Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к организации группового психотерапевтического процесса




 

Подготовка к ведению группы включает в себя разработку планов занятий, а также и решение ряда организационных вопросов, таких как: составление расписания занятий, выбор и оформление места проведения занятий, определение размера группы. Необходимо использовать все свое умение и помочь членам группы сформулировать конкретные цели групповой работы ясным и понятным для них языком [1].

Психотерапевт должен чутко улавливать эмоциональное состояние группы, не допускать "натянутых пауз" между упражнениями, проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме, что позволяет добиться положительной клинической динамики и способствует личностному росту участников группы. Групповая психотерапия должна проводиться в достаточно просторном помещении, где подростки и дети с различной степенью активности могли бы безопасно передвигаться. Пол не должен быть скользким; целесообразно иметь специальное покрытие, чтобы в процессе при необходимости можно было расположиться на полу. В помещении не должно быть никаких потенциально опасных предметов. Комната должна быть светлой и уютной, с регулируемой яркостью освещения. Стены и мебель следует окрашивать в теплые, успокаивающие тона: светло-коричневый, зеленый и др. [4]

Гипнотерапевтическая практика при работе с пациентами подросткового возраста должна осуществляться специалистами, имеющими специальную подготовку для работы с подростками, а также, при необходимости, стоматологами, хирургами и другими специалистами. Для проведения психотерапии потребуется разнообразный раздаточный материал (рисунки, аппликации, куклы, музыкальные записи, видеофильмы, поэтические сборники и пр.), с помощью которого будет организовываться взаимодействие участников группы в игровой форме или в форме активной деятельности. Такой материал необходимо подготовить заранее, до начала групповой работы. Если в своей работе психолог использует какие-нибудь ранее разработанные практические пособия или сценарии, то там, как правило, приводится список материалов, рекомендуемых для каждого занятия. Помимо подготовки рабочих материалов нужно также продумать систему взаимодействия с теми людьми, которые так или иначе будут иметь отношение к групповой работе. Эти люди могут оказать значительное влияние на эмоциональный настрой группы. Например, если психолог работает в клинике или в школе, где дети приходят на занятия после уроков или лечебных процедур, необходимо договориться с лечащим персоналом или учителями о том, чтобы они отпускали детей вовремя и напоминали им о начале занятий. Персоналу, который будет работать с детьми после ваших занятий, необходимо сообщить время окончания занятий и предупредить их о недопустимости прерывания занятий (исключение составляют только очень срочные случаи). Психолог может обсудить с ними эти вопросы устно или составить для них памятку с изложением “правил" проведения групповых занятий. В этой памятке следует еще раз повторить правила ограниченной конфиденциальности, выразить свою признательность за их готовность не прерывать занятия (кроме экстраординарных случаев) и поблагодарить за сотрудничество и внимание к детям.

Родители или опекуны также должны быть в курсе того, что может произойти на занятии. Такую информацию можно предоставить им в приложении к форме согласия, где можно перечислить темы занятий, описать некоторые методики и еще раз разъяснить правила конфиденциальности. Рекомендуется отдельно указать, что родители будут обязательно информированы, если в процессе работы сложится ситуация, когда конфиденциальность должна быть нарушена.

Одним из способов управления временем на занятии является составление плана. План должен состоять из трех основных частей:

. Вводная часть (разогрев).

. Рабочее время.

. Обсуждение (шеринг). [1; 30с.]

Вводная часть и обсуждение должны занимать примерно по четверти всего времени занятия. Оставшаяся половина времени должна быть уделена собственно работе. В рабочее время - основное время занятия - психотерапевт должен сконцентрироваться на теме занятия. Содержание этой части занятия зависит от темы, динамики группы и поставленных целей. Продолжительность каждого занятия может меняться в зависимости от возраста и от загруженности ведущего участников группы. Для детей 9-13 лет оптимальная длительность занятия - 40-45 минут, для более старших подростков длительность занятия может быть увеличена до 60-90 минут.

Необходимо еще раз напомнить о недопустимости прерывания сессии. Конфиденциальность - основное условие групповой работы. Уверенность участников группы в том, что у них есть место, где их никто не сможет подслушать, поможет им чувствовать себя в безопасности. Иногда людям трудно понять, насколько сильно может повлиять на процесс неожиданное появление других людей в середине занятия. Поэтому психотерапевт должен приложить все усилия для того, чтобы объяснить им, что вход после начала занятия категорически запрещен и следовать этому правилу неукоснительно “не взирая на лица”. [1]

Подростки очень часто боятся, что их приятели сочтут их недостаточно “крутыми”, если они попытаются изменить свое поведение. Некоторые боятся признать наличие проблемы и необходимость работы над ней. Иногда может создаться впечатление, что сопротивляющиеся члены группы преднамеренно хотят разозлить психолога, но обычно это не так. Наоборот, сопротивление часто является самозащитой, а не попыткой вывести из себя руководителя группы. Выделяется три фазы группового сопротивления:

Демонстративное неповиновение. На этой стадии возможен прямой вызов руководителю, открытое выражение недоверия, обещания причинить вред, не прийти на следующее занятие, прекратить терапию и пр.

Проверка. На этой стадии обычно участники группы пытаются спровоцировать терапевта на агрессию, стремятся выяснить, похоже ли его поведение на поведение других людей. Эта стадия наступает только после того, как участники группы понимают, что им не удалось запугать руководителя, несмотря на все их старания. Главное здесь - это проверить, можно ли доверять ведущему

Молчание. Третьей стадией может быть молчание, когда подросток понимает, что его поведение “раскусили” и психотерапевт не обращает внимания на его выходки - начинается “игра в молчанку”.

Эти три стадии сопротивления, как правило, являются источником конфликтов и используются членами группы в качестве защиты от необходимости работать со своими проблемами. Они часто пытаются переместить внимание со своих травмирующих чувств на внешние события и действия. Чтобы помочь подросткам преодолеть сопротивление, надо помнить о том, что обычно оно является следствием полного недоверия и возникает у тех, кто имеет серьезные причины не раскрываться перед другими людьми. Агрессивные подростки (например, малолетние правонарушители или условно освобожденные) особенно склонны к агрессивному поведению. В таких группах с самого начала должны быть приняты четкие правила относительно драк. Некоторые подростки могут умышленно начать драку, чтобы быть отчисленными из группы (побочная выгода), поэтому необходимо сделать так, чтобы данное последствие не служило основанием для манипулирования.

Так же возможен механизм “монополизации” - это способ маленьких детей получать недостающее родительское внимание. Одни из участников могут монополизировать время группы по разным причинам и разными способами - выступать слишком часто и по незначительным вопросам. Возможно, в их окружении не было того, кто проявил бы к ним внимание, выслушал и принял их без осуждения. Отсюда их неодолимое стремление занять позицию, в которой они оказались бы в центре всеобщего внимания. Такие ситуации легко распознаются и должны мягко прерываться. Следует постараться помочь "монополизатору" разобраться в том, что стоит за его поведением - неуверенность, нежелание работать, стремление управлять группой или желание быть в центре внимания. Психотерапевт обязан уделять достаточно времени и сил каждому участнику группы. [1]

Желательно избегать включения в группу людей, уже связанных определенными отношениями, будь они положительными или отрицательными (лучших друзей или злейших врагов). Если реальные или надуманные различия начинают мешать участникам работать над своими проблемами, необходимо обсудить данный момент с группой.

Следует ожидать, что обсуждение утраты близких и другие индивидуальные травматические события с большой вероятностью вызовут у людей слезы. Например, к числу таких тем у подростков можно отнести раннюю беременность, разрыв любовных отношений, развод родителей. Чем глубже рассматриваются затронутые проблемы, и чем выше уровень доверия в группе, тем легче бывает участникам группы дать волю слезам. Поскольку плач - это естественный способ облегчения эмоциональной боли, следует знать, как можно использовать эту ситуацию для развития группы. В большинстве случаев плач действительно вызывается сильными переживаниями. Когда один из членов группы начинает плакать, необходимо спросить, не хочет ли он поделиться своими чувствами. Не надо ждать, что он сделает это самостоятельно. Если подросток не склонен рассказывать всем о своих чувствах, следует предоставить ему право справиться со своими чувствами самостоятельно. Иногда слезы возникают спонтанно, и человек может быть не готов к разговору. [1]

К. Левин со своими коллегами выделили три стиля руководства группой:

Авторитарный стиль. Психотерапевт определяет все виды поведения в группе. Он дает задания, побуждает к действию, критикует или поощряет, разъясняет, руководит дискуссией и т.п. Психотерапевт при этом стиле - самый активный и авторитарный участник работы группы.

Демократический стиль. Деятельность группы определяется коллективным разумом. Психотерапевт направляет деятельность группы через дискуссию, групповое решение, а сам занимает позицию активного партнера.

Попустительский стиль. Психотерапевт полностью устраняется от руководства группой и занимает роль наблюдателя или беспристрастного комментатора. В крайних случаях он только задает наводящие вопросы, но не дает советов и не оценивает ход событий.

Оптимальный стиль руководства в психотерапевтической группе - демократический. Однако опытные психотерапевты знают, что стиль руководства может меняться в зависимости от психологического климата и экстраординарных ситуаций, которые нередко возникают в группе. В таких случаях авторитарное руководство может быть более эффективным, чем позиция невмешательства. Существует определенная закономерность: чем более сплочена группа, тем менее активен и авторитарен руководитель. Во всяком случае даже при полном, казалось бы, невмешательстве в работу группы опытный психотерапевт никогда не теряет контроля над группой и держит нити управления в своих руках. [1]

Очень важно провести тщательный отбор участников группы. Особенно это касается детской и подростковой группы, поскольку дети особенно уязвимы и ранимы. Им трудно абстрагироваться от возможных негативных аспектов групповой работы, таких как жестокость других детей, тяжелые воспоминания о семейных трагедиях или возможное разглашение сугубо личных сведений за пределами группы. Даже если подросток очень нуждается в терапевтической помощи, групповая работа может быть ему противопоказана. Его проблемы могут быть слишком серьезными и требовать такого внимания, которое невозможно обеспечить при групповой работе. Присутствие такого подростка в группе может затормозить развитие группы и ухудшить его собственное состояние. Если потребности одного ребенка в группе требуют значительных сил психолога, то их просто не хватит на остальных. Такие ситуации лучше прогнозировать заранее, до начала групповой работы. Исключение ребенка из группы в процессе работы может сильно травмировать не только его, но и остальных участников. [1]

Групповой психотерапевт должен сделать все возможное для того, чтобы как в добровольных, так и в принудительных группах все участники дали согласие на работу в группе на основе их полного информирования и предпринимать все усилия для того, чтобы работа в группе принудительно направленных участников приобрела добровольный характер. Групповой психотерапевт, осознавая свои собственные ценностные установки и потребности и понимая, что они могут оказывать влияние на групповую работу, должен избегать навязывания своей системы ценностей членам группы. Стремясь к одинаково уважительному отношению ко всем членам группы с учетом их индивидуальности, необходимо понимать и уважать различия (культурные, расовые, религиозные, возрастные, половые, физические и др.), существующие между членами группы.

Психолог должен внимательно следить за развитием группы и своевременно завершить групповые занятия. Групповая работа обычно ограничена по времени и должна быть спланирована так, чтобы закончиться до того, как участие в группе потеряет для ее участника всякий смысл. Во временных группах участники группы заранее знают, что через какое-то время занятия прекратятся. В проблемных группах клиенты остаются до тех пор, пока они не разберутся со своими проблемами. В любом случае психотерапевту необходимо заранее предупредить членов группы о скором окончании занятий и помочь им выработать планы дальнейших действий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...