Психологическая характеристика личности
Стр 1 из 12Следующая ⇒ Учреждение образования «Витебский государственный университет П.М. Машерова»
ПСИХОЛОГИЯ Рабочая тетрадь по формированию практических умений и навыков У студентов Витебск Издательство УО «ВГУ им. П.М.Машерова»
УДК 159.9(063) ББК 88я431 П 86
Авторы: С.Л.Богомаз, Т.В. Дорожевец, Т.Е. Косаревская, Н.В. Кухтова, М.В. Макрицкий, Д.В. Алексеенок, В.П. Волчок, А.А. Ганкович, З.В. Костюкович, Р.Р. Кутькина, Е.П. Милашевич, Ю.М. Мирошниченко, М.Е. Шмуракова Под общей редакцией Богомаза Сергея Леонидовича
Рецензент кафедра психологии УО МГУ им. А. Кулешова, зав. кафедрой психологии и педагогического мастерства ГУО РИВШ Сизанов А.Н.
Учебное издание
ПСИХОЛОГИЯ Рабочая тетрадь по формированию практических умений навыков у студентов
Под редакцией: Богомаза С.Л.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Чтобы обеспечить подготовку будущих педагогов к выполнению многообразных функций учителя, их деятельность должна носить многофункциональный характер.
Это аналитическая работа (изучение и анализ опыта школы, учителей, воспитателей), диагностическая (изучение учащихся, диагностика уровня их физического, умственного, нравственного развития), проектировочная (разработка планов, проектов педагогической деятельности), конструктивная (организация и проведение разнообразных форм и видов учебно-воспитательной деятельности), контрольно-оценочная (анализ и оценка результатов тестирования по предмету специализации, контрольных и различных видов самостоятельных творческих работ учащихся), рефлексивная (анализ своей деятельности и поведения, достижений и трудностей, личностных качеств в период практики), учебно-исследовательская и научно-исследовательская (организация опытно-экспериментальной работы, сбор эмпирического материала для курсовых и дипломных работ). При определении качества подготовки специалистов учитываются как профессионально-деятельностные критерии (содержательные, технологические, практически-результативные), так и личностные характеристики (степень направленности личности на профессию, уровень профессионального самоосознания и креативности личности и др.). Составляющими профессиональной компетентности учителя являются: · психолого-педагогическая компетентность в сфере организации процесса обучения и взаимодействия с учащимися; · дифференциально-психологическая компетентность, реализуемая при формировании у учащихся разного возраста мотивов познавательной деятельности, способностей и направленности личности; · рефлексия собственной педагогической деятельности. В результате изучения дисциплины «Психология» студент должен уметь:
- оперировать основными категориями общей, возрастной, педагогической и социальной психологии; - сравнивать по ключевым позициям и понятиям различные теории личностного и психического развития; - соотносить теоретически описываемые психологические феномены с эмпирическими фактами индивидуального и группового поведения, а также развития человека;
- осуществлять эмпирическое изучение психологических характеристик личности и малой группы в рамках компетенции педагога; - использовать полученную информацию для прогнозирования и организации педагогического взаимодействия
В результате изучения дисциплины «Психология» студент должен владеть: Навыками восприятия, понимания и запоминания учебного и научного материала:
- аннотирование научных публикаций; - конспектирование учебных и научных текстов; - написание рефератов по заданной теме; - составление глоссария предметной области; - рецензирование учебных материалов.
Методами исследования личности и группы: - наблюдение - беседа - опрос (анкетирование) - анализ продуктов деятельности В результате изучения дисциплины «Психология» студент, используя психологические методы, должен уметь осуществлять: Психологическую характеристику личности по следующим аспектам:
- Возрастные особенности развития личности.
- Направленность личности, мотивы и ценностные ориентации;
- Темперамент и характер (акцентуации характера);
- Способности и интересы;
- Эмоциональная устойчивость и волевая регуляция поведения;
Социально-психологическую характеристику малой группы по следующим аспектам:
Ценностные ориентации, интересы группы;
Структура межличностных отношений в группе;
Характеристика лидерства и способов влияния в группе.
Психологический климат в группе.
Психологический анализ учебной деятельности учащегося по следующим аспектам:
- анализ мотивации учения;
- определение уровня развития познавательных процессов и способностей;
-определение уровня сформированности общеучебных навыков;
-определение уровня развития самоконтроля и самооценки деятельности. Психологический анализ педагогической деятельности учителя по следующим аспектам: - психологический анализ урока и внеклассного мероприятия; - анализ причин возникновения проблемных ситуаций в педагогическом общении;
Студент должен уметь осуществлять выбор и корректировку способов и форм педагогического взаимодействия на основе психологического анализа ситуации (анализ мотивов поведения участников, способов манипулирования; стилей конфликтного поведения и др.)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
«ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ» (М. РОКИЧ) Цель: выявление ранговой структуры и степени реализованности терминальных и инструментальных ценностей. В данной методике предъявляются два класса ценностей: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства). Терминальные ценности – убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования человека (например, счастливая семейная жизнь и др.) стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности – убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности (например, честность, рационализм и др.) являются предпочтительными для человека в любой ситуации. Каждому ученику предъявляются (возможна групповая работа) следующие два списка ценностей: 18 терминальных и 18 инструментальных, с краткой расшифровкой содержания каждой, и предлагается проранжировать их в значимом для него порядке.
Протокол исследования. Ф.И.О. ____________ Возраст___________________ Пол_____________
Терминальные ценности Инструкция Перед Вами список, включающий некоторые цели, к которым могут стремиться люди. Выберите из них наиболее значимую цель (с Вашей точки зрения) и в скобках слева от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости цель и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная, получит номер 18.
Инструментальные ценности Инструкция Перед Вами список, включающий некоторые положительные черты, проявляющиеся в поведении людей. Выберите ту из них, которую Вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах, и поставьте в скобках слева от нее цифру 1. Затем выберите следующую по значимости и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18.
Обработка результатов Для получения групповых результатов, для каждой из ценностей подсчитывается среднее арифметическое значение ранга по данным всей группы. Затем усредненные ранги всех ценностей вторично ранжировать в порядке возрастания: ценности с наименьшим усредненным рангом приписывается вторичный ранг 1, следующей – вторичный ранг 2 и т.д. В результате этой процедуры получается групповая иерархия ценностных ориентаций.
ТЕППИНГ-ТЕСТ (определение свойств нервной системы по психомоторным показателям)
Цель: Определение основных свойств нервной системы. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Они трудоемки. Этих недостатков лишены экспресс-методики, в частности, теппинг-тест. Оборудование. Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203x283), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника, секундомер, карандаш. Инструкция: «По сигналу экспериментатора Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 секунд необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работу и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка». Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 секунд дает команду: «Перейти на другой квадрат». По истечении 5 секунд работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп». Обработка результатов включает следующие процедуры: 1) подсчитать количество точек в каждом квадрате; 2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат - количество точек в каждом квадрате.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|