Обработка и анализ полученных данных
Методика «Исключение слов» предполагает прежде всего качественный анализ характера ошибок и объяснений испытуемого. Возможна также и количественная оценка, состоящая в следующем: 1) в соответствии с ключом подсчитывается количество правильно решенных заданий, за каждое правильное решение дается 2 балла; 2) подсчитывается общая оценка (А) с учетом поправки на время выполнения задания по формуле: А = В + Т, где В — количество баллов за правильно выполненные задания, Т — поправка на время. Поправки на время выполнения задания «Исключение слов»
Качественная оценка предполагает анализ характера ошибок. Наиболее типичными являются ошибки следующих двух типов: 1) исключается одно слово, остальные четыре объединяются не по общим, а по конкретным ситуационным признакам; например, испытуемый из набора слов «лист», «почка», «кора», «дерево», «сук» исключает «лист», объясняя, что «сейчас ранняя весна, и листья еще не появились»; 2) слова объединяются по общим, но не существенным, случайным, нередко парадоксальным признакам; например, испытуемый из набора слов «гнездо», «нора», «муравейник», «курятник», «берлога» исключает «гнездо», объясняя, что «гнездо, как правило, находится на дереве, все остальное – на земле». Ошибки первого типа свидетельствуют о снижении уровня обобщения, а ошибки второго типа – об искажении процесса обобщения. Ответы испытуемых можно классифицировать таким образом: а) категориальные – отнесение к классу на основе главных, существенных признаков; б) функциональные – отнесение к классу на основе функциональных признаков;
в) конкретные – отнесение к классу на основе конкретных признаков; г) нулевые – перечисление предметов либо их функций без попытки обобщения.
«ОПРОСНИК ВОЛЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ» Цель: определение уровня развития волевого самоконтроля Описание методики: методика состоит из 30 утверждений, предусматривающих два варианта ответов: «да» и «нет». Методика проведения: студент предлагает ученику текст опросника, и следующую инструкцию: «Вам необходимо прочитать предложенные утверждения и на каждое из них дать ответ «да» или «нет». Текст опросника.
Обработка результатов
Подсчитывается количество совпадений вариантов ответов с ключом. Ключ Шкала «самообладание»: ответы «да» на утверждения № 3, 4, 7, 24., ответы «нет «на утверждения № 5, 13, 14, 16, 21, 26, 28, 29, 30. Шкала «настойчивость»: ответы «да» на утверждения № 2,5, 11, 17, 18, 20, 24, 26., ответы «нет «на утверждения № 1.6, 9, 10, 13, 16, 22, 25. Общий индекс ВСК (волевого самоконтроля): ответы «да» на утверждения № 2, 3, 4, 5, 7. 9, 11, 17, 18. 20, 24, 25, 27, ответы «нет «на утверждения № 1,6,10, 13, 14, 16, 21,22, 28, 29, 30. Интерпретация полученных результатов. На основе количественной обработки полученных результатов опроса ученика студент делает вывод об уровне его самообладания и настойчивости и подсчитывает общий индекс волевой самоконтроля школьника. По шкале «самообладание»: низкий уровень от 0 до 4 баллов, средний уровень – 5-9 баллов, высокий уровень – 10-13 баллов. По шкале «настойчивость»: низкий уровень от 0 до 5 баллов, средний уровень – 6-11 баллов, высокий уровень – 12-16 баллов. Общий индекс ВСК (волевого самоконтроля): низкий уровень от 0 до 8 баллов, средний уровень – 9-16 баллов, высокий уровень – 17-24 баллов. Протокол исследования Ф.И.О. ребенка ____________ Возраст___________________
МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА»
(ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН МОДИФИКАЦИЯ А.М. ПРИХОЖАН) Цель:определение уровня самооценки и уровня притязаний Для диагностики самооценки используется шкала самооценки личности, разработанная А.М.Прихожан, на основе известной методики Дембо – Рубинштейн. Испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию. На бланке изображено семь линий, высота каждой-100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точка отмечаются заметными черточками, середина - едва заметной чертой. Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и т. п. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают: 1)здоровье, 2)умственные способности, 3)характер, 4)авторитет у сверстников, 5) умение многое делать своими руками, умелые руки, 6) внешность, 7) уверенность в себе. На каждой линии черточкой (-) испытуемые отмечают, как они оценивают развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отмечают, при каком уровне развития этих качеств, сторон были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя. 1 этап. По каждой из шести шкал, а шкала «здоровье» является тренировочной, («ум», «способности», «характер», «авторитет у сверстников», «умелые руки», «внешность», «уверенность в себе») определяются: 1. уровень притязаний в отношении данного качества - по расстоянию в миллиметрах от нижней шкалы (0) до знака «х»; 2. высота самооценки - от «0» до знака «-»; 3. величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «х» до «-»; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом. 2 этап. Рассчитывается средняя величина каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение людей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности. Высота самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку личности. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|