Достоинство и недостатки устного опроса.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Наиболее распространённым являются традиционные формы контроля, к которым относится устный опрос индивидуальный или фронтальный. Достоинства: • Развивать речь, логическое и образное мышление, умение анализировать и делать самостоятельные выводы. • В ходе обсуждения выясняется, понятны ли учащимся изучаемые закономерности. • Выясняется, могут ли учащиеся делать выводы мировоззренческого характера. • Возможность ликвидации пробелов в учебной подготовке учащихся. Недостатки: • Невозможность организовать систематический и полный индивидуальный контроль знаний каждого учащегося, т.к. большая численность учебных групп. • Невозможно провести сравнение ответов учащихся на один и тот же вопрос. • Не позволяет сделать объективный вывод об уровне подготовки учащихся, т.к. оценка учащихся зависит от субъективного мнения преподавателя, характера и темпа ответа учащегося, от уровня учебной группы.
Научно – исследовательская работа в ВУЗе. Организация научно-исследовательской работы студентов при очном обучении традиционно сводится к проведению научных студенческих семинаров, конференций, к выполнению учебно-исследовательских заданий, написанию курсовых и дипломных сочинений и проектов. Совершенствование навыков работы преподавателей в системе дистанционного обучения позволяет организовать не только самостоятельную познавательную деятельность учащихся, оперативное и систематическое взаимодействие с преподавателем, но и групповую научно-исследовательскую работу по типу обучения в сотрудничестве, использовать проблемные, поисковые методы, что позволяет перенести акценты с репродуктивных на творчески-познавательные методы учебной деятельности, которые и должны составлять основу дистанционного обучения.
Система дистанционного обучения предполагает использование различных педагогических технологий, позволяющих реализовать творческие, исследовательские и игровые формы проектной педагогической деятельности, которая формирует основу научно-исследовательской работы студентов. Творческие проекты предполагают максимальную степень свободы студентов. Преподаватель определяет лишь общие параметры проекта и указывает оптимальные пути решения поставленных задач. Необходимым условием выполнения творческих проектов при дистанционном обучении является четкая постановка планируемого результат, значимого для учащихся. Специфика дистанционного обучения предполагает интенсивную работу студентов с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую не содержащими готовых ответов. Творческие проекты предполагают максимальную активизацию познавательной деятельности студентов, способствуют эффективной выработке навыков первоначальной обработки информации, работы с документами, умений обобщать и интегрировать полученную информацию. Реализация творческих проектов позволяет максимально раскрыть творческие возможности студентов и стимулировать их научно-исследовательскую работу. Исследовательские проекты отличаются наличием четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, использования научных методов обработки и оформления результатов. При этом во главу угла ставится принцип доступности для студентов содержания и методов исследования. Тематика исследовательских проектов должна отражать наиболее актуальные для современной науки проблемы, учитывать их актуальность и значимость для развития исследовательских навыков студентов.
Самым простым способом решения данной задачи может стать подготовка студентов, удаленных от базовых вузовских центров, к участию в научных конференциях на основе сетевых технологий, путем организации систематического консультирования с помощью электронной почты или телеконференции. Более интересной является разработка самих исследовательских проектов с использованием информационных технологий.
Планирование НИР. Научное исследование включает комплекс различных работ. Эти работы должны представляться в определенной последовательности, что возможно только при наличии продуманного плана. План подготовительных работ является одной из главных составных частей общего плана работ по теме. Хотя подготовительные работы должны выполняться первыми, составлять план их проведения можно только после того, как станут известны состав и план основных работ, к которым надо готовиться. Поэтому план подготовительных работ составляют последним, а выполняют первым. Планирование НИР представляет систему экономических рычагов и методов, которые обеспечивают определение, выбор и реализацию научных направлений и проблем, являющихся ключевыми элементами единой научно-технической политики. Направления и проблемы имеют специфические особенности в зависимости от сферы общественного производства (наука, техника, производство), стадий научно-исследовательского цикла (фундаментальные и прикладные исследования, разработки), отраслей знания, региональных условий развития. При планировании направлений и проблем исследований науки особое значение должно придаваться перспективному, долгосрочному прогнозированию. Опыт свидетельствует: погоня за сиюминутными результатами не решает основных проблем ускорения научно-технического прогресса, способного многократно повысить производительность труда в самых различных отраслях народного хозяйства.
Одним из путей совершенствования механизма планирования и организации использования научных исследований является использование конкурса идей и конкурсную систему отбора тематики для включения в планы НИР. Конкурсная система отбора тематики НИР преследует цель концентрации научных сил и материально-технических ресурсов на наиболее крупных научно-технических разработках с учетом приоритетных направлений развития научно-технического прогресса. Конкурсная система отбора тематики как фундаментальных, так и прикладных научных исследований и разработок призвана устранить мелкотемье, повысить значимость и научно-технический уровень выполняемых работ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|