Состав и структура автомобильного рынка
Определение автомобильного рынка Для того, чтобы дать точное определение автомобильного рынка, необходимо вначале определиться с общим экономическим понятием рынка. Далее приведены несколько определений понятия "рынок" в экономической теории. Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. [2, с.435] Рынок - совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на товары или возможность получения услуг. [1, с.250] Рынок - совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги). [2, с.435] Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что рынок как экономическая категория имеет две основные составляющие: . Субъекты рынка. . Товар. Субъектами рынка являются потребители/покупатели (представители спроса) и производители/продавцы (представители предложения). Товар - все, что может быть предложено на рынке для привлечения внимания, ознакомления, использования или потребления и что может удовлетворить нужду или потребность. Товаром может быть материальный объект, услуга или нематериальный объект (например: патент, авторское право). С учетом всего вышеизложенного, можно дать следующее определение автомобильного рынка: Автомобильный рынок - это совокупность экономических отношений, благодаря которым происходит взаимодействие субъектов рынка с целью обмена готовых автомобилей на денежные средства или их эквиваленты. Товаром автомобильного рынка является готовый автомобиль. Под готовым автомобилем подразумевается механическое транспортное средство, имеющее более двух колес, способное к передвижению без внесения дополнительных изменений в его конструкцию.
Таким образом, товаром автомобильного рынка нельзя считать, например: мотоциклы и т.п., отдельные агрегаты автомобиля и запчасти. Автомобиль, как товар, должен удовлетворять нужды или потребности покупателей автомобильного рынка. В маркетинге выделяется три формы проявления желаний потребителей: . Нужда - это испытываемый человеком недостаток в чем-то необходимом. . Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека. . Запрос - потребность, которую человек способен реализовать в силу своих финансовых возможностей. По причине того, что каждый человек обладает собственной индивидуальностью и ограниченным материальным ресурсом, можно сказать, что в рыночных условиях желания покупателей проявляются только в форме запросов. Определение отраслевого рынка и временного интервала исследования Автомобильный рынок в целом делится на две большие группы, имеющие кардинальные различия: - рынок легковых автомобилей частного пользования; - рынок коммерческого автотранспорта - это: автобусы, грузовики, спецтехника и т.п. На современном этапе развития рынка прослеживается тенденция к снижению доли отечественных автомобилей и увеличению количества автомобилей иностранных марок, собранных на территории России. Специфика анализа заключается в исследовании автомобильного рынка России и мира, а также анализ отечественной марки на примере Ульяновского автомобильного завода. Временной промежуток: 2010-2013 года. Данный временной период был принят к исследованию, так как наибольший интерес представляет собой современное состояние автомобильного рынка.
География рынка Данные исследования охватывают всю территорию нашей страны, а также весь мир в целом. Нужно отметить, что далеко не каждый город с населением более 500 тыс. человек может похвастаться наличием автосалонов хотя бы половины марок, из числа представленных в России. Несмотря на это, расстояния не играют существенной роли для потребителей данного рынка. Необходимость приобрести автомобиль возникает достаточно редко, а товар этот длительного использования, так что издержки приобретения получаются относительно малыми. Самая большая концентрация дилерских автосалонов приходится на Москву и Московскую область, а также на Санкт-Петербург. Здесь представлены абсолютно все марки иностранных компаний. Центральный регион является лидером по продажам. Именно поэтому "завоевание" автомобильного рынка России начинается с него. Структура рынка Мировой и российский рынок новых легковых автомобилей можно представить в виде следующей схемы движения готового автомобиля: Автопроизводитель→Импортер→Дилер→Субдилер→Покупатель Таким образом, рассматриваемый рынок характеризуется двух - или трехуровневой системой распределения от производителя до конечного потребителя. Нужно учитывать то, что при организации производства на территории России цепь поставок сокращается за счет исключения звена "импортер". Выяснить количество компаний-импортеров достаточно сложно, по причине "закрытости" этого сектора. Стоит помнить о том, что некоторые автопроизводители пользуются услугами нескольких импортеров для распределения рисков. Субъекты отраслевого рынка Субъекты отраслевого рынка: Покупатели. Покупателями данного рынка являются физические и юридические лица. Большая часть физических лиц, индивидуальных граждан, покупают легковой автомобиль для личного пользования. Некоторые используют его с целью получения прибыли: частный извоз, организация экскурсий и т.п. Потенциально покупателем является каждый гражданин страны, достигший 18 летнего возраста. Юридические лица приобретают транспорт с целью обеспечения большей мобильности и независимости своего бизнеса, а также для организации бизнеса по перевозке пассажиров.
Продавцы, дилеры, импортеры. Продажа легковых автомобилей частными лицами распространена, в основном, в сегменте поддержанных машин, но есть и небольшой процент новых автомобилей - это модели и марки, не поступающие в Россию по официальным каналам. Подавляющее большинство автомобилей реализуются специализированными институтами - автомобильными дилерами. Все дилеры обязаны заключить с официальным представительством договор, и вправе рассчитывать на поддержку. Однако, в обмен на право продажи автомобилей той или иной марки, дилеры приобретают обязанности по ведению бизнеса с соблюдением корпоративных норм марки и полностью берут на себя все связанные с этим расходы. Помимо официальных дилеров, на рынке присутствуют так называемые "серые" дилеры, реализующие автомобили под определенными брендами, но не имеющие соглашения с официальным представительством компаний. Часто "серые" дилеры используют в оформлении салонов логотипы автомобильных компаний, хотя это незаконно. Процесс выхода каждой новой модели на отечественный рынок и последующая доставка товара на территорию нашей страны сопряжены с большими трудностями. Чтобы получить разрешение на продажу новой модели автомобиля необходимо пройти ее сертификацию, а это дорогостоящая процедура. Доставка автомобиля клиенту, если конечно его не собирали в России, сопряжена с трудностями пересечения границы. Все эти расходы не под силу отдельно взятому дилеру. [15] Официальные представительства всегда берут на себя расходы по сертификации. Организация потока заказанных автомобилей через таможенные барьеры ложится на "плечи" компаний-импортеров. Их может быть несколько, в зависимости от политики автопроизводителя. Большинство западных компаний на данный момент перешли на централизованные поставки, то есть одного импортера. При этом компании-импортеру не запрещено иметь свои дилерские сети. Дифференциация продукта Основным продуктом рассматриваемого рынка является непосредственно готовый легковой автомобиль.
Продукт призван удовлетворить потребности человека в перемещении, и связанные с этим потребности: коммуникация, общение, независимость, стиль, статус, прихоть. Дополнительными товарами здесь могут являться: фирменные аксессуары от компании, не предусмотренные официальным поставщиком "улучшения" автомобиля - тюнинг, установка противоугонных систем, автострахование и автокредитование. [13] Товар на рассматриваемом рынке относится к группе потребительских и не продовольственных товаров. По чистоте спроса - товары редкого спроса, с явно выраженной тенденцией к уменьшению периода между покупками. Товаром заменителем на данном рынке может служить только государственный и коммерческий транспорт общего пользования. Его позиции особенно сильны в крупных городах, переполненных автомобилями и с развитой структурой общественного транспорта. При перемещениях на большие расстояния легковой автомобиль уступает ж/д транспорту по стоимости, но выигрывает по удобству. Авиатранспорт намного быстрее. Мотоциклы и велотранспорт могут составить конкуренцию автомобилям только в странах с жарким климатом и невысоким уровнем жизни, к которым Россия не относится. Покупатели зачастую приобретают вместе с автомобилем еще один товар - сервисное обслуживание. Официальные дилеры рекомендуют своим клиентам обращаться по поводу любого ремонта в свои автосалоны. Однако, иногда ремонт в неавторизованном сервисе обходится дешевле и происходит с аналогичным качеством. Первоначально покупатель вынужден обращаться только к официальному дилеру вплоть до окончания гарантийного срока, в противном случае гарантия производителя аннулируется. Конъюнктура рынка Конъюнктура рынка (сегментирование). Самая общая классификация товаров на рынке легковых автомобилей - это критерий размерного класса машины. Согласно общеевропейской классификации выделяют: · "А-класс" - малолитражки, длина: до 3,6 м.; · "В-класс" - компактные автомобили, длина: 3,6 - 4,2м.; · "С-класс" - средний класс, длина: 4,2 - 4,4 м.; · "D-класс" - семейные автомобили, длина: 4,4 - 4,7 м.; · "Е-класс" - бизнес-класс, длина: 4,7 - 5 м.; · "F - или S-класс" - представительские автомобили, длина: более 5 м.; Также различные категории внедорожников и спортивных автомобилей. Можно отметить две серьезные тенденции. Во-первых, с каждым новым поколением своих моделей автомобильные компании увеличивают их габаритные размеры, стремясь обеспечить больший уровень комфорта, чем у конкурентов. Таким образом, машины переходят в следующий размерный класс. Один из примеров: современная модель Volkswagen Polo класса "В" даже немного превосходит по размерам первое поколение модели Golf - родоначальника "С-класса". [16] В-вторых, автопроизводители стремятся удовлетворить как можно больше потребностей покупателя одним автомобилем, что приводит к возникновению моделей на стыке классов. Самый яркий пример "Nissan Qashqai", находящийся на стыке между автомобилями "С-класса", минивенами и внедорожниками - это новый тип автомобиля SUV (Sport Utility Vehicle). Небывалый успех этого автомобиля позволяет судить о том, что межклассовых автомобилей будет появляться все больше. Практически все размерные классы подразделяются на виды по типу кузова автомобиля. Виды автомобилей по типу кузова:
· седан; · 3-х дверный хэтчбек; · 5-и дверный хэтчбек; · универсал; · купе; · кабриолет; · родстер; · микроминивен; · минивен; · вен; · компактный внедорожник; · внедорожник. На современном этапе можно отметить появление новых типов кузовов: на стыке купе и седана - модель "Mercedes-Benz CLS". Далее сегментировать рынок необходимо по ценовому признаку, так как ввиду большой стоимости автомобиля этот показатель является определяющим. Можно выделить следующие категории: · до $15.000 · от $15.000 до $25.000 · от $25.000 до $45.000 · от $45.000 до $80.000 · свыше $80.000 Категория, к которой относится та или иная модель, зависит от размерного класса автомобиля и стратегии компании-производителя. Комбинация параметров размерного класса и типа кузова, направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей различных категорий населения. При совмещении вышеуказанных комбинаций удовлетворяются узкоспециализированные потребности людей с высоким материальным положением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|