Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы дальнейшего развития информационных технологий.




Кроме увеличения объемов, быстродействия и совершенствования программных возможностей, сегодня особое значение имеет возможность перехода на принципиально иной уровень возможностей общения человека с машиной. Речь идет прежде всего о том, что машина начинает понимать не только сигналы осознанной деятельности человека (набор команд с клавиатуры), но и проявление непосредственной эмоционально-психической деятельности человека. Примерами уже существующих систем могут быть названы системы распознавания речи, “лай-детектор”, позволяющие вводить в компьютер фактически подсознательную психо-физиологическую информацию. Появилась и возможность вывода из компьютера информации, минуя психологические механизмы человека, связанные с необходимостью ее сознательной переработки и осмысления, на что часто требуется больше времени, чем занимает сам процесс обработки информации компьютером.

Конечно, здесь возникает множество этических вопросов, но поскольку прогресс неминуем, эти вопросы уже сейчас требуют своего рассмотрения.

Принципиально уже сейчас компьютерные системы позволяют воздействовать на подсознательную сферу человека. Современные методики интенсивного обучения с использованием подсознательной сферы человека дают возможность осваивать ему гигантские массивы информации. Но это только самое начало тенденции, при которой сознание человека как бы начинает “выпадать” из технологического процесса информационного взаимодействия системы человек-машина. Далее, при развитии информационных технологий неизбежно возникает два аспекта. Один из них — действительно резкое увеличение пропускной способности кибернетических систем за счет того, что исключаются информационные психологические барьеры человека, т. к. используются резервные возможности психики. Второй аспект — когда информация может вводиться в компьютер непосредственно из подсознания человека и возвращать человеку также непосредственно в подсознание, нарушается сложившийся баланс информационного взаимодействия в природе.

С одной стороны человек получит доступ к самой важной кладовой творческих ценностей — в глубинах подсознания находится самая значимая для творчества информация, ибо именно самые неординарные профессионалы имеют наиболее развитое подсознание. В процессе любого обучения человек совершает весьма трудоемкий путь от простого “подсознания” через сознание и опять же к творческому автоматизму как высшей форме “сверхсознания”. Современные информационные технологии позволяют значительно сократить этот пусть и замкнуть его сразу “напрямик”. С другой стороны, в масштабе социальных технологий исключить в информационных технологиях сознательные процессы человека как личности — наивысшего достижение нашей цивилизации, также нельзя. Очевидно, что возникает острая необходимость широкого философско-этического рассмотрении данной проблемы.

Учитывая все вышесказанное, современный специалист сейчас может воспользоваться принципиально новыми возможностями, которые открывают современные информационные технологии и системы на их базе. Их сочетание может дать принципиально новый эффект и позволит либо сделать новый шаг в прогрессе человечества и всей человеческой цивилизации, либо поставить человечество перед фактом новой опасности, исходящей от возможности неадекватного использования новейших информационных технологий.

Заключение

Акмеологические и информационные технологии интенсификации процесса обучения позволяют значительно повысить эффективность обучения и сократить сроки. Мы рассмотрели общую характеристику проблемы интенсификации процесса обучения, а также использование различных акмеологических и информационных технологий в обучении гуманитарным дисциплинам, иностранному языку, скорочтению, машинописи.

Процесс интенсивного обучения представляет поэтапный процесс восхождения по уровням усвоения учебной информации. На начальном этапе подготовки к обучению обеспечивается “готовность” к процессу обучения с помощью освоения приемов психосаморегуляции состояния. На этапе информационной стимуляции достигается уровень “узнавания” с помощью усвоения приемов ускоренного чтения. Этап репродуктивной деятельности обеспечивает уровень “воспроизведения” за счет использования приемов конспектирования учебных текстов. Этап активизации обеспечивается ролевыми играми, в процессе которого обеспечивается уровень “применения” изучаемой информации. Уровень “творчества” обеспечивается на этапе импровизации за счет обеспечения различных творческих видов деятельности, типа соревнований, “мозгового штурма” и т. д. Такая этапность присутствует в любом процессе интенсивного обучения, но в процессе обучения любой дисциплине каждый из этапов представляет и самостоятельное значение.

В процессе интенсификации обучения, важное значение имеет умение обучаемого психической саморегуляции состояния. Владеть этими приемами полезно любому человеку, особенно сегодня, в эпоху стресса и страстей.

Мы также рассмотрели проблему преодоления психологических информационных барьеров, что является одним из важнейших условий интенсификации процесса обучения.

Использование новых технических возможностей оказывает на современного специалиста стимулирующее воздействие, т. к. известно, что специалисты, имеющие оперативный доступ к информации и имеющие постоянную информационную подпитку, в большей мере обеспечены возможностью создание новой информации, отражающей их профессиональную деятельность и поддерживающих состояние “акмэ” — вершины их профессионального мастерства.

Учитывая все вышесказанное, акмеология сейчас может воспользоваться принципиально новыми возможностями, которые открываю современные новые информационные технологии и системы на их базе. Их сочетание может дать принципиально новый эффект и позволит сделать новый шаг в прогрессе человечества и всей человеческой цивилизации.

Литература

1. Грибова Л.Д. Проблемы совершенствования системы вузовского образования в условиях рыночных реформ в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. – М., 1999.

2. Игры — обучение, тренинг, досуг. В семи книгах // Под ред. Петрусинского В. В. – М.: Новая школа, 1998.

3. Киселев С.В. Некоторые вопросы обучения иностранному языку суггестокибернетическим интегральным методом / Методы интенсивного обучения иностранным языкам. Вып. 3. – М.: Московский педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза, 1977.

4. Киселев С.В. Суггестивные методы интенсификации мнемической деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., 1978.

5. Когда исчезают барьеры. Научно-популярный фильм. Киевская киностудия научно-популярных фильмов. Режиссер Соболев Ф. – М., 1980.

6. Лабутова И.В. Развитие общих коммуникативных умений у студентов-педагогов в условиях интенсивного обучения иностранному языку. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., 1990.

7. Лозанов Г.К. Суггестология. – София, 1971.

8. Петрусинский В. В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. – М.: Высшая школа, 1987.

9. Петрусинский В. В. Акмеологические основы построения автоматизированных систем интенсивного обучения. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 19.00.13 – акмеология. – М.: Российская академия управления, 1994.

10. Петрусинский В.В. Информационные технологии и акмеология. / Акмеология: итоги, проблемы, перспективы. Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС. – М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ., 2004.

11. Петрусинский В.В. Обучающие технологии. / Акмеология. Учебник. – М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ., 2002.

12. Петрусинский В.В. Система дистанционного обучения с элементами интенсификации учебного процесса // Материалы научно-практической конференции “Основные направления развития электронных образовательных изданий и ресурсов”. – М., 2002.

13. Петрусинский В.В. Суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения / Методы интенсивного обучения иностранным языкам. Вып. 3. – М.: Московский педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза, 1977.

14. Розанова Е.Г. Методическая классификация игровых форм интенсивного обучения иностранным языкам (на материале обучения взрослых по суггесто-кибернетическому методу). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогическких наук. – М, 2000.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...