество.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|