Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи ТРИЗ (см. приложение 1)




ТЕМА 1: Первый этап работы над проектом. Поиск или формулирование проблемы

Цель – познакомить с методами генерации идей и их оценкой

Информационный блок: Что такое проект? Исследовательские проекты.

Этапы проекта (см. 1 занятие ТРИЗпрактик) - Первый этап работы над ПРОЕКТОМ – генерация идей.

Информационная часть: Методы психологической активизации мышления. ТРИЗ.

Разминки:

Упражнение «Назови число»

Описание упражнения.

Каждый из участников, поочередно выступая в роли водящего, называет любое число от 1 до числа, равного количеству участников в группе. Должно одновременно встать столько человек, какое число названо. Если это удалось, то водящим становится следующий участник, если не удалось — прежний водящий называет новые числа до тех пор, пока задание не будет выполнено.

Психологический смысл упражнения.

Обучение координировать совместные действия. Обсуждение. На что ориентировались участники, принимая для себя решения, когда им встать, а когда остаться сидеть?

Упражнение «Скрепки»

Описание упражнения.

Участники делятся на подгруппы по 5-6 человек. У каждого из них в руках по 4 скрепки. Первое задание: как можно быстрее составить из них цепочку (одну на каждую подгруппу, использовав при этом все скрепки). Ведущий фиксирует минимальное и максимальное время, потребовавшееся для этого. Второе задание: как можно быстрее разобрать цепочку. После этого участникам дается 1 мин для обсуждения, как можно выполнить это задание быстрее, и игра повторяется. Ведущий опять фиксирует время и сравнивает его с потребовавшимся в первой попытке.

Игру рекомендуем проводить 3 раза

Психологический смысл упражнения.

Упражнение убедительно показывает, что деятельность продуктивнее тогда, когда заранее спланирован способ ее выполнения, некоторое время потрачено на то, чтобы решить, как именно лучше сделать ее. Это касается и деятельности творческой: такой, которая происходит в ситуациях с высокой степенью неопределенности, отсутствия заранее известных способов действия.

1.Методы интуитивного поиска. (Мозговой штурм, метод синектики (аналогий), Метод маленьких человечков (ММЧ), Метод гирлянд случайностей и ассоциаций).

Мозговой штурм (информационная часть: этапы/ правила)

Упражнение на закрепление метода МШ:

Примечание: делим студентов на группы (по 4-5 чел) проводим МШ. После проведения 2 этапов МШ, группы по очереди представляют свои решения.

1. Лодка Робинзона Крузо. Робинзон Крузо отправился в морское путешествие. Разразился шторм, и корабль выбросило на рифы вблизи острова. Вся команда погибла, только Робинзон смог выбраться на остров, который оказался необитаемым. Чтобы выбраться с острова, Робинзон построил лодку. Но вот беда, лодка оказалась далеко от берега.

Помогите Робинзону. Предложите, как спустить лодку на воду. Постарайтесь придумать как можно больше способов.

2. Энергия Солнца. На Землю от Солнца поступает огромное количество энергии, а человечество продолжает строить тепловые, атомные и гидроэлектростанции. Есть, правда, и первые попытки непосредственного использования солнечной энергии.

Предложите конкретные способы использования солнечной энергии (для обогрева, освещения, получения электроэнергии).

Метод cинектики (аналогий)

Информационный блок.

 

Упражнение прямая аналогия (см. приложение 1):

Примечание: делим студентов на группы (по 4-5 чел) проводим упражнение. После работы в подгруппе по заданию и генерации вариантов решений задач, группы по очереди представляют свои решения.

Упражнение «Классификации»

Описание упражнения.

Участникам, объединенным в подгруппы по 3-4 человека, дается перечень из 6-8 предметов и предлагается придумать как можно больше различных оснований, по которым возможно классифицировать эти предметы. Задача не в том, чтобы найти наиболее обоснованный критерий их классификации (как в заданиях, входящих в тесты интеллекта), а в том, чтобы предложить как можно более разнообразные и необычные, но логически непротиворечивые критерии для этого.

Перечни предметов могут быть, например, такими.

Список 1 Список 2 Список 3

Табуретка Лампочка Перстень

Трамвай Огурец Морковь

Желудь Кепка Указка

Мел Труба Молния

Мотоцикл Сыр Корень

Абрикос Весло Календарь

Стакан Носки Блюдо

Улей Медаль Песок

 

Психологический смысл упражнения.

Тренировка умения выделять оригинальные, неочевидные критерии, которые позволяют найти сходство между различными предметами. Это важно для решения проблем по аналогиям — одного из распространенных способов порождения креативных идей.

Обсуждение.

Какие из предложенных критериев для классификации представляются самыми оригинальными, необычными? В каких жизненных ситуациях важно умение находить неочевидные признаки сходства между различными предметами и явлениями?

 

Упражнение «Кроссенс»

Описание упражнения.

Кроссенс — интеллектуальная игра, в которой участникам дается несколько слов или изображений (обычно 6 или 9, размещенные в таблице 3 x 2 или, З х 3 соответственно) и нужно придумать, как можно объединить любые два соседние.

Например, для работы можно предложить такой набор:

 

1.Часы 2.Ежедневник 3.Компакт-диск

4. Собака 5. Ролики 6. Гитара

 

Упражнение выполняется в микрогруппах по 2-3 человека или индивидуально, время работы 10-12 мин. Потом участники делятся предложенными решениями.

Когда принцип данной игры понят, участникам предлагается придумать и нарисовать собственный кроссенс (10-15 мин), который потом дается для решения другой подгруппе. Важный момент: при придумывании кроссенса недостаточно только изобразить любые предметы, после чего предложить другим участникам подумать, как они могут быть связаны; обязательно нужно иметь собственный вариант решения. Потом участники озвучивают варианты решений: тот, который удалось найти решавшим каждый кроссенс, и тот, который подразумевался его создателями.

Психологический смысл упражнения.

Отработка умения находить «общее в различном», объединять внешне несходные предметы, находить аналогии между ними. Демонстрация возможности существования разных взглядов на решения одних и тех же творческих задач и невозможности вынести однозначные суждения об их «правильности» или «неправильности».

Обсуждение.

Насколько совпали варианты решений, предложенных создателями кроссенсов (или при решении приведенного автором книги примера выше) с теми, которые удалось найти участникам, решавшим кроссенсы? Если это разные варианты, то можем ли мы судить, какие из них являются верными, а какие — нет? По каким критериям можно оценивать верность/корректность/применимость разных вариантов решения креативных задач?

Вариант решения этого кроссенса:

1-2 (часы — ежедневник): и то и другое помогает нам распоряжаться своим временем.

2-3 (ежедневник — компакт-диск): и то и другое выступает средством сохранения информации.

3-4 (компакт-диск — гитара): могут использоваться для воспроизведения музыки.

4-5 (гитара — ролики): помогают нам организовывать свой досуг.

5-6 (ролики — собака): побуждают своих владельцев чаще бывать на улице.

1-6 (часы — собака): и то и другое может ходить.

2-5 (ежедневник — ролики): кто умеет планировать свои дела, у того найдется время и отдохнуть, покатавшись на роликах.

Разумеется, этот вариант — не единственно возможный. Предложите свои!

 

Задачи ТРИЗ:

- «Метеоприборы»

- «Картошка»

Упражнение: Метод Колумба

Смысл метода – изменение значимости:

Изменение значимости свойства – делаем второстепенное главным.

Изменение оценки процессов – делаем второстепенное главным

Цели:

- тренировка воображения;

- получение новых идей.

Последовательность действий:

1. выбрать объект изменения.

2. Перечислить ряд неосновных, второстепенных свойств выбранного объекта

3. одно из скрытых свойств назначить главным, определяющим основную функцию объекта.

Задачи ТРИЗ (см. приложение 1)

- «Часы»

- «Дверь»

 

Личная аналогия

Информационный блок:

Символическая аналогия

Информационный блок:

Упражнение символическая аналогия (см. приложение 2):

Примечание: делим студентов на группы (по 4-5 чел) проводим упражнение. После работы в подгруппе по заданию и генерации вариантов решений задач, группы по очереди представляют свои решения.

- Друдлы (приложение)

Фантастическая аналогия

Метод «Золотая рыбка»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...