Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состав и структура автомобильного рынка




 

Определение автомобильного рынка

Для того, чтобы дать точное определение автомобильного рынка, необходимо вначале определиться с общим экономическим понятием рынка. Далее приведены несколько определений понятия "рынок" в экономической теории.

Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. [2, с.435]

Рынок - совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на товары или возможность получения услуг. [1, с.250]

Рынок - совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги). [2, с.435]

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что рынок как экономическая категория имеет две основные составляющие:

. Субъекты рынка.

. Товар.

Субъектами рынка являются потребители/покупатели (представители спроса) и производители/продавцы (представители предложения).

Товар - все, что может быть предложено на рынке для привлечения

внимания, ознакомления, использования или потребления и что может удовлетворить нужду или потребность. Товаром может быть материальный объект, услуга или нематериальный объект (например: патент, авторское право).

С учетом всего вышеизложенного, можно дать следующее определение автомобильного рынка:

Автомобильный рынок - это совокупность экономических отношений, благодаря которым происходит взаимодействие субъектов рынка с целью

обмена готовых автомобилей на денежные средства или их эквиваленты.

Товаром автомобильного рынка является готовый автомобиль. Под готовым автомобилем подразумевается механическое транспортное средство, имеющее более двух колес, способное к передвижению без внесения дополнительных изменений в его конструкцию.

Таким образом, товаром автомобильного рынка нельзя считать, например: мотоциклы и т.п., отдельные агрегаты автомобиля и запчасти.

Автомобиль, как товар, должен удовлетворять нужды или потребности покупателей автомобильного рынка. В маркетинге выделяется три формы проявления желаний потребителей:

. Нужда - это испытываемый человеком недостаток в чем-то необходимом.

. Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.

. Запрос - потребность, которую человек способен реализовать в силу своих финансовых возможностей.

По причине того, что каждый человек обладает собственной индивидуальностью и ограниченным материальным ресурсом, можно сказать, что в рыночных условиях желания покупателей проявляются только в форме запросов.

Определение отраслевого рынка и временного интервала исследования

Автомобильный рынок в целом делится на две большие группы, имеющие кардинальные различия:

- рынок легковых автомобилей частного пользования;

- рынок коммерческого автотранспорта - это: автобусы, грузовики, спецтехника и т.п.

На современном этапе развития рынка прослеживается тенденция к снижению доли отечественных автомобилей и увеличению количества автомобилей иностранных марок, собранных на территории России. Специфика анализа заключается в исследовании автомобильного рынка России и мира, а также анализ отечественной марки на примере Ульяновского автомобильного завода.

Временной промежуток: 2010-2013 года. Данный временной период был принят к исследованию, так как наибольший интерес представляет собой современное состояние автомобильного рынка.

География рынка

Данные исследования охватывают всю территорию нашей страны, а также весь мир в целом. Нужно отметить, что далеко не каждый город с населением более 500 тыс. человек может похвастаться наличием автосалонов хотя бы половины марок, из числа представленных в России. Несмотря на это, расстояния не играют существенной роли для потребителей данного рынка. Необходимость приобрести автомобиль возникает достаточно редко, а товар этот длительного использования, так что издержки приобретения получаются относительно малыми.

Самая большая концентрация дилерских автосалонов приходится на Москву и Московскую область, а также на Санкт-Петербург. Здесь представлены абсолютно все марки иностранных компаний. Центральный регион является лидером по продажам. Именно поэтому "завоевание" автомобильного рынка России начинается с него.

Структура рынка

Мировой и российский рынок новых легковых автомобилей можно представить в виде следующей схемы движения готового автомобиля:

Автопроизводитель→Импортер→Дилер→Субдилер→Покупатель

Таким образом, рассматриваемый рынок характеризуется двух - или трехуровневой системой распределения от производителя до конечного потребителя. Нужно учитывать то, что при организации производства на территории России цепь поставок сокращается за счет исключения звена "импортер". Выяснить количество компаний-импортеров достаточно сложно, по причине "закрытости" этого сектора. Стоит помнить о том, что некоторые автопроизводители пользуются услугами нескольких импортеров для распределения рисков.

Субъекты отраслевого рынка

Субъекты отраслевого рынка:

Покупатели. Покупателями данного рынка являются физические и юридические лица. Большая часть физических лиц, индивидуальных граждан, покупают легковой автомобиль для личного пользования. Некоторые используют его с целью получения прибыли: частный извоз, организация экскурсий и т.п. Потенциально покупателем является каждый гражданин страны, достигший 18 летнего возраста. Юридические лица приобретают транспорт с целью обеспечения большей мобильности и независимости своего бизнеса, а также для организации бизнеса по перевозке пассажиров.

Продавцы, дилеры, импортеры. Продажа легковых автомобилей частными лицами распространена, в основном, в сегменте поддержанных машин, но есть и небольшой процент новых автомобилей - это модели и марки, не поступающие в Россию по официальным каналам. Подавляющее большинство автомобилей реализуются специализированными институтами - автомобильными дилерами. Все дилеры обязаны заключить с официальным представительством договор, и вправе рассчитывать на поддержку. Однако, в обмен на право продажи автомобилей той или иной марки, дилеры приобретают обязанности по ведению бизнеса с соблюдением корпоративных норм марки и полностью берут на себя все связанные с этим расходы. Помимо официальных дилеров, на рынке присутствуют так называемые "серые" дилеры, реализующие автомобили под определенными брендами, но не имеющие соглашения с официальным представительством компаний. Часто "серые" дилеры используют в оформлении салонов логотипы автомобильных компаний, хотя это незаконно.

Процесс выхода каждой новой модели на отечественный рынок и последующая доставка товара на территорию нашей страны сопряжены с большими трудностями. Чтобы получить разрешение на продажу новой модели автомобиля необходимо пройти ее сертификацию, а это дорогостоящая процедура. Доставка автомобиля клиенту, если конечно его не собирали в России, сопряжена с трудностями пересечения границы. Все эти расходы не под силу отдельно взятому дилеру. [15]

Официальные представительства всегда берут на себя расходы по сертификации. Организация потока заказанных автомобилей через таможенные барьеры ложится на "плечи" компаний-импортеров. Их может быть несколько, в зависимости от политики автопроизводителя. Большинство западных компаний на данный момент перешли на централизованные поставки, то есть одного импортера. При этом компании-импортеру не запрещено иметь свои дилерские сети.

Дифференциация продукта

Основным продуктом рассматриваемого рынка является непосредственно готовый легковой автомобиль.

Продукт призван удовлетворить потребности человека в перемещении, и связанные с этим потребности: коммуникация, общение, независимость, стиль, статус, прихоть. Дополнительными товарами здесь могут являться: фирменные аксессуары от компании, не предусмотренные официальным поставщиком "улучшения" автомобиля - тюнинг, установка противоугонных систем, автострахование и автокредитование. [13]

Товар на рассматриваемом рынке относится к группе потребительских и не продовольственных товаров. По чистоте спроса - товары редкого спроса, с явно выраженной тенденцией к уменьшению периода между покупками.

Товаром заменителем на данном рынке может служить только государственный и коммерческий транспорт общего пользования. Его позиции особенно сильны в крупных городах, переполненных автомобилями и с развитой структурой общественного транспорта.

При перемещениях на большие расстояния легковой автомобиль уступает ж/д транспорту по стоимости, но выигрывает по удобству. Авиатранспорт намного быстрее. Мотоциклы и велотранспорт могут составить конкуренцию автомобилям только в странах с жарким климатом и невысоким уровнем жизни, к которым Россия не относится.

Покупатели зачастую приобретают вместе с автомобилем еще один товар - сервисное обслуживание. Официальные дилеры рекомендуют своим клиентам обращаться по поводу любого ремонта в свои автосалоны. Однако, иногда ремонт в неавторизованном сервисе обходится дешевле и происходит с аналогичным качеством. Первоначально покупатель вынужден обращаться только к официальному дилеру вплоть до окончания гарантийного срока, в противном случае гарантия производителя аннулируется.

Конъюнктура рынка

Конъюнктура рынка (сегментирование). Самая общая классификация товаров на рынке легковых автомобилей - это критерий размерного класса машины. Согласно общеевропейской классификации выделяют:

·   "А-класс" - малолитражки, длина: до 3,6 м.;

·   "В-класс" - компактные автомобили, длина: 3,6 - 4,2м.;

·   "С-класс" - средний класс, длина: 4,2 - 4,4 м.;

·   "D-класс" - семейные автомобили, длина: 4,4 - 4,7 м.;

·   "Е-класс" - бизнес-класс, длина: 4,7 - 5 м.;

·   "F - или S-класс" - представительские автомобили, длина: более 5 м.;

Также различные категории внедорожников и спортивных автомобилей.

Можно отметить две серьезные тенденции. Во-первых, с каждым новым поколением своих моделей автомобильные компании увеличивают их габаритные размеры, стремясь обеспечить больший уровень комфорта, чем у конкурентов. Таким образом, машины переходят в следующий размерный класс. Один из примеров: современная модель Volkswagen Polo класса "В" даже немного превосходит по размерам первое поколение модели Golf - родоначальника "С-класса". [16] В-вторых, автопроизводители стремятся удовлетворить как можно больше потребностей покупателя одним автомобилем, что приводит к возникновению моделей на стыке классов. Самый яркий пример "Nissan Qashqai", находящийся на стыке между автомобилями "С-класса", минивенами и внедорожниками - это новый тип автомобиля SUV (Sport Utility Vehicle). Небывалый успех этого автомобиля позволяет судить о том, что межклассовых автомобилей будет появляться все больше. Практически все размерные классы подразделяются на виды по типу кузова автомобиля. Виды автомобилей по типу кузова:

·   седан;

·   3-х дверный хэтчбек;

·   5-и дверный хэтчбек;

·   универсал;

·   купе;

·   кабриолет;

·   родстер;

·   микроминивен;

·   минивен;

·   вен;

·   компактный внедорожник;

·   внедорожник.

На современном этапе можно отметить появление новых типов кузовов: на стыке купе и седана - модель "Mercedes-Benz CLS". Далее сегментировать рынок необходимо по ценовому признаку, так как ввиду большой стоимости автомобиля этот показатель является определяющим. Можно выделить следующие категории:

·   до $15.000

·   от $15.000 до $25.000

·   от $25.000 до $45.000

·   от $45.000 до $80.000

·   свыше $80.000

Категория, к которой относится та или иная модель, зависит от размерного класса автомобиля и стратегии компании-производителя. Комбинация параметров размерного класса и типа кузова, направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей различных категорий населения. При совмещении вышеуказанных комбинаций удовлетворяются узкоспециализированные потребности людей с высоким материальным положением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...