Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Охраной труда, их компетенция и полномочия




В соответствии со ст. 37 Закона Украины „Об охране труда" государственное управление охраной труда в Украине осуществляют:

— Кабинет Министров Украины;

— Комитет по надзору за охраной труда (в соответствии с админи­стративной реформой 2000 г. — Департамент Госнадзорохрантруда) Министерства труда и социальной политики Украины;

— министерства и другие центральные органы государственной исполнительной власти;

— местная государственная администрация, местные Советы народных депутатов;

— ассоциации, концерны, корпорации и другие объединения предприятий.

Закон содержит нормы прямого действия, которые определяют

обязанности, права и полномочия каждого из этих органов.

Компетенция Кабинета Министров Украины в области охраны труда. Кабинет Министров Украины:

— обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда;

— утверждает национальную программу по улучшению состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды;

— определяет функции министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти по созданию безопасных и безвредных условий труда и надзору за охраной труда;

— определяет порядок создания и использования государственного, отраслевых и региональных фондов охраны труда.

Основные задачи, которые возлагаются на Госнадзорохрантруда*:

— комплексное управление охраной труда;

— государственный надзор за соблюдением требований законодательных и других нормативно-правовых актов по безопасности, гигиене труда и производственной среды, а также за проведением работ, связанных с геологическим изучением недр, их охраной и использованием, переработкой минерального сырья;

— координация работ по профилактике травматизма непроизводственного характера;

— проведение экспертизы проектной документации и выдача разрешений на введение в эксплуатацию новых и реконструируемых предприятий, объектов и средств производства;

— координация научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда и повышения эффективности государственного надзора за охраной труда, контроль за их выполнением, государственный заказ научных исследований по этим вопросам;

— установление и развитие международных связей по вопросам надзора за охраной труда.

Решения Госнадзорохрантруда, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами.

Полномочия министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти в области охраны труда:

— проведение единой научно-технической политики в области охраны труда;

— разработка и реализация комплексных мер по улучшению безопасности, гигиены труда и производственной среды в отрасли;

[1] Взято из Положения о Комитете по надзору за охраной труда, утвержденного Указом Президента Украины от 09. 03. 1998 г. № 182/98.

— осуществление методического руководства деятельностью предприятий отрасли по охране труда;

— заключение с соответствующими отраслевыми профсоюзами соглашения по вопросам улучшения условий и безопасности труда;

— финансирование разработки и пересмотра нормативных актов по охране труда;

— организация в установленном порядке обучения и проверки знаний и норм охраны труда руководящими работниками и специалистами отрасли;

— создание при необходимости профессиональных военизированных аварийно-спасательных формирований, которые действуют в соответствии с типовым положением, утвержденным Госнадзорохрантруда;

— осуществление внутриведомственного контроля за состоянием охраны труда.

Для координации, совершенствования работы по охране труда и контроля за этой работой в центральном аппарате министерств и других центральных органах государственной исполнительной власти создаются службы охраны труда.

Полномочия местных государственных администраций и Советов народных депутатов в области охраны труда. Местные государственные администрации и Советы народных депутатов в пределах соответствующей территории:

— обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда;

— формируют при участии профсоюзов программы мероприятий по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, имеющие межотраслевое значение;

— организовывают при необходимости региональные аварийно- спасательные формирования;

— осуществляют контроль за соблюдением нормативных актов об охране труда;

— создают при необходимости фонды охраны труда.

Для выполнения названных функций местные органы власти создают соответствующие структурные подразделения.

Полномочия объединений предприятий в отрасли охраны труда. Полномочия в области охраны труда ассоциаций, корпораций, концернов и других объединений определяются их уставами или договорами между предприятиями, которые образовали объединение. Для выполнения делегированных объединению функций, в его аппарате создаются службы охраны труда.

І.2.2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

В современных рыночных условиях развития экономики в нашей стране с каждым годом увеличивается число малых и средних предприятий, многие из которых основаны на частной собственности. Так во Львовской области вначале 2000 года насчитывалось более 40 тыс. малых предприятий и фирм. Понятно, что изменения в экономической и хозяйственной сферах вынуждают к определенной трансформации системы управления охраной труда.

На основании разработок профессора Г. Г. Гогиташвили в современных условиях возникает три центра управления охраной труда: государственное (не административное); управление со стороны руководства предприятия; управление со стороны работников предприятия (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Система управления охраны труда в современных условиях

Государство создает законодательную базу по вопросам охраны труда; комплекс инспекций, осуществляющих надзор за выполнением принятых нормативно-правовых актов об охране труда; инфраструктуру производственно-технического, информационного, научного и финансового обеспечения деятельности в сфере охраны труда.

Собственник экономически заинтересован в том, чтобы его работники не травмировались и не болели, и поэтому обеспечивает выполнение на предприятии нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда. Механизм социального страхования предполагает увеличение страхового взноса, если на предприятии растет травматизм и заболеваемость работающих.

Существенное значение в системе управления охраны труда имеют общественные институции в лице профсоюзов, комиссии и уполно­моченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда предприятия. В то же время каждый работник должен постоянно заботиться о здоровом стиле жизни и работы, поддерживать высокий уровень физического, психологического и квалификационного состояния, программировать пути здорового долголетия, предупреждения случаев травматизма и заболеваний. В противном случае работник будет иметь гораздо меньшие шансы на рынке труда.

Таким образом, в современных рыночных условиях только комплексное управление охраной труда со стороны государства, собственника и работника обеспечит повышение эффективности этой деятельности.

Применение отдельных разрозненных мероприятий по охране труда малоэффективно, поэтому необходим системный подход, при котором эти мероприятия применяются взаимосвязанно и комплексно. С этой целью на предприятии, с учетом его особенностей разрабатывается система управления охраной труда.

Система управления охраной труда (СУОТ) — это совокупность органов управления предприятием, которые на основании комплекса нормативной документации проводят целеустремленную, планомерную деятельность по осуществлению заданий и функций управления с целью обеспечения здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда. Создание СУОТ осуществляется путем последовательного определения цели и объекта управления, заданий и мероприятий цо охране труда, функций и методов управления, построения организационной структуры управления, составления нормативно-методической документации. Главная цель управления охраной труда — создание здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда, улучшение производственного быта, предотвращение травматизма и профзаболеваний.

В упрощенном виде любую систему управления можно подразделить на две подсистемы: управляющую и управляемую (рис. 1.4) В свою очередь в системах управления выделяют объект, которым управляют,

и орган,осуществляющий это управление. Последний, на основании полученной информации (внешней или внутренней о состоянии объекта управления) вырабатывает управляющую информацию, то есть принимает решение. Часто (особенно на больших и средних предприятиях) на основании принятого решения некий исполнительный орган осуществляет управляющее воздействие на объект управления. Во многих случаях управляющий и исполнительный органы объединяют одним понятием — субъект управления.

 

 

Рис. 1.4. Упрощенная структурная схема СУОТ предприятия

Субъектом управления в СУОТ на предприятии в целом является руководитель (главный инженер), а в цехах, на производственных участках и в службах — руководители соответствующих структурных подразделений и служб. Организационно-методическую работу по управлению охраной труда, подготовку управленческих решений и контроль за их своевременной реализацией осуществляет служба охраны труда предприятия, которая подчинена непосредственно руководителю предприятия (главному инженеру). Субъект управления анализирует информацию о состоянии охраны труда в структурных подразделениях предприятия и принимает решения, направленные на приведение фактических показателей охраны труда в соответствие с нормативными. Объектом управления в СУОТ является деятельность структурных подразделений и служб предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих.

Охрана труда базируется на законодательных, директивных и нормативно-технических документах. При управлении охраной труда не должны приниматься решения и осуществляться мероприятия, которые противоречат действующему законодательству, государственным нормативным актам об охране труда, стандартам безопасности труда, правилам и нормам охраны труда.

К основным функциям управления охраной труда относятся:

— прогнозирование и планирование работ, их финансирование;

— организация и координация работ;

— учет показателей состояния условий и безопасности труда;

— анализ и оценка состояния условий и безопасности труда;

— контроль за функционированием СУОТ;

— стимулирование работы по совершенствованию охраны труда.

Основные задачи управления охраной труда:

— обучение работников безопасным методам труда и пропаганда вопросов охраны труда;

— обеспечение безопасности технологических процессов, производственного оборудования, зданий и сооружений;

— нормализация санитарно-гигиенических условий труда;

— обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

— обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;

— организация лечебно-профилактического обслуживания;

— профессиональный отбор работников отдельных профессий;

— усовершенствование нормативной базы по вопросам охраны труда.

Планирование работы по охране труда. Функция планирования,

в основе которой лежит прогностический анализ, имеет решающее значение в системе управления охраной труда. Планирование работы по охране труда подразделяют на перспективное, текущее и оперативное.

П ерспек ти вное планирование содержит наиболее важные, трудоемкие и долгосрочные по срокам выполнения мероприятия по охране труда, выполнение которых, как правило, требует совместной работы нескольких подразделений предприятия. Возможность выполнения мероприятий перспективного плана должна быть подтверждена обоснованным расчетом необходимого материально- технического обеспечения и финансовых расходов с указанием источников финансирования. Основной формой перспективного планирования работы по охране труда является разработка комплексного плана предприятия по улучшению состояния охраны труда.

Текущее планирование осуществляется в течение календарного года при разработке соответствующих мероприятий в разделе „Охрана труда" коллективного договора.

Оперативное планирование работы по охране труда осуществляется по итогам контроля состояния охраны труда в структурных подразделениях и на предприятии в целом. Оперативные меры по устранению обнаруженных недостатков указываются непосредственно в приказе собственника предприятия, который издается по итогам контроля, или в плане мероприятий, как дополнение к приказу.

Функция СУОТ по организации и координации работ предусматривает формирование органов управления охраной труда на всех уровнях управления и всех стадиях производственного процесса, определение обязанностей, прав, ответственности и порядка взаимодействия лиц, которые принимают участие в процессе управления, а также принятие и реализацию управленческих решений.

Контроль за состоянием охраны труда. Действенное управление охраной труда можно осуществлять только при наличии полной, своевременной достоверной информации о состоянии охраны труда. Получить такую информацию, обнаружить возможные отклонения от норм безопасности, а также проверить выполнение планов и управленческих решений можно только на основании регулярного и объективного контроля. Поэтому контроль состояния охраны труда является наиболее ответственной и трудоемкой функцией процесса управления.

Основными формами контроля за состоянием охраны труды являются: оперативный контроль; контроль, который проводится службой охраны труда предприятия; общественный контроль; административно-общест­венный трехступенчатый контроль; ведомственный контроль высших органов. Необходимо отметить, что кроме контроля, осуществляется надзор за охраной труда со стороны государственных и профсоюзных инспекций.

Оперативный контроль со стороны руководителей работ и под­разделений предприятия проводится в соответствии с утвержденными должностными обязанностями.

Служба охраны труда контролирует выполнение требований безопасности труда во всех структурных подразделениях и службах предприятия.

В деле создания здоровых и безопасных условий труда значительная роль отводится общественному контролю, который осуществляется комиссией по вопросам охраны труда предприятия и общественными инспекторами по охране труда.

Административно-общественный трехступенчатый контрол ь проводится на трех уровнях. На первом уровне контроля начальник производственного участка (мастер) совместно с общественным инспектором профгруппы ежедневно проверяют состояние охраны труда на производственном участке. На втором уровне — начальник цеха совместно с общественным инспектором и специалистами соответствующих служб цеха (механик, энергетик, технолог) два раза в месяц проверяют состояние охраны труда согласно утвержденному графику. На третьем уровне контроля ежемесячно (в соответствии с утвержденным графиком) комиссия предприятия под председательством руководителя (главного инженера) проверяет состояние охраны труда на предприятии. В состав комиссии входят: руководитель службы охраны труда, председатель комиссии по охране труда профкома, руководитель медицинской службы, работник пожарной охраны и главные специалисты предприятия (технолог, механик; энергетик). Результаты работы комиссии фиксируются в журнале трехступенчатого контроля и рассматриваются на совещании. По результатам совещания издается приказ по предприятию.

Учет, анализ и оценка показателей охраны труда и функ­ционирования СУОТ направлены (в соответствии с полученной информацией) на разработку и принятие управленческих решений руководителями всех уровней управления (от мастера участка до руководителя предприятия). Суть данной функции состоит в системном учете показателей состояния охраны труда, в анализе получения данных и обобщении причин несоблюдения требований законодательных и нормативных документов, а также причин невыполнения планов по охране труда с разработкой мероприятий, направленных на устранение обнаруженных недостатков. Анализируются материалы: о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях; результаты всех видов контроля за состоянием охраны труда; данные паспортов санитарно- технического состояния условий труда в цехе (на участке); материалы специальных обследований зданий, сооружений, помещений, оборудования и др. В результате учета, анализа и оценки состояния охраны труда вносятся дополнения и уточнения к оперативным, текущим и перспективным планам работы по охране труда, а также по стимули­рованию деятельности отдельных структурных подразделений, служб, работников за достигнутые показатели охраны труда.

Стимулирование деятельности по охране труда направлено на создание заинтересованности работников в обеспечении здоровых

и безопасных условий труда. В соответствии со ст. 29 Закона Украины „Об охране труда" к работникам предприятий могут применяться любые поощрения за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению безопасности и улучшению условий труда. Стимулирование предусматривает моральные и материальные поощрения. К числу последних принадлежат: премии, вознаграждения за выполненную конкретную работу, изобретательство и рациона­лизаторские предложения по вопросам охраяы труда. Источником стимулирования деятельности по охране труда являются фонды охраны труда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...