Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Защита российского гражданина от банкротства туроператора




Как можно осуществить защиту массового туриста, который пользуется услугами крупных туристских предприятий? С одной стороны каждая крупная туристская компания уговаривает туриста в своей надежности. С другой стороны крупные туристские компании банкротятся ежегодно — из наиболее известных и крупных — Детур, Капитал-тур, Трансбизнеслайн.

Естественно, что чем больше объемы туристских потоков, тем более высока вероятность возникновения критических ситуаций, таких как: массовый овербукинг в отелях, финансовые проблемы с переводом средств, кризис в связи резким изменением курса валют, изменения (подорожания) топлива и соответственно перевозок, возникновение форс-мажорных ситуаций революций, и естественного происхождения, что по причинам глобального потепления наблюдается все чаще и даже в местах, ранее довольно спокойных к проявлениям природных сил.

Тупо увеличивать беспредельно размер финансового обеспечение до размеров финансового оборота туроператора — крупный туроператор имеет финансовый оборот 1,5 млрд рублей и более? Национальная страховая отрасль не способна (пока) принять на столько крупный риск, а вхождение иностранного страхового капитала на российский рынок не разрешает закон (хотя опросредовано иностранные страховщика действуют на рынке). В текущем предложении к изменению законодательства нет даже намека на изменение (увеличение) ответственности крупных туроператоров выездного туризма.

В реалиях как в российской, так и зарубежной страховой практике, имеет место использование института перестрахования, в частности — эксцедентного перестрахования, что позволяет принять к страхованию существенно большие риски за счет перераспределения их с другими страховщиками по особому договору — договору на эксцедентное перестрахование.

Это договор, в соответствии с которым страховщик обязуется полностью оплатить все возможные убытки до оговоренного заранее денежного предела, сверх которого ущерб возмещает перестраховщик. Таким образом, при установленном законом минимуме страховой суммы, например, в 1 млрд руб., которую принимает страховщик, превышение таковой в критической ситуации, вероятность которой минимальна, но все-таки возможна будет взято на покрытие другим (другими) страховщиками — перестрахователями. Это могут быть отечественные или зарубежные страховые организации (хотя федеральный закон не воспринимает иностранного страховщика).

Эксцедентное перестрахование может привести к полному выравниванию той части страхового портфеля, которая осталась в качестве собственного участия цедента в покрытии риска. Приступая к заключению договора эксцедентного перестрахования, стороны определяют размер максимального собственного участия страховщика в покрытии определенных групп риска. Для этого прибегают к анализу статистических данных и проведению актуарных расчетов. Максимум собственного участия страховщика называется эксцедентом. Превышение страховых сумм за установленный уровень собственного участия страховщика в покрытии риска передается в перестрахование одному или нескольким перестраховщикам. Это превышение страховых сумм риска, переданных в перестрахование, в теории страхования именуется «достоянием эксцедента».

Договор эксцедентного перестрахования определяет максимальный уровень в каждой группе рисков, выплаты страховых сумм по которой перестраховщик обязан принять в покрытие. Размер участия перестраховщика в покрытии риска превышения страховой суммы называется кратностью собственного участия цедента. При заключении договора эксцедентного перестрахования исключаются любые риски, страховая сумма которых меньше или равна установленному для данного портфеля количеству долей собственного участия страховщика и он должен произвести выплаты бенефициариям в пределах этих сумм. И наоборот, риски, страховая сумма которых превышает собственное участие страховщика, считаются перестрахованными. Процент перестраховки будет тем больше, чем выше страховая сумма для данного риска.

Формирование одного или пакетного договоров эксцедентного перестрахования требует значительного внимания со стороны основного страховщика (цедента). Он должен тщательно индивидуально изучить каждый страховой договор, часть рисков которого передается в перестрахование. Однако, если участь, что российский туристский рынок примерно на 60% держится 7-8 крупными туроператорами, а риски примерно одинаковы по характеру и вероятности наблюдения, то это труда не составит. Также дается оценка максимально возможного ущерба по каждому виду риску.

Договоры эксцедентного перестрахования, несмотря на определенные сложности в актуарных расчетах, применяются на практике довольно часто, например, космическое страхование, страхование атомных объектов и т.д. и являются выгодными для цедента. Преимущества такого вида перестрахования обеспечивают максимальное выравнивание страхового портфеля, оставляемого на собственном риске основного страховщика-цедента. В рамках договора эксцедентного перестрахования определенная (обычно меньшая) сумма страховых платежей передается перестраховщику. В общем случае при данной сделке цедент удерживает всю совокупность незначимых страховых рисков на собственном участии.

Такой метод перестрахования вполне доступен и определяется только волей участников, поскольку технические вопросы довольно хорошо отработаны (практика договор перестрахования наблюдается в XIX века. Перестрахование позволит установить существенное превышение минимальных страховых сумм в договорах страхования гражданской ответственности туроператора доведя уровень превышения страховым сумм до уровня 400 млн – 1,5 млрд рублей.

С другой стороны, в действительности финансовое положение компании находится под контролем государственных органов регулирования туризма. Они ежегодно получают бухгалтерский баланс и аудиторское заключение и деятельности каждой крупной фирмы. Другой вопрос, что аудиторское заключение не дает ответа на вопрос о надежности фирмы, а только соблюдении методик бухгалтерского учета и отчетности. Поэтому вопрос о нужности такого документа для Реестра туроператоров проблематичен. В заключении будет указано, что методики оценки налогооблагаемой базы правильны и не более того. А сколько долгов у фирмы — это не дело аудитора, теми более что официально оформленные кредиты долгами не является. По существу долги туроператора «Капитал-тур» образовались не сразу, о неустойчивом и даже проблемном положении туроператора было известно, в том числе и в туристской общественности — в ассоциации российских туроператоров АТОР.

Начало кризиса положил иск банка в ноябре 2010 г. на относительно небольшую сумму не отданного кредита, это инициировало иски и требования других кредиторов, в том числе и зарубежных компаний. Мгновенно сумма долга перевалила за миллиард, и компании пришлось заявить о банкротстве, оставив без удовлетворения 8 тысяч туристов. Банкротство по суду — это объявление о несостоятельности коммерческого субъекта — неудачи в бизнесе (хотели как лучше, но не получилось, надо правильно выбирать коммерческого партнера).

Туристы разделили коммерческий риск с неудачно сработавшим финансовым топ-менеджером туроператора. Уголовного дела не заведено — факт мошенничества не доказан, имеет место коммерческий риск, туристам предложено встать в очередь кредиторов за получением своей доли возмещения.

Формально — это прямые ошибки в кредитной и агентской политике, помыслы захваты рынка демпинговыми расценками и чрезмерными агентскими выплатами.


Правила оказания услуг по реализации туристского продукта[70]

В конечном счете — созданный туристский продукт или туристские услуги должны найти своего потребителя — туриста и быть ему официально проданы или, как установлено правилами торговли услугами – реализованы.

В 2007 г. вступили в силу «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 452 от 18 июля 2007 г.

Эти правила предусмотрены федеральным законом ст. 4 «Об основах туристской деятельности в РФ» и в значимой мере определяют существо условий договора организаторов туризма между собой и туристом или иным заказчиком. Правила отражают особенные требования федерального закона «О защите прав потребителей», более того турист или заказчик туристского продукта рассматриваются как потребитель с присущими ему правами и обязанностями.

Одновременно и формируются права и обязанности организатора туризма (туроператора или турагента).

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок оказания услуг по реализации туристского продукта.

Но противоречия, связанные с особенностями определения туристского продукта — остаются. Обширный спектр туристских услуг, не обладающий исключительными признаками (перевозки+ размещение+общая цена) не охватывается данными правилами и, стало быть, остается без ясного регулирования. Не достаточно четко регламентируются отношения в сфере речных и морских круизов[71], железнодорожных туров и таймшера (клубного отдыха).

2. Под потребителем понимаются заказчик туристского продукта, имеющий намерение заказать или заказывающий и использующий туристский продукт исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Возникает вопрос о путешествиях с профессионально-деловыми целями или деловом туризме. Роспотребнадзор, определенный Правилами контрольно-надзорной организаций в части туризма, рассматривает потребление туристских услуг перевозки и размещения человеком независимо от целей путешествия. Важно, чтобы сам процесс услуги не использовался им для систематического получения прибыли, но в данном случае турист выступает не производителем или предпринимателем, а потребителем. Спит на кровати и ест яичницу за завтраком человек, а не предприниматель, поэтому услуга и ее потребление носят личный характер.

Опять же, как трактовать корпоративный выезд коллектива организации, такая поездка трудно укладывается в семейные цели.

Под исполнителем понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта или от имени которого заключается этот договор, а также турагент, действующий на основании договора со сформировавшим туристский продукт туроператором и заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта от своего имени, но по поручению и за счет туроператора в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности Российской Федерации" и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Именно здесь проявляется характер посреднической деятельности туроператора или агента. Они выступают посредником между а туристом и третьими лицами (за исключением дальнемагистральной перевозки) и принимают всю полноту ответственности за предоставлением или ненадлежащее предоставление услуг туристу. Исключение как мы указали составляют круизы и железнодорожные туры, особенности которых должны быть прописаны в специальных правилах.

3. Понятия "турист", "туроператор", "турагент", "туристский продукт", "заказчик туристского продукта", "реализация туристского продукта", "туристская путевка" применяются в значении, установленном Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...