Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая характеристика личности




Учреждение образования

«Витебский государственный университет П.М. Машерова»

 

ПСИХОЛОГИЯ

Рабочая тетрадь по формированию практических умений и навыков

У студентов

Витебск

Издательство УО «ВГУ им. П.М.Машерова»

 

УДК 159.9(063)

ББК 88я431

П 86

 

Авторы: С.Л.Богомаз, Т.В. Дорожевец, Т.Е. Косаревская, Н.В. Кухтова, М.В. Макрицкий, Д.В. Алексеенок, В.П. Волчок, А.А. Ганкович, З.В. Костюкович, Р.Р. Кутькина, Е.П. Милашевич, Ю.М. Мирошниченко, М.Е. Шмуракова

Под общей редакцией Богомаза Сергея Леонидовича

 

Рецензент кафедра психологии УО МГУ им. А. Кулешова, зав. кафедрой психологии и педагогического мастерства ГУО РИВШ Сизанов А.Н.

П 86 Психология. Рабочая тетрадь по формированию практических умений и навыков у студентов УО «ВГУ им. П.М. Машерова». Под ред. С.Л. Богомаза. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2012. – Вып. первый – 95 с.
    ISBN
    В рабочей тетради представлены инструментарии и методические рекомендации по формированию практических умений и навыков у студентов. Адресуется студентам, обучающимся по специальностям педагогического профиля, преподавателям, всем интересующимся психологией.
  УДК ББК  
  ISBN © УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2012

Учебное издание

 

ПСИХОЛОГИЯ

Рабочая тетрадь по формированию практических умений навыков у студентов

 

 

Под редакцией: Богомаза С.Л.

 

Технический редактор: Г.В. Разбоева
Корректор: Л.В. Приставко
Компьютерный дизайн:  
Компьютерный набор: Л.В. Исакова

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение  
2. Психологическая характеристика личности  
  Методика № 1«Изучение ценностных ориентаций» (М. Рокич).  
  Методика №2 Теппинг-тест  
  Методика №3 Опросник Шмишека. Акцентуации характера  
  Методика №4 Опросник Г. Айзенка. Темперамент  
  Методика №5 «Тест для определения общих способностей Г.Айзенка»  
  Методика №6 «Шкала тревожности А.М. Прихожан»  
  Методика №7 Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности школьника  
3. Социально-психологическая характеристика малой группы  
  Методика №8 «Карта познавательных интересов»  
  Методика №9 Метод социометрических измерений  
  Методика №10 Тест «Что вами движет?»  
  Методика №11 «Атмосфера в классе»  
  Методика №12 «Опросник САН»  
  Методика №13 Примерная схема психологической характеристики класса  
4. Психологический анализ учебной деятельности учащегося  
  Методика №14 Методика изучения отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой)  
  Методика №15 Наблюдение.  
  Методика №16 Беседа.  
  Методика №17 Методика Мюнстерберга  
  Методика №18 Пиктограмма  
  Методика №19 Методика «Смысловая память»  
  Методика №20 Методика «Исключение слов»  
  Методика №21 Тест «Существенные признаки»  
  Методика №22 Тест «Сложные аналогии»  
  Методика №23 «Опросник волевого самоконтроля»  
  Методика №24 Методика изучения самооценки (Дембо-Рубинштейн, модификация Прихожан)  
5. Психологический анализ педагогической деятельности учителя  
  Методика №25 Психологический анализ урока  
  Методика №26 Тест на оценку уровня конфликтности личности (по В. Ряховскому)  
  Методика №27 Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В.Бойко)  
  Методика №28 Методика «Ориентационные стили профессионально-деятельностного общения»  

ВВЕДЕНИЕ

Чтобы обеспечить подготовку будущих педагогов к выполнению многообразных функций учителя, их деятельность должна носить многофункциональный характер.

Это аналитическая работа (изучение и анализ опыта школы, учителей, воспитателей),

диагностическая (изучение учащихся, диагностика уровня их физического, умственного, нравственного развития),

проектировочная (разработка планов, проектов педагогической деятельности),

конструктивная (организация и проведение разнообразных форм и видов учебно-воспитательной деятельности),

контрольно-оценочная (анализ и оценка результатов тестирования по предмету специализации, контрольных и различных видов самостоятельных творческих работ учащихся),

рефлексивная (анализ своей деятельности и поведения, достижений и трудностей, личностных качеств в период практики),

учебно-исследовательская и научно-исследовательская (организация опытно-экспериментальной работы, сбор эмпирического материала для курсовых и дипломных работ).

При определении качества подготовки специалистов учитываются как профессионально-деятельностные критерии (содержательные, технологические, практически-результативные), так и личностные характеристики (степень направленности личности на профессию, уровень профессионального самоосознания и креативности личности и др.).

Составляющими профессиональной компетентности учителя являются:

· психолого-педагогическая компетентность в сфере организации процесса обучения и взаимодействия с учащимися;

· дифференциально-психологическая компетентность, реализуемая при формировании у учащихся разного возраста мотивов познавательной деятельности, способностей и направленности личности;

· рефлексия собственной педагогической деятельности.

В результате изучения дисциплины «Психология» студент должен уметь:

 

- оперировать основными категориями общей, возрастной, педагогической и социальной психологии;

- сравнивать по ключевым позициям и понятиям различные теории личностного и психического развития;

- соотносить теоретически описываемые психологические феномены с эмпирическими фактами индивидуального и группового поведения, а также развития человека;

- осуществлять эмпирическое изучение психологических характеристик личности и малой группы в рамках компетенции педагога;

- использовать полученную информацию для прогнозирования и организации педагогического взаимодействия

 

В результате изучения дисциплины «Психология» студент должен владеть:

Навыками восприятия, понимания и запоминания учебного и научного материала:

 

- аннотирование научных публикаций;

- конспектирование учебных и научных текстов;

- написание рефератов по заданной теме;

- составление глоссария предметной области;

- рецензирование учебных материалов.

 

Методами исследования личности и группы:

- наблюдение

- беседа

- опрос (анкетирование)

- анализ продуктов деятельности

В результате изучения дисциплины «Психология» студент, используя психологические методы, должен уметь осуществлять:

Психологическую характеристику личности по следующим аспектам:

 

- Возрастные особенности развития личности.

 

- Направленность личности, мотивы и ценностные ориентации;

 

- Темперамент и характер (акцентуации характера);

 

- Способности и интересы;

 

- Эмоциональная устойчивость и волевая регуляция поведения;

 

 

Социально-психологическую характеристику малой группы по следующим аспектам:

 

Ценностные ориентации, интересы группы;

 

Структура межличностных отношений в группе;

 

Характеристика лидерства и способов влияния в группе.

 

Психологический климат в группе.

 

Психологический анализ учебной деятельности учащегося по следующим аспектам:

 

- анализ мотивации учения;

 

- определение уровня развития познавательных процессов и способностей;

 

-определение уровня сформированности общеучебных навыков;

 

-определение уровня развития самоконтроля и самооценки деятельности.

Психологический анализ педагогической деятельности учителя по следующим аспектам:

- психологический анализ урока и внеклассного мероприятия;

- анализ причин возникновения проблемных ситуаций в педагогическом общении;

 

Студент должен уметь осуществлять выбор и корректировку способов и форм педагогического взаимодействия на основе психологического анализа ситуации (анализ мотивов поведения участников, способов манипулирования; стилей конфликтного поведения и др.)

 

Наименование методик Цель
  Психологическая характеристика личности
  «Изучение ценностных ориентаций» (М. Рокич). Исследование направленности личности, мотивов и ценностных ориентаций.
  Теппинг-тест Опросник Шмишека. Акцентуации характера Опросник Г.Айзенка.Темперамент Исследование особенностей темперамента и характера (акцентуации характера).
  «Тест для определения общих способностей Г.Айзенка» Исследование общих способностей личности
  «Шкала тревожности А.М. Прихожан» Диагностика эмоциональной устойчивости и волевой регуляция поведения.
  Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности школьника Выводы по результатам исследования
  Социально-психологическая характеристика малой группы
  «Карта познавательных интересов» Изучение ценностных ориентаций, и интересов группы
  Метод социометрических измерений Исследование структура межличностных отношений в группе
  Тест «Что вами движет?» Характеристика лидерства и способов влияния в группе
  «Атмосфера в классе» «Опросник САН» Исследование психологического климата в группе
  Примерная схема психологической характеристики класса Выводы по результатам исследования
  Психологический анализ учебной деятельности учащегося
  Методика изучения отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой) Анализ мотивации учения
  Наблюдение. Беседа. Исследование особенностей учебной деятельности учащегося
  Методика Мюнстерберга Пиктограмма Методика «Смысловая память» Методика «Исключение слов» Тест «Существенные признаки» Тест «Сложные аналогии» Определение уровня развития познавательных процессов и способностей.
  «Опросник волевого самоконтроля» Методика изучения самооценки (Дембо-Рубинштейн, модификация Прихожан) Определение уровня развития самоконтроля и самооценки деятельности
  Психологический анализ педагогической деятельности учителя
  Психологический анализ урока   Психологический анализ урока.  
        Тест на оценку уровня конфликтности личности(по В. Ряховскому)   Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В.Бойко) Методика «Ориентационные стили профессионально-деятельностного общения»   Анализ причин возникновения проблемных ситуаций в педагогическом общении.  

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ

«ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ» (М. РОКИЧ)

Цель: выявление ранговой структуры и степени реализованности терминальных и инструментальных ценностей.

В данной методике предъявляются два класса ценностей: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства). Терминальные ценности – убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования человека (например, счастливая семейная жизнь и др.) стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности – убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности (например, честность, рационализм и др.) являются предпочтительными для человека в любой ситуации.

Каждому ученику предъявляются (возможна групповая работа) следующие два списка ценностей: 18 терминальных и 18 инструментальных, с краткой расшифровкой содержания каждой, и предлагается проранжировать их в значимом для него порядке.

 

Протокол исследования.

Ф.И.О. ____________

Возраст___________________

Пол_____________

 

Терминальные ценности

Инструкция

Перед Вами список, включающий некоторые цели, к которым могут стремиться люди. Выберите из них наиболее значимую цель (с Вашей точки зрения) и в скобках слева от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости цель и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная, получит номер 18.

[ ] активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
[ ] жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
[ ] здоровье (физическое и психическое)
[ ] интересная работа
[ ] красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)
[ ] любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
[ ] материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
[ ] наличие хороших и верных друзей
[ ] общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
[ ] познание (возможность расширения своего образования: кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
[ ] продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
[ ] развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
[ ] развлечения (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей)
[ ] свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
[ ] счастливая семейная жизнь
[ ] счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
[ ] творчество (возможность творческой деятельности)
[ ] уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Инструментальные ценности

Инструкция

Перед Вами список, включающий некоторые положительные черты, проявляющиеся в поведении людей. Выберите ту из них, которую Вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах, и поставьте в скобках слева от нее цифру 1. Затем выберите следующую по значимости и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18.

 

[ ] аккуратность (чистоплотность) (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)
[ ] воспитанность (хорошие манеры)
[ ] высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
[ ] жизнерадостность (чувство юмора)
[ ] исполнительность (дисциплинированность)
[ ] независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
[ ] непримиримость к недостаткам в себе и в других
[ ] образованность (широта знаний, высокая общая культура)
[ ] ответственность (чувство долга, умение держать слово)
[ ] рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
[ ] самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
[ ] смелость в отстаивании своего мнения и взглядов
[ ] твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
[ ] терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения)
[ ] честность (правдивость, искренность)
[ ] чуткость (заботливость)
[ ] широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
[ ] эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

Обработка результатов

Для получения групповых результатов, для каждой из ценностей подсчитывается среднее арифметическое значение ранга по данным всей группы. Затем усредненные ранги всех ценностей вторично ранжировать в порядке возрастания: ценности с наименьшим усредненным рангом приписывается вторичный ранг 1, следующей – вторичный ранг 2 и т.д.

В результате этой процедуры получается групповая иерархия ценностных ориентаций.

 

Выводы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


ТЕППИНГ-ТЕСТ

(определение свойств нервной системы по психомоторным показателям)

 

Цель: Определение основных свойств нервной системы.

Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Они трудоемки. Этих недостатков лишены экспресс-методики, в частности, теппинг-тест.

Оборудование. Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203x283), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника, секундомер, карандаш.

Инструкция: «По сигналу экспериментатора Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 секунд необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работу и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».

Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 секунд дает команду: «Перейти на другой квадрат». По истечении 5 секунд работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».

Обработка результатов включает следующие процедуры:

1) подсчитать количество точек в каждом квадрате;

2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат - количество точек в каждом квадрате.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...