Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Безопасность подъемно-транспортного оборудования




К подъемно-транспортному оборудованию относятся транспортные и грузоподъемные машины. К грузоподъемным машинам относят подъемники и краны. Среди подъемников наиболее распространены лифты, электро- и автопогрузчики. Среди кранов широко используются башенные, козловые, мостовые краны, кран-балки и электротали. Анализ травматизма при эксплуатации подъемно-транспортных машин показывает, что большинство несчастных случаев с тяжелыми последствиями, приходится на работы, при выполнении которых используются грузоподъемные машины.

Рабочая зона грузоподъемных машин является опасной. Опасности, с которыми сталкиваются люди, связаны преимущественно с неумышленным контактом с подвижными частями оборудования и возможными ударами от перемещаемых предметов, а также при высыпании части груза и с падением самого оборудования. Это касается и самоходного оборудования, которое нередко перемещается с большой скоростью. В этом случае возникает опасность наезда или удара при столкновении.

Особенностью подъемно-транспортных машин является пере­мещение самих машин и грузов, которые они перемещают. Конструкция подъемно-транспортных машин содержит большое количество подвижных частей. Это предопределяет их потенциальную травмоопасность. Вследствие обрыва канатов и цепей, за которые поднимается груз, возможны тяжелые последствия: разрушение крана, потеря устойчивости, „набегание" груза на элементы конструкции крана или его соскальзывание с грузозахватного приспособления.

Поэтому к кранам предъявляются повышенные требования по прочности и надежности их кинематических звеньев, а также их устойчивости. Краны должны быть оборудованы следующими предохранительными устройствами: сигнализацией, конечными выключателями для автоматической остановки механизмов пере­движения крана, ходовой тележки и поднятия грузозахватных органов; блокировкой для автоматического снятия напряжения с крана при выходе человека на галерею, блокировкой дверей кабины: звонка для сигнализации; противоугонными устройствами; анемометрами для определения скорости ветра при работе на открытом месте.

Ограничитель грузоподъемности. Ограничитель грузо­подъемности (рис. 3.4) предназначенный для предотвращения поломок механизмов и падения крана в случае перегрузки. У кранов с электрическим и дизель-электрическим приводом ограничитель грузоподъемности включается в электрическую схему, а у кранов с механическим приводом — в схему специальных исполнительных механизмов. Принцип работы ограничителя: одно звено грузового каната в башенном кране опирается на блок ограничителя грузоподъемности, установленного на головке башни. Во время поднимания груза канат натягивается и через блок нагрузки усилие передается на рычаг. Рычаг возвращается, тяга деформирует упругое динамометрическое кольцо датчика усилий. Датчик усилий превращает усилие динамометрического кольца в электрический сигнал, пропорциональный прилагаемому усилию.

Ограничитель и указатель высоты поднятия стрелы. Ограничитель и указатель высоты поднятия стрелы (рис. 3.5) служит для ограничения верхнего крайнего и нижнего ее положения. Регулированием ограничителя и указателя вылета стрелы можно достичь того, чтобы при установлении стрелы на минимальном и максимальном вылетах срабатывали конечные выключатели. Ограничитель-указатель должен проверяться ежемесячно при холостом включении стрелы и после каждого монтажа крана. Надежность срабатывания ограничителя проверяют трехкратным подниманием стрелы при минимальном вылете, и опусканием стрелы при максимальном.


 

Ограничитель высоты поднятия крюка (рис.3.6) служит для предотвращения упора крюковой подвески в блок или стрелу и представляет собой устройство, которое автоматически выключает грузовую лебедку во время подхода крюка к блоку головки стрелы. Ограничитель устанавливается на головке стрелы. Принцип действия: в главной части стрелы установлен конечный выключатель, рычаг 2 который под действием упора / выключает ток. При этом цепь конечного выключателя замкнута. При поднятии крюка свыше допустимой высоты упор крюковой подвески поднимает рычаг и цепь размыкается.

 

Ограничитель поворота башни (рис. 3.7) служит для ограничения угла закручивания кабеля в пределах двух оборотов. Он состоит из конечного шпиндельного выключателя /, установленного на специальном кронштейне 2 на внутренней обечайке поворотной платформы 3. Ограничитель приводится в действие при помощи шестерни, насаженной на ось выключателя и сцепленной с венцом опорно-поворотного круга 4. Во время работы крана контакты замкнуты и он может вращаться в обе стороны. При подходе к крайнему положению ролик размыкающей шайбы нажимает на выступ собачки и освобождает рычаг, который под действием пружин размыкает контакты. При этом вращение крана прекращается и поворот можно осуществить только в обратном направлении, поскольку вторая пара неподвижных контактов замкнута.


 

Ограничитель передвижения крана (рис. 3.8). Он служит для отключения механизма передвижения в конечных участках подкранового пути. В его состав входит конечный выключатель /, установленный на раме одной из ведущих тележек, и упоры 2, установленные на конечных участках подкранового пути. При подходе к конечным участкам подкранового пути вилка конечного выключателя упирается в специальный упор, прикрепленный к шпале, возвращается, размыкает электрическую цепь; электродвигатели механизма передвижения выключаются Регулирование ограничителя передвижения заключается в правильной установке упоров конечных выключателей.


 

Ограничитель вылета каретки. Он состоит из конечного выключателя ВУ-250А, который приводится в движение цепной передачей от барабана лебедки передвижением каретки.

Противоугонные устройства. С целью предотвращения случайного передвижения и опрокидывания крана под действием сильного ветра, вследствие проседания подкранового пути в нижней части рамы ходовых тележек между колесами устанавливают клещевые захваты (рис. 3.9). Клещевые захваты башенных кранов серии КБ работают с губками, постоянно подведенными под головку рельса. Это повышает безопасность работы крана, поскольку при этом исключается возможность соскакивания тележек с рельсов и опрокидывания крана.


 

Используются также автоматические противоугонные захваты (рис. 3.10).

 

Указатель наклона (наклономер). Это прибор, который показывает величину наклона крана относительно горизонта. При уклоне на 1° наконечник грузика приближается к меньшему кругу, на 2°—8° — к среднему и на 3° — к большому. При установке крана на выносные опоры уклон крана определяют по отклонению наконечника грузика наклономера. Наконечник грузика отклоняется в сторону наклона и указывает на его значение в градусах. При установке крана на выносные опоры положение крана определяется по положению воздушного пузырька. При наклоне воздушный пузырек отклоняется в сторону, противоположную наклону, и указывает его значение.

Анемометры. Они предназначены для измерения скорости ветра и автоматического включения сирены, которая предупреждает о силе ветра, при которой следует прекратить работу крана. Анемометр М95 состоит из датчика скорости ветра и указательного пульта, объединенных между собой кабелем. Анемометры на заводе-изготовителе наст­раиваются на заданную предельную скорость ветра для рабочего положения крана. Анемометр сигнализирует, если скорость ветра достигает этого значения. Шкала прибора обеспечивает наблюдение за скоростями ветра от 2 до 25 или от 2 до 50 м/с.

Сигнализация. Для световой сигнализации предусмотрено включение ламп: зеленой — если скорость ветра меньше, чем предельная; желтой — если появляются порывы ветра, скорость которых достигает предельного значения; красного — когда скорость ветра и длительность его порывов опасны для работы крана. Для защиты датчика скорости ветра, который установлен на верхней части башни, предусмотрена молниезащита. Указательный пульт анемометра устанавливается в кабине машиниста.

Звуковой сигнализатор опасности приближения к ЛЕП. Стреловые самоходные краны оборудуются приборами, которые извещают звуковым сигналом о приближении стрелы крана к проводам электрической сети или к линии электропередач.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...