Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты





БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 

Важнейшим инструментом макроэкономического регулирования, наряду с кредитно-денежной, является бюджетно-налоговая политика государства. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне). С английского языка термин fiscal policy переводится на русский язык по-разному. В одних случаях — как фискальная политика [11, с. 38;], в других — как бюджетно-налоговая политика, [2, с. 56].

Для лучшего понимания сути бюджетно-налоговой политики необходимо иметь чёткое представление о том, что такое государственный бюджет и налоги.

Государственный бюджет можно определить как финансовый счёт, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определённый период времени (обычно за год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов.

Бюджет выполняет следующие функции:

распределительную (через государственный бюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода);

контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать);

регулирующую (изменения расходов и доходов государственного бюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику).

Используя функциональный принцип, государственные расходы можно классифицировать по целевому назначению:

военные;

экономические;

на социальные цели;

на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;

на содержание аппарата управления [5, с. 398].

Но расходная часть государственного бюджета невозможна без формирования государственных доходов.

Под государственными доходами принято понимать текущие денежные и имущественные переводы средств частного сектора государству. Среди разнообразных государственных доходов наиболее распространённой формой являются налоги.



Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций [8, с. 323].

Таким образом, бюджетно-налоговая политика — это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения [4, с. 577]. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом [14].

Бюджетно-налоговая политика влияет на уровень национального дохода и следовательно, на уровень объёма производства и занятости, а так же на уровень цен; она направлена против нежелательных изменения экономической конъюнктуры, связанных как безработицей, так и с инфляцией.

Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны.

Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.

Бюджетно-налоговая политика направлена на разрешение многочисленных задач, стоящих перед обществом, которые образуют так называемое дерево целей. Основными из них являются:

1)  в краткосрочном периоде:

эффективное формирование доходной части бюджета;

реализация бюджетной политики государства;

принятие мер по снижению бюджетного дефицита;

управление государственным долгом;

сглаживание циклических колебаний экономики.

2)  в долгосрочном периоде:

поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);

поддержание полной занятости ресурсов;

поддержание стабильного уровня цен.

Вышеназванные цели достигаются с помощью инструментов фискальной политики, которые включают в себя:

1) налоговые регуляторы: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, их структуру, объекты обложения, источники налогов, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения.

2) бюджетные регуляторы: уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Налоги являются инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.