Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основная проблематика подросткового возраста




 

Особенности проведения разного рода психотерапии с подростками исходят из проблем данного возрастного этапа в целом. Подростковый возраст - период жизни между детством и взрослостью; однако, если его начало мы можем определить с помощью биологических критериев, то сроки окончания могут быть указаны лишь примерно и могут меняться в зависимости от индивидуального развития. Кроме того, подростковый возраст относится к критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов.

В России за короткий исторический период произошли глубокие изменения в разных сферах жизни, которые оказали влияние на развивающуюся личность, в результате чего проявлялись существенные изменения общей направленности личности подростка. Это было хорошо показано в работе Н.Н. Толстых, которая изучала отношение подростков к будущему. Сопоставляя свои данные, полученные в результате обследований школьников с третьего по восьмой классы, с результатами исследований Л И. Божович и Н. И Крылова, Н.Н. Толстых обнаружила, что в исследованиях Л. И Божович, которые проводились в середине 50-х годов, переломный момент в представлении о будущем наблюдался у учащихся восьмого и девятого классов, т.е. около 15 лет; десятилетие спустя исследования Н.И. Крылова показали, что профессиональная направленность школьников, выбор будущей профессии становится актуальным для юношей и девушек только 16-17 лет. В начале 80-х Н.Н. Толстых отмечает время яркого перелома в отношении к будущему на рубеже шестого и восьмого классов, что примерно соответствует возрасту 13 лет. Такое расхождение результатов можно объяснить изменением в социальной ситуации развития поколений, и это еще раз подтверждает историческую и социальную обусловленность развития личности и отсутствие стабильных границ подросткового возраста. [6]

Психоаналитик П. Блос выделил психологические критерии, помогающие провести границу между типичными структурами подросткового и взрослого самосознания:

) вторичный процесс индивидуализации;

) временная протяженность самосознания (осознание реальности времени, необходимость правильного понимания своего прошлого и составления планов на будущее);

) формирование половой принадлежности;

) "Я"-концепция.

Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и "детское", и "взрослое". [5]

Амбивалентность и парадоксальность характера подростка выражается, например, в том, что чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруизмом, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность - в умственное равнодушие, страсть к чтению - в пренебрежение к нему, стремление к реформаторству - в любовь к рутине, увлечение наблюдениями - в бесконечные рассуждения.С. Холл называл этот период периодом "бури и натиска", описывая его содержание как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает чувство индивидуальности. Главные новообразования этого возраста, по Э Шпрангеру, открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. [6]

По В. Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий - промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого. Можно назвать это "серьезная игра". Все, за что принимается подросток, носит серьезный характер, его намерения также очень серьезны. Но при этом, все, что он делает, еще только проба. Примерами серьезной игры могут служить игры любовного характера (кокетство, флирт, мечтательное поклонение); выбор профессии и подготовка к ней; занятия спортом и участие в юношеских организациях. Серьезная игра особенно важна для развития подростка. так как в ней подросток учится "умерять свои цели, закалять свои силы, устанавливать отношение к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он должен разобраться". [6]

Л.С. Выготский центральным и специфическим новообразованием отрочества считал чувство взрослости - возникающее в этот период представление о себе как уже не ребенке. Несмотря на то, что полноценной взрослости еще нет, появляется потребность в признании ее окружающими. Основой чувства взрослости является как осознание физиологических сдвигов в собственном организме, так и субъективное переживание социальных изменений (в частности, в отношениях с родителями). Появляется новая жизненная позиция подростка по отношению к себе, людям, миру и определяется содержание его социальной активности, особенности внутренней жизни. Специфическая социальная активность подростка состоит в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и образцов поведения взрослых, что определяет новые сферы его интересов.

Л.С. Выготский выделил наиболее яркие интересы - доминанты - подросткового возраста: - "эгоцентрическую доминанту": интерес к собственной личности;

"доминанту дали": установку на большие масштабы, которые гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;

"доминанту усилия": тягу к сопротивлению, к волевым напряжениям; иногда проявляется в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях;

"доминанту романтики": стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму.

Так же Выготский отмечал, что главное в развитии мышления в подростковом возрасте - овладение процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения подростка. Функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте.

Воображение подростка "уходит в сферу фантазии", которая обращается в интимную сферу, скрываемую от других, являющуюся формой мышления исключительно для самого себя. Он прячет свои фантазии как сокровеннейшую тайну.

Л.С. Выготский указал еще на два новообразования подросткового возраста - развитие рефлексии и на ее основе развитие самосознания. [5]

По данным многочисленных исследований и опросов, для подростков нетипичны ни личностные кризисы, ни крах "Я"-концепции, ни тенденции к отказу от ранее приобретенных ценностей и привязанностей. Им свойственно стремление к консолидации своей идентичности, характеризующейся сосредоточенностью на своем "Я", отсутствием противоречивых установок и в целом отказом от любых форм психологического риска. Они сохраняют также сильную привязанность к родителям и не стремятся к излишней самостоятельности в мировоззрении, социальных и политических установках. Поэтому сейчас все больше говорят о том, что период "бури и натиска" - в большей степени проекция взрослых фантазий на отрочество, чем реальность, и связывают традиционные описания отрочества с тем, что они были выполнены на невротичных, неблагополучных подростках, несовершеннолетних правонарушителях и клиентах психологов и психиатров. [5]

Основные проблемы возраста можно вынести в небольшой список:

. Общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение. Фрустрация потребности "быть значимым в глазах сверстников" приводит к тяжелым переживаниям и может являться причиной недисциплинированности и даже правонарушений.

. Подросток и взрослые. Непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях. Родители и учителя подростков часто не могут увидеть и учесть быстрого, интенсивного процесса взросления, протекающего на протяжении подросткового возраста, сохраняя "детские" формы контроля. Особенно остро это проявляется в старших подростковых классах, учащиеся которых испытывают огромную потребность в общении с взрослыми "на равных", редко имея возможность ее удовлетворить. Результатом становится противопоставление себя, своего "Я" взрослым, потребность в автономии.

. Подросток-школьник. Главное общественное требование к подростку - овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, без которых невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества. Снижение успеваемости, часто наблюдаемое в средних классах школы, может быть порождено самыми разными причинами. Нельзя, "вытаскивая" успеваемость, решить все другие личностные проблемы подростка. Можно сделать лишь наоборот: решая личностные проблемы подростка, помочь повысить успеваемость. Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в средних классах является отсутствие адекватной мотивации учения, т.е. нежелание учиться.

. Половое созревание и психосексуальная идентичность. Данными проблемами в современной школе никто не занимается, педагогика беспола, и в большинстве школ современный воспитательный и учебный процессы абсолютно одинаковы для девочек и мальчиков, что чревато различными негативными последствиями. Проблемы формирования психосексуальной идентичности обостряются в старшем подростковом возрасте, когда у подростков возникает отчетливая ориентация на будущее, и мотивы временной перспективы начинают играть заметную роль.

. Самопознание, самореализация, самораскрытие. Анализ содержания и динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит о том, что и для младших, и особенно для старших подростков характерны переживания, так или иначе связанные с их отношением к себе, к собственной личности. Но почти все эти переживания оказываются отрицательными. Очень важно научить подростка не только видеть свои недостатки, но и понимать, видеть, уметь опираться на свои достоинства, на сильные стороны своей личности, характера. [7]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...