Раздел 1. Повторим математику
Стр 1 из 8Следующая ⇒ ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие.................................................................................................. 5 Введение......................................................................................................... 6 Раздел 1. Повторим математику................................................................... 7 1.1. Тригонометрия................................................................................ 7 1.2. Действия с векторами...................................................................... 7 1.3. Построение графиков степенных функций.................................... 8 1.4. Дифференцирование и интегрирование математических функций........... 9 Раздел 2. Предмет физики............................................................................. 10 2.1. Явления, изучаемые физикой......................................................... 10 2.2. Место и роль физики в системе других наук (дисциплин)............ 10 2.3. Виды материи и движения.............................................................. 11 2.4. Единицы измерения основных и дополнительных физических величин в системе «СИ»..................................................................................................... 12 2.5. Множители и приставки кратных и дольных единиц................... 12 Раздел 3. Механика....................................................................................... 12 3.1. Виды механики................................................................................ 12 3.2. Система отсчёта............................................................................... 13 3.3. Физические модели......................................................................... 13 3.4. Способы задания движения. Уравнение движения....................... 14 3.5. Общий случай криволинейного движения.................................... 14 3.6. Прямая задача кинематики для поступательного и вращательного движения. Аналогия формул.......................................................................................... 15 3.7. Обратная задача кинематики для поступательного и вращательного движения. Аналогия формул.................................................................................. 16 3.8. Графики зависимости параметров поступательного и вращательного движения от времени............................................................................................... 17
3.9. Аналогия формул динамики для поступательного и вращательного движения.................................................................................................................. 18 3.10. Виды сил в механике и потенциальная энергия тел для разных видов взаимодействия..................................................................................................... 19 Раздел 4. Молекулярная физика. Термодинамика...................................... 21 4.1. Свойства агрегатных состояний вещества..................................... 21 4.2. Расчёт основных параметров газа................................................. 22 4.3. Информация о газовых процессах................................................. 23 4.4. Сравнение двух методов исследования......................................... 25 4.5. Число степеней свободы тел и молекул с учётом поступательного и вращательного движения......................................................................................... 26 4.6. Сравнение разных видов энергии идеального газа...................... 27 4.7. Сравнение прямого и обратного кругового газового процесса.. 27 4.8. Сравнение первого и второго начала термодинамики................. 28 4.9. Сравнение коэффициентов полезного действия циклов................ 29 Раздел 5. Электростатика и постоянный электрический ток....................... 30 5.1. Электрический заряд – источник тока........................................... 30 5.2. Пробный заряд – индикатор поля................................................. 30 5.3. Заряд электрона – наименьший в природе................................... 30 5.4. Сила Кулона – мера взаимодействия электрических зарядов...... 31 5.5. Сравнение силовых и энергетических характеристик электростатического поля................................................................................................................ 31 5.6. Графическое изображение электростатических полей.................. 32 5.7. Сравнение силовых параметров гравитационных, электростатических и магнитных полей........................................................................................... 33 5.8. Два вида соединений элементов цепей переменного тока............. 34
5.9. Аналогия параметров конденсатора и катушки как элементов электрических цепей............................................................................................................... 35 5.10. Сравнение двух типов источников магнитных полей................. 36 5.11. Аналогия формул для расчёта работы........................................ 38 5.12. Три вида магнетиков..................................................................... 39 5.13. Сравнение принципа устройства электродвигателя и электрогенератора........................................................................................................................ 40 5.14. Три траектории движения электрического заряда в магнитном поле..... 41 Раздел 6. Колебания..................................................................................... 42 6.1. Модель колебательного движения – проекция вращательного движения на плоскость........................................................................................................ 42 6.2. Аналогия параметров вращательного и колебательного движения........... 42 6.3. Аналогия формул кинематики поступательного движения и механических колебаний материальной точки с описанием электромагнитных колебаний в контуре (Условия осуществления колебаний)............................................................ 43 6.4. Сравнение механических колебаний пружинного и математического маятников с электромагнитными колебаниями в контуре...................................... 45 6.5. Расчёт частоты и периода незатухающих колебаний для пружинного, физического, математического маятников и колебательного контура........................................ 47 6.6. Сравнение незатухающих и затухающих механических и электромагнитных колебаний....................................................................................................... 49 6.7. Сравнение свободных и вынужденных электромагнитных колебаний..... 51 6.8. Сравнение трёх элементов цепей переменного тока..................... 53 6.9. Последовательное и параллельное соединение элементов в цепях переменного тока............................................................................................................ 54 6.10. Три метода задания и сложения гармонических колебаний....... 55 Раздел 7. Оптика........................................................................................... 57 7.1. Теории физической природы световых явлений........................... 57 7.2. Законы геометрической оптики...................................................... 58 7.3. Ход лучей в зеркале и в призме..................................................... 59 7.4. Сравнение свойств двояковыпуклых и двояковогнутых тонких линз....... 59
7.5. Сравнение расположения максимумов и минимумов интенсивности света при интерференции, дифракции световых волн........................................... 62 Библиографический список.......................................................................... 63
ПРЕДИСЛОВИЕ Реформирование современного образования и появление двухуровневой системы высшего профессионального образования приводят к уменьшению трудоемкости дисциплин цикла ЕН на первых курсах бакалавриата. При этом появляется необходимость уделять особое внимание развитию познавательных способностей студентов. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей (процесс образования ассоциаций) имеет определенную логическую последовательность (поэтапно): 1) восприятие учебного материала; 2) его осмысление, доведение до понимания внутренних связей и противоречий; 3) запоминание и сохранение в памяти; 4) применение усвоенного материала в практической деятельности. Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий: а) формирование активного отношения со стороны обучающихся; б) подача учебного материала в определенной последовательности (в пособии это выполняется при помощи блочного представления схем, таблиц и диаграмм); в) демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности; г) применение знаний на практике. Содержание пособия соответствует программе дисциплины «Физика» для всех специальностей и направлений бакалавриата. ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие разработано для оказания помощи студентам как в освоении теоретической части дисциплины «Физика», так и при решении физических задач. Материал сгруппирован по разделам дисциплины таким образом, чтобы облегчить его поиск и применение. Физика как обязательная составляющая содержания образования формирует у студентов знания о свойствах пространства и времени, о веществе и поле, явлениях природы. В настоящее время базисный учебный план и стандарты физического образования требуют существенных изменений в структуре и методике преподавания физики. В каждый раздел включает основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память студентов множеством частных факторов.
Основная идея данного пособия заключается в использовании метода аналогий, образных связей при организации учебно-познавательного процесса, что позволит улучшить усвоение дидактических единиц. В качестве элементов учебного материала используются дидактически единицы (блоки) – относительно завершенные элементы содержания информации – представленные в виде схем, совокупность формул и диаграммы. В результате у студентов формируется умение сжато, образно, в логической взаимосвязи интерпретировать теоретическую информацию, что способствует глубокому осмысленному усвоению. Использование блок-схем, таблиц и диаграмм позволяет студенту сравнивать методы расчета физических величин, прослеживать аналогию форм записи физических уравнений и законов для разных видов движений и взаимодействий, обобщать методы описания физических полей, а также анализировать принципы устройства и работы различных механизмов. Работа с пособием полезна для улучшения усвоения теоретического материала студентами при их самостоятельной работе. Кроме того, упрощается формирование навыков ведения конспекта, что является важным аспектом адаптации первокурсников к обучению в вузе. Пособие позволяет лектору более широко использовать технические средства обучения. Пособие издается в комплексе с заданиями к самостоятельной работе студентов по физике (ч. 1, 2). РАЗДЕЛ 1. ПОВТОРИМ МАТЕМАТИКУ 1.1. Тригонометрия
Действия с векторами
Окончание таблицы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|