Бухгалтерский учет денежных средств на текущем счете
В процессе хозяйственной деятельности постоянно возникают вспомогательные расчеты, осуществляемые между предприятием и другими предприятиями, бюджетом, органами страхования, общественными организациями, физическими лицами, которые производятся посредством денег. С их помощью завершается превращение денежной формы выделенных средств в производственные запасы, получение денежной выручки и заключенного в ней чистого дохода. Таким образом, денежные расчеты – важнейший фактор оборота средств, а их своевременное завершение – необходимое условие непрерывного процесса производства. Для хранения средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций юридическим лицам – субъектам предпринимательской деятельности, независимо от формы собственности, банки открывают счета. Учет денежных средств на текущем счете в национальной валюте ведется на основании Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валютах. Она разработана в соответствии с Хозяйственным кодексом Украины, Гражданским кодексом Украины, Законами Украины "О Национальном банке Украины", "О банках и банковской деятельности", "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", "О платежных системах и переводе денег в Украине", другими законодательными актами Украины и нормативно-правовыми актами НБУ. Инструкция регулирует правоотношения, возникающие при открытии банками или их обособленными структурными подразделениями, которые осуществляют банковскую деятельность от имени банка, текущих и вкладных (депозитных) счетов в национальной и иностранных валютах субъектам хозяйствования, физическим лицам, иностранным представительствам, нерезидентам-инвесторам и др.
Текущий счет – это счет, который открывается банком клиенту на договорной основе для хранения денег и осуществления расчетно-кассовых операций при помощи платежных инструментов в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства Украины. К текущим счетам также относятся: - счета по специальным режимам их использования, которые открываются в случаях, предусмотренных законами Украины или актами КМУ; - текущие счета типа "Н", которые открываются в национальной валюте официальным представительствам и представительствам юридических лиц – нерезидентов, не занимающимся предпринимательской деятельностью на территории Украины; - текущие счета типа "П", которые открываются в национальной валюте постоянным представительствам; - карточные счета, которые открываются для учета операций по платежным карточкам. Операции по этим счетам осуществляются с учетом особенностей, определенных Инструкцией и соответствующими нормативно-правовыми актами НБУ, которые регулируют осуществление операций с применением платежных карточек; - текущие счета избирательных фондов. Вкладной (депозитный) счет – это счет, который открывается банком клиенту на договорной основе для хранения денег, передаваемых клиентом в управление на установленный срок или без указания такого срока под определенный процент и подлежащих возврату клиенту в соответствии с законодательством Украины и условиями договора. Договор банковского счета и договор банковского вклада заключаются в письменной форме. В договоре банковского вклада, в частности, указываются: - вид банковского вклада; - сумма, которая вносится или перечисляется на вкладной (депозитный) счет;
- срок действия договора; - размер и порядок уплаты процентов, условия пересмотра их размера, ответственность сторон; - условия досрочного расторжения договора; - прочие условия по согласованию сторон. Счета для хранения денежных средств и осуществления всех видов банковских операций открываются в любых банках Украины по выбору клиента и по согласию этих банков. Если предприятие не имеет счета в определенном банке, то для открытия текущего счета ему необходимо предоставить следующие документы: - заявление об открытии текущего счета. Заявление подписывают руководитель и главный бухгалтер юридического лица. Если в штатном расписании нет должности главного бухгалтера или другого лица, на которое возложена функция ведения бухгалтерского учета и отчетности, то заявление подписывает только руководитель; - копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица в органе исполнительной власти, другом органе, уполномоченном осуществлять государственную регистрацию, удостоверенную нотариально или органом, выдавшим свидетельство о государственной регистрации. В случае открытия текущих счетов юридическим лицам, которые содержатся за счет бюджетов, этот документ не требуется; - копию надлежащим образом зарегистрированного учредительного документа (устава, учредительского договора, учредительного акта, положения), удостоверенную органом, который осуществил регистрацию, или нотариально; - копию справки о внесении юридического лица в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины, удостоверенную органом, выдавшим справку, или нотариально или подписью уполномоченного работника банка; - копию документа, подтверждающего взятие юридического лица на учет в органе государственной налоговой службы, удостоверенную органом, выдавшим документ, или нотариально или подписью уполномоченного работника банка; - карточку с образцами подписей и оттиска печати, удостоверенную нотариально или организацией, которой клиент административно подчинен, в установленном порядке. В карточку включаются образцы подписей лиц, которым в соответствии с законодательством Украины или учредительными документами юридического лица предоставлено право распоряжения счетом и подписания расчетных документов.
Карточку с образцами подписей и оттиском печати представляют все юридические лица и другие субъекты предпринимательской деятельности (независимо от форм собственности), которым открывают счета в учреждениях банков. Право первой подписи принадлежит руководителю предприятия и уполномоченным им должностным лицам. Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру и уполномоченным им лицам. В карточке с образцами подписей и оттиском печати указывается номер счета, а также идентификационный код (номер) владельца счета, проставляемый на основании соответствующих справок статистических или налоговых органов. Юридические лица, которые используют наемный труд и в соответствии с законодательством Украины являются плательщиками страховых взносов, дополнительно к вышеуказанному перечню документов должны предоставить следующие документы: - копию документа, подтверждающего регистрацию юридического лица в соответствующем органе Пенсионного фонда Украины, удостоверенную выдавшим его органом или подписью уполномоченного работника банка; - копию страхового свидетельства, которое подтверждает регистрацию юридического лица в Фонде социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевай Украины как плательщика страховых взносов, удостоверенную выдавшим его органом, или нотариально или подписью уполномоченного работника банка. Днем открытия текущего счета клиента считается дата, указанная на заявлении об открытии этого счета в разделе "Отметки банка". Местонахождением владельца счета – субъекта хозяйствования считается местонахождение, указанное в учредительных документах (при их наличии) и свидетельстве о государственной регистрации. Местонахождение субъекта хозяйствования, указанное в карточке с образцами подписей и оттиском печати, должно соответствовать местонахождению, приведенному в учредительных документах и свидетельстве о государственной регистрации субъекта хозяйствования.
Банки обязаны осуществить проверку предоставленных документов для открытия счетов на соответствие их действующему законодательству, в частности: а) подписи лиц на заявлении об открытии текущего счета должны быть расшифрованы с обязательным указанием фамилии и инициалов и сверены с подписями, приведенными в карточке с образцами подписей и оттиска печати; б) свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) субъекта предпринимательской деятельности должно соответствовать образцу; в) нотариальное удостоверение документов и копий документов должно соответствовать требованиям Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины. Клиенты банка могут открывать только один счет для формирования уставного фонда хозяйственного общества и один счет (в иностранной и/или национальной валюте) для каждого договора о совместной (общей) деятельности без создания юридического лица. В случае открытия текущего счета клиенту в его заявлении уполномоченный работник банка указывает дату открытия и номер счета. На заявлении клиента должны быть указаны подписи одного из руководителей банка или уполномоченного им лица, на которого согласно внутренним положениям банка возложена обязанность принимать решение об открытии текущих счетов клиентов, а также уполномоченных лиц банка, которые осуществляют проверку на достоверность и соответствие действующему законодательству документов и копий документов, предоставляемых клиентом, и контролируют правильность присвоения номера счета клиента и его соответствие внутреннему плану счетов банка. Банк имеет право использовать денежные суммы на счете клиента, гарантируя его право беспрепятственно распоряжаться этими средствами. Банк не имеет права определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать иные, не предусмотренные договором или законом, ограничения его права распоряжаться денежными средствами по собственному усмотрению. Договор банковского счета заключается для открытия клиенту или определенному им лицу счета в банке на условиях, согласованных сторонами. Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком условиях, соответствующих закону и банковским правилам. Банк не имеет права отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и предоставленной ему лицензией, кроме случаев, когда банк не имеет возможности принять на банковское обслуживание или если такой отказ допускается законом или банковскими правилами.
Банк обязан: - совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, банковскими правилами и обычаями делового оборота, если иное не установлено договором банковского счета; - зачислить денежные средства, поступившие на счет клиента, в день поступления в банк соответствующего расчетного документа, если иной срок не установлен договором банковского счета или законом; - по распоряжению клиента выдать или перечислить с его счета денежные средства в день поступления в банк соответствующего расчетного документа, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета или законом. Клиент обязан уплачивать плату за исполнение банком операций со счетом клиента, если это установлено договором. Банк может списать денежные средства со счета клиента на основании его распоряжения. Денежные средства могут быть списаны со счета клиента без его распоряжения на основании решения суда, а также в случаях, установленных договором между банком и клиентом. В случае несвоевременного зачисления на счет денежных средств, поступивших клиенту, их безосновательного списания банком со счета клиента или нарушения банком распоряжения клиента о перечислении денежных средств с его счета банк должен незамедлительно после выявления нарушения зачислить соответствующую сумму на счет клиента или надлежащего получателя, уплатить проценты и возместить причиненные убытки, если иное не установлено законом. Ограничение прав клиента по распоряжению денежными средствами, находящимися на его счете, не допускается, кроме случаев ограничения права распоряжения счетом по решению суда в случаях, установленных законом. Гражданский кодекс Украины детально регламентирует расторжение договора банковского счета. Банк имеет право требовать расторжения договора банковского счета: - если сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, осталась меньше минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банком об этом; - при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не установлено договором; - в других случаях, установленных договором или законом. С текущего счета предприятия осуществляются операции, обеспечивающие производственно-хозяйственную, коммерческую и иную его деятельность: расчеты за товарно-материальные ценности с поставщиками и покупателями продукции; расчеты за предоставленные и полученные услуги; уплата обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды; операции, связанные с обеспечением собственных социально-бытовых нужд; иные операции в соответствии с уставной деятельностью предприятия. С текущего счета банк выдает наличные деньги на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности, дивидендов (доходов) на хозяйственные и другие нужды. Прием и выдачу денежных средств или безналичные перечисления банк осуществляет по расчетно-платежным документам установленной формы: - объявление о взносе денег наличными используется при внесении наличных денег в банк для зачисления на текущий счет; - денежный чек является указанием банку о выдаче с текущего счета указанной в чеке суммы наличных денежных средств; - расчетные чеки применяются при перечислении денежных средств с текущего счета предприятия на счет получателя; - платежные поручения являются указанием банку на перечисление с текущего счета предприятия определенных средств на счет получателя; - платежные требования-поручения используются при расчетах между предприятиями за товарно-материальные ценности. При открытии текущего счета в банке открывается лицевой счет предприятия с присвоением номера. Лицевые счета ведутся банком в двух экземплярах: первый – для банка, второй как выписка со счета. Периодически (в установленные сроки) банк выдает предприятию выписки с его текущего счета, т.е. перечень произведенных за отчетный период операций. К выписке прилагаются соответствующие оправдательные документы, на основании которых были зачислены или списаны средства. Выписка банка фактически представляет собой второй экземпляр лицевого счета предприятия, открытого банком. Храня денежные средства предприятия, банк считает себя его должником, т.е. на эту сумму имеет кредиторскую задолженность. Исходя из этого, остатки средств и поступления на текущий счет банк записывает по кредиту счета, а уменьшение своего долга (списание, выдачу наличными) – по дебету. Поэтому, обрабатывая выписки банка, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету текущего счета, а списанные – по кредиту. Выписка банка с текущего счета имеет строго определенные показатели, часть из которых кодируется банком, и эти коды используются предприятием при обработке выписок. Банковские выписки, выдаваемые клиентам с текущего счета, могут несколько отличаться по форме из-за использования различной вычислительной техники, но обязательными реквизитами являются: - номер текущего счета клиента; - дата предыдущей выписки и ее исходящий остаток, который является входящим для последующей выписки; - суммы перечислений, увеличивающие или уменьшающие сальдо счета; - остаток средств на дату выписки. Выписка банка является регистром аналитического учета и основанием для бухгалтерских записей. Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается: подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета. Все приложенные к выписке документы погашаются штампом "Погашено". Исправления в выписке банка подтверждаются подписью главного бухгалтера учреждения банка и оттиском круглой печати. Исправления в первичных денежных документах не допускаются. Об ошибочно зачисленных или списанных с текущего счета суммах бухгалтер письменно должен сообщить банку для внесения исправлений. В последующих выписках банк делает исправление, а в бухгалтерском учете предприятия суммы или списываются, или восстанавливаются. Периодически и на 1 января письменно подтверждается остаток средств на счете согласно данным банка. На полях проверенной выписки против сумм операций и на документах указываются коды счетов, корреспондирующих с текущим счетом. Подача в банк первичных документов и принятие их банком не является основанием для учета операций до тех пор, пока они не будут отражены в выписке. Бухгалтер в день получения выписки осуществляет операции, которые обозначают бухгалтерским термином «контировка» – проверка и обработка выписки. Этот процесс предусматривает: 1) нумерацию выписки; 2) подбор документов, подтверждающих факт проведения хозяйственной операции, и проверку наличия оправдательных документов, полученных от других предприятий, на основании которых зачислены или списаны средства; 3) сверку достоверности записей в выписке банка и прилагаемых документах, а также соответствие суммы в выписке суммам оправдательных документов на перечисление или зачисление средств; 4) проверку правильности определения остатка денег на текущем счете после проведенных операций; 5) проставление корреспондирующего счета против каждой суммы в соответствии с осуществленными операциями. Эти же счета указываются в документах, приложенных к выписке; 6) в случае необходимости проставление кодов аналитических статей учета. Ошибки в выписке по вине банка отражают в корреспонденции с синтетическим счетом 37 «Расчеты с разными дебиторами» (субсчет 374 «Расчеты по претензиям») в части расчетов по операциям, ошибочно проведенным по текущим счетам. Ошибочно списанную с текущего счета сумму отражают в учете такой проводкой: Дт 374 «Расчеты по претензиям»; Кт 311 «Текущий счет в национальной валюте». Ошибочно зачисленную сумму отражают проводкой: Дт 311 «Текущий счет в национальной валюте»; Кт 374 «Расчеты по претензиям». В последующих расчетах банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия эта задолженность списывается. Чтобы правильно вести учет расчетных операций, надо четко их формулировать в первичных документах и подробно расписывать суммы платежа, особенно когда платеж состоит из нескольких сумм. Например, если сумма в платежном документе состоит из платежа по сроку и пени за просрочку платежа, то в документе необходимо расшифровывать, из каких статей состоит сумма платежа. Все расшифровки показывают в графе «Назначение платежа». Сумму, списанную (зачисленную) банком, отражают соответственно не на двух, а если это возможно, на большем количестве счетов. Следует также помнить о своевременности подготовки документов и выполнения расчетов, чтобы избежать денежных штрафов и пени. Для этого необходимо тщательно изучать действующие инструкции о порядке внесения платежей (налогов) в бюджет и другие фонды, а также договоры предприятия со своими партнерами, консультироваться с работниками банков, юристами, аудиторами опытными бухгалтерами. Расчетная и платежная дисциплина – один из важнейших элементов работы бухгалтера. Для оперативных целей на протяжении месяца используются данные об остатках денежных средств на текущем счете предприятия в банке, отраженные в выписках банка. По окончании месяца бухгалтер собирает все выписки с подколотыми к ним приложениями первичных документов по датам в хронологическом порядке и сшивает в отдельную папку. Порядок сбора всех бухгалтерских регистров и первичных документов к ним законодательством не регламентирован. На практике бухгалтеры сшивают их различными способами. Наиболее распространены следующие: 1. сшивают первичные документы, относящиеся к определенному счету, сверху прикладывают журнал-ордер и ведомость, а также, в случае необходимости, ведомости аналитического учета, листы-расшифровки и т.п. Затем все журналы-ордера и ведомости к ним с первичными документами складывают по счетам в порядке возрастания и формируют книгу за месяц; 2. сшивают первичные документы, относящиеся к определенному счету, сверху прикладывают журнал-ордер и ведомость, а также, в случае необходимости, ведомости аналитического учета, листы-расшифровки и т.п. Все документы по определенному счету складывают в папку и в конце года сшивают нарастающим порядком по месяцам. Синтетический учет операций по текущему счету ведется на активном счете 31 «Счета в банках» имеющем 4 субсчета: 311 «Текущие счета в национальной валюте»; 312 «Текущие счета в иностранной валюте»; 313 «Прочие счета в банках в национальной валюте»; 314 «Прочие счета в банках в иностранной валюте». По дебету счета отражают приход (увеличение) денег, по кредиту – их списание. Сальдо счета может быть только дебетовым и показывает остаток денег на определенную дату. Оборот по дебету этого счета показывает поступление наличных денег из кассы, получение денежных средств от реализации, поступление задолженностей от покупателей и заказчиков и т.д. По кредиту счета 31 отражают уменьшение денежных средств в связи с выдачей наличных денег в кассу, погашением задолженностей поставщикам, подрядчикам, в бюджет, банку за полученные кредиты, т.е. списание денежных средств. Бухгалтерские проводки по учету поступления денежных средств на текущий счет приведены в табл. 3.
Бухгалтерские проводки по поступлению денежных средств на текущий счет Таблица 3.
Продолжение табл. 3.
Продолжение табл. 3.
Бухгалтерские проводки по учету списания денежных средств с текущего счета приведены в табл. 4.
Бухгалтерские проводки по списанию денежных средств с текущего счета Таблица 4.
Продолжение табл. 4.
Продолжение табл. 4.
При журнальной форме учета данные по операциям по счетам в банке систематизируются в журнале № 1 по кредиту счета 31 «Счета в банках» и в ведомости 1.2 – по дебету счета 31. Основанием для составления указанных регистров служат выписки банка и прилагаемые к ним расчетные документы, которые подтверждают зачисление денежных средств на счет или их списание. Записи в журнале и ведомости производятся после обработки банковских выписок. Аналитический учет по счету 31 в разрезе корреспондирующих счетов отражают в листах-расшифровках на основании прилагаемых к выписке банка расчетных документов, в которых обозначены номер документа, дата, краткое наименование и сумма операции. По окончании месяца в журнале № 1 и ведомости 1.2 подводят итоги по корреспондирующим счетам и сверяют с оборотами по этим счетам, отраженными в других учетных регистрах в корреспонденции со счетом 31. Обороты за месяц из журнала № 1 переносят в Главную книгу. Остаток денежных средств на счетах в банке отражают в ведомости 1.2 только на начало и конец месяца. Остаток денежных средств, указанный на конец месяца в ведомости 1.2, должен соответствовать остатку денежных средств на текущем счете, отраженному в последней в данном месяце выписке банка, и данным Главной книги. Прием и выдачу денежных средств или безналичные перечисления банк осуществляет по расчетно-платежным документам установленной формы. При внесении наличных денежных средств в банк для зачисления на текущий счет используется объявление на взнос наличными. Объявление состоит из трех частей: первая – собственно объявление – остается в банке; вторая – квитанция – передается вносителю денежных средств и служит оправдательным документом; третья – ордер – вместе с выпиской банка возвращается предприятию и является подтверждением зачисления внесенной суммы на его счет. Банки осуществляют расчетно-кассовое обслуживание своих клиентов на основании соответствующих договоров и своих внутренних правил осуществления безналичных расчетов, если эти правила соответствуют требованиям Инструкции о безналичных расчетах, других нормативно-правовых актов. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, клиент может осуществлять платежи в интересах третьих лиц.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|