Метод маленьких человечков
Информационный блок: Примерные задания: 1. Разработайте модели маленьких человечков для обозначения различных видов веществ: твердых (камень, железо, дерево…), жидких (молоко, вода, сок…), газообразных (воздух, запах, дым…). 2. Изготовьте карточки или кубики с изображением маленьких человечков для работы. 3. Продумайте организацию построения модели какого–либо вещества при использовании в роли маленьких человечков детей. 4. Составьте ряд взаимосвязанных моделей, в которых бы прослеживались изменения, происходящие с веществом в зависимости от условий, в которых это вещество находится. 5. Моделирование изобретаемого предмета, проблемной задачи Задача ТРИЗ: Методы систематического поиска Метод гирлянд ассоциаций и метафор Информационный блок: Упражнение «Ассоциации» (см. приложение 2) Примечание: делим студентов на группы (по 4-5 чел) проводим упражнение. После работы в подгруппе по заданию и генерации вариантов решений задач, группы по очереди представляют свои решения. Упражнение «Ассоциации» Описание упражнения. Участникам демонстрируют два предмета и просят выстроить ассоциативную цепочку между ними — подобрать такие слова, которые были бы попарно логически связаны между собой, а все вместе связывали бы эти предметы (см. пример, приведенный после данного упражнения). Когда принцип построения ассоциативных цепочек участниками освоен, им приводятся два понятия и демонстрируется какой-либо предмет. Сначала их просят построить ассоциативные цепочки, связывающие каждое из этих понятий с продемонстрированным предметом, а потом еще одну, связывающую эти понятия между собой напрямую.
Таким образом, выстраивается своего рода «ассоциативный треугольник», в котором все связано со всем. Упражнение обычно выполняется в подгруппах по 3-4 человека, хотя возможна и индивидуальная работа. Время работы: 4-5 мин на каждое задание. Потом участники озвучивают получившиеся у них ассоциативные цепочки. Психологический смысл упражнения. Тренировка ассоциативного мышления, поиск неожиданных взаимосвязей предметов, явлений, понятий. Обсуждение. Какие из выдвинутых ассоциаций запомнились, показались наиболее яркими, необычными, интересными? Были ли сложности при выполнении упражнения; если да, то с чем они связаны? В каких жизненных ситуациях важно уметь находить ассоциации между различными словами, предметами, явлениями? Как еще можно развивать это умение, кроме построения ассоциативных цепочек? Пример. 1. Допустим, продемонстрированы калькулятор и спичечный коробок. Ассоциативная цепочка может выглядеть, например, так: «калькулятор — электричество — замыкание — пожар — спички», или так: «калькулятор — микроэлектроника — полупроводник — физика — химия — окисление — горение — спички». 2. Допустим, названы имеющие непосредственное отношение к содержанию тренинга понятия «творчество» и «общение», а в качестве предмета продемонстрирована банка из-под пепси. Ассоциативные цепочки могут выглядеть, например, так: «Творчество — активность — кофеин — тонизирующий напиток — пепси»; «Общение — досуг — застолье — пепси»; «Творчество — театр — труппа — коллектив — общение».
Метод фокальных объектов Информационный блок Алгоритм работы по МФО • Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги...) • Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов) • Выбирается фокальный объект - на нём фокусируется мысль. Если проблема состоит в поиске новых функций (свойств) технического объекта, фокусом может быть его наименование (например, телевизор, карандаш и др.);
• Признаки случайных объектов поочередно присоединяются к фокальному объекту и записываются все полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций. • Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения
Пример 2: 1) Объект – кастрюля (фокальный объект). Цель - расширение ассортимента выпускаемых на предприятиях кастрюль, повышение спроса на эту продукцию. 2) Случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета. 3) Признаки случайных объектов: Дерево – высокое, зеленое, голое, срубленное, чахлое, железное, хлебное, пробковое, с толстой корой, с корнями, раскидистое, колючее. Лампа – электрическая, светящаяся, настольная, электронная, разбитая, паяльная, керосиновая, газовая, волшебная, матовая, цветная. Кошка – живая, игривая, пушистая, сибирская, царапающаяся, голодная, злая, полосатая, нюхающая, мяукающая, дикая, домашняя. Сигарета – дымящаяся, вредная, с фильтром, с опиумом, смятая, брошенная, отсыревшая, горящая. 4) Присоединяем к кастрюле признаки дерева: высокая кастрюля, хлебная кастрюля, кастрюля с корнями, кастрюля с колючками; лампы: электрическая кастрюля, разбитая кастрюля, волшебная кастрюля, светящаяся кастрюля; кошки: нюхающая кастрюля, мяукающая кастрюля; сигареты: дымящаяся кастрюля, кастрюля с фильтром. 5) Развиваем полученные идеи: кастрюля с корнями - кастрюля с вделанной в нее теплоизолирующей прокладкой; разбитая кастрюля - кастрюля, разбитая на секции, в которой можно одновременно готовить несколько блюд; нюхающая кастрюля - кастрюля с индикатором, определяющим подгорание пищи; мяукающая кастрюля - подающая сигнал об окончании варки и т.д.
Пример 3: 1) Совершенствуемый объект - фонарик. 2) Случайные объекты - очки, валенок, парашют. 3) Характерные свойства или признаки случайных объектов Очки: солнечные, защитные, модные. Валенки: теплые, мягкие, деревенские. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный. 4) Новые сочетания Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный. 5) Развиваем полученные идеи: Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.
Практическая работа 1. Разработайте новую конструкцию входной двери (окна, портфеля, компьютера и т.д.) с помощью метода фокальных объектов. 2. В Англии продаются товары для любителей розыгрышей: чайные ложки, которыми можно помешивать лишь холодный чай, так как в горячем они плавятся; зонтики с верхом, тающим под струями первого дождя, так что остается один каркас; авторучки с чернилами, которыми можно «неосторожно» обрызгать костюм или платье, но через несколько минут пятна полностью исчезают. Предложите свою техническую шутку. Помните, что она должна быть не злой, не пугающей, а, наоборот, вызывающей улыбку и создающей хорошее настроение. Занятие – 11 марта
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|