Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы безналичных расчетов




 

Расчеты между предприятием и прочими субъектами предприниматель­ства преимущественно осуществляются в безналичном порядке, хотя возможно применение наличных расчетов в пределах, пре­дусмотренных действующим законодательством. Безналичные расчеты могут осуществляться в форме платежных поручений, платежных требований, платежных требований-поручений, векселей, чеков, банковских платежных карточек и других дебетовых и кредитовых платежных инструментов, которые применяются в международной банковской практике.

При безналичных расчетах все платежи проводятся через учреждения банков путем перечисления надлежащих сумм со счетов плательщика на счет получателя или путем зачета взаимных обязательств и денежных претензий. Платежи осуществляются в пределах имеющихся средств на счету плательщика. При необходимости банк может предоставить плательщику кредит для осуществления расчетов.

Платежные инструменты должны быть оформле­ны надлежащим образом и содержать информацию о:

- их эми­тенте и платежной системе, в которой они используются;

- правовых основаниях осуществления расчетной операции;

- держателе платежного инструмента и получателе средств;

- дате валютирования и др.

Учреждения банков обеспечивают расчеты в соответствии с законодательством и требованиями клиента на условиях дого­вора на расчетно-кассовое обслуживание. Договор должен со­держать реквизиты сторон, условия открытия и закрытия счетов, виды услуг, которые оказываются банком, обязанности сторон и ответственность за их невыполнение, а также условия прекраще­ния договора. В отношении форм расчетов предусмотрено, что расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием физических лиц, связанные с осуществлением ими пред­принимательской деятельности, осуществляются в безналичной форме.

Национальный банк Украины устанавливает правила, формы и стандарты расчетов банков и дру­гих юридических и физических лиц в экономическом обраще­нии Украины с применением как бумажных, так и электронных документов, дает разрешения на осуществление клиринговых опе­раций и расчетов при помощи электронных документов.

Безналичные расчеты – перечис­ление определенной суммы средств со счетов плательщиков на счета получателей средств, а также перечисление банками по по­ручению предприятий и физических лиц средств, внесенных ими наличностью в кассу банка, на счета получателей средств.

Учет безналичных расчетов ведется на основании Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте. Требования Инструкции распространяются на всех участников безналичных расчетов, а также на взыскате­лей, осуществляющих принудительное списание (взыскание) средств этих участников, и обязательны для исполнения ими. Стороны расчетных отноше­ний могут в значительной степени самостоятельно определять формы расчетов, по общему согласию избирать одну из указан­ных в законодательстве форм.

Участники безналичных расчетов открывают счета в порядке, который устанавливается нормативно-право­выми актами НБУ по вопросам открытия и использования счетов, а также счета для учета средств в расчетах по конкретным операциям (аккредитивы, расчет­ные чеки и т.п.). Счета для учета средств в расчетах по конкретным опера­циям открываются пред­приятиями в банке, который их обслуживает, только на осно­вании заявления об открытии аккредитива, заявления о пе­речислении средств и т.п. Порядок проведения расчетных операций по этим счетам регулируется Инструкцией о безналичных расчетах, другими норматив­но-правовыми актами НБУ. Если законами Украины или актами КМУ установлено, что расчеты по счетам осуществляются по спе­циальному режиму, то Инструкция применяется в части, не противоречащей ему.

Банк осуществляет расчетно-кассовое обслуживание своих клиентов на основании соответствующих договоров и своих внутренних правил осуществления безналичных рас­четов, если эти правила соответствуют требованиям Инструкции о безналичных расчетах, других нормативно-правовых актов. Банк не имеет права определять и контролировать направ­ления использования средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные договором или законом, ограни­чения его права распоряжаться средствами по собственно­му усмотрению. В случаях, предусмотренных законодательством Украины, клиент может осуществлять платежи в интересах третьих лиц. Средства со счетов клиентов банки списывают толь­ко по поручениям собственников этих счетов либо на основании платежных требований взыска­телей в случае принудительного списания средств.

Поручения плательщиков о списании средств со своих счетов принимаются банками к исполнению исключительно в пределах имеющихся в наличии на этих счетах средств или если договором между банком и плательщиком предусмотрен их прием и исполнение в слу­чае отсутствия или недостаточности средств на этих счетах.

Распоряжения взыскателей о принудительном списании (взыс­кании) средств со счетов плательщиков принимаются банками независимо от наличия на них достаточного остатка средств и исполняются ими частично в пределах наличного остатка средств, а в неисполненной сумме возвращаются взыскателям. В случае отсутствия или недостаточности средств на счете платель­щика банк не осуществляет учет задолженности плательщика, не уплаченной в срок, и не ведет реестр расчетных и исполнительных документов, не оплаченных в срок в связи с отсутствием средств на счете плательщика, за исключением осуществления банком та­ких операций в пределах заключенных им гражданско-правовых договоров и в порядке, определенном этими договорами.

Поручения плательщиков и распоряжения взыскателей о списании средств со счетов составляются на соответствующих бланках расчетных документов. Реквизиты расчетных документов по этим формам за­полняются согласно требованиям. Все текстовые элементы бланков должны быть выполне­ны на украинском языке. Ответственность за правильность заполнения рек визитов расчетного документа, в том числе номеров счетов и кодов банков, суммы налога на добавленную стоимость и кодов бюджетной классификации, несет лицо, ко­торое оформило этот документ и предоставило его в обслуживающий банк. Банки проверяют соответствие заполнения реквизи­тов расчетных документов клиентов:

- банк плательщика проверяет заполнение следующих реквизитов: "Платник", "Код платника", "Рахунок платника", "Банк платника", "Код банку платника", а также "М.П." и "Підписи платника" (если согласно форме документа требу­ется их заполнение);

- банк получателя – заполнение следующих реквизитов: "Отримувач", "Код отримувача", "Рахунок отримувача", "Банк отримувача", "Код банку отримувача", а также "М.П. отримувача" и "Підписи отримувача" (если согласно форме докумен­та требуется их заполнение);

- банк взыскателя – заполнение следующих реквизитов: "Стягувач", "Код стягувача", "Рахунок стягувача", "Банк стягувача", "Код банку стягувача", а также "М.П. стягувача" и "Підписи стягувача" (если согласно форме документа требу­ется их заполнение).

Расчетный документ (за исключением расчетного чека) выписывается в количестве экземпляров, нужных для всех участников безналичных расчетов (но не меньше двух), с использованием электронно-вычислительных и печатных машин, за один раз с использованием копировальной или самокопировальной бумаги. Первый экземпляр расчетного документа (независимо от способа его изготовления) должен содержать оттиск печати (если наличие печати предусмотрено) и подписи/подпись ответственных лиц/лица.

Расчетные документы принимаются банками без ограничения их максимальной или минимальной суммы, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством, в том числе нормативно-правовыми актами Национального банка. Банки принимают к исполнению только расчетные документы:

- своих клиентов, которые предоставляют их в банк в по­рядке, предусмотренном договорами о расчетно-кассовом обслуживании этих клиентов;

- клиентов других банков или органов государственного казначейства, если документы направляют непосредствен­но другие банки либо органы государственного казначейства;

- платежные требования взыскателя на принудительное списание средств, на которых есть подпись ответственно­го исполнителя и оттиск штампа банка, который обслужи­вает этого взыскателя, если он доставляет их в банк пла­тельщика самостоятельно (посыльным, заказным или цен­ным письмом и т.п.).

Расчетные документы, оформленные своими клиентами, банк принимает в течение времени, определенного в дого­ворах о расчетно-кассовом обслуживании этих клиентов. Расчетные документы, оформленные клиентами других бан­ков или органов государственного казначейства, банк принимает в течение операционного дня.

Расчетные документы, поступившие в банк в течение операционного времени, он исполняет в день их поступления. Расчетные документы, поступившие после операционного времени, банк исполняет на следующий рабочий день. Расчетные документы на списание средств со счетов плательщика, поступившие в банк после операционного вре­мени, банк может исполнять в день их поступления, если это определено договором о расчетно-кассовом обслуживании. За нарушение этих сроков банк, который обслуживает плательщика, несет ответственность согласно законодательству Украины.

При осуществлении расчетов между предприятиями могут применяться аккредитив­ная, инкассовая, вексельная форма расчетов, а также формы рас­четов по расчетным чекам и с использованием расчетных доку­ментов на бумажных носителях и в электронном виде. При осущест­влении расчетных операций могут использоваться платежные инструменты в форме:

- платежного поручения;

- платежного требования;

- платежного требования-поручения;

- аккредитива;

- расчетного чека;

- мемориального ордера.

Использование банковских платежных карточек и вексе­лей в качестве платежных инструментов регулируется зако­нодательством Украины, в том числе отдельными нормативно-правовыми актами НБУ. Клиенты банков для осуществления расчетов самостоятельно выбирают предусмотренные платежные инструменты (за исключением мемориального ордера) и указывают их при заключении договоров.

По платежному поручению банк обязует­ся по поручению плательщика за счет денежных средств, кото­рые размещены на его счете в этом банке, перевести определен­ную денежную сумму на счет определенного плательщиком лица (получателя) в этом или в другом банке в срок, установленный законом или банковскими правилами, если иной срок не предус­мотрен договором или обычаями делового оборота. Банк не имеет права делать исправления в платежном поруче­нии клиента, если иное не установлено законом или банковски­ми правилами. Платежное поручение плательщика принимается банком к исполнению при условии, что сумма платежного по­ручения не превышает суммы денежных средств на счете платель­щика. Платежные пору­чения плательщика в случае отсутствия или недостаточности средств на его счете банк принимает только тогда, когда порядок приема и исполнения таких платежных поручений предусмотрен дого­вором между банком и плательщиком.

Банк, принявший платежное поручение плательщика, должен перечислить соответствующую денежную сумму банку получате­ля для ее зачисления на счет лица, определенного в платежном поручении. Банк имеет право привлечь другой банк (исполняю­щий банк) для выполнения перевода денежных средств на счет, определенный в поручении клиента. Банк должен незамедлитель­но информировать плательщика по его требованию об исполне­нии платежного поручения.

Таким образом, расчеты платежным поручением характеризу­ются тем, что банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную де­нежную сумму на счет плательщика.

Поручения плательщиков о списании средств со своих счетов и зачисление средств на счета получателей банки осуществляют в срок, установленный законодатель­ством Украины. За несвоевременное списание/зачисление средств с/на счетов/а клиентов банки несут ответственность согласно законодательству Украины и заключенным договорам. Плательщик несет ответственность перед банком, который его обслуживает, согласно заключенному между ними договору.

Банк, обслуживающий получателя, обязан:

- выполнить указание банка, обслуживающего инициатора, относительно приостановления зачисления суммы перевода на счет получателя или, если она уже зачислена, осуществить блокирование этой суммы на счете получателя;

- зачислить средства, перевод которых приостановлен в соответствии с указанием, на соответствующий балансовый счет, на котором средства будут учитываться до получения от банка, обслуживающего инициатора, указания относительно возврата средств инициатору перевода или зачисления суммы перевода на счет получателя;

- выполнить указание банка инициатора относительно возврата инициатору перевода или зачислить на счет полу­чателя соответствующую сумму перевода, зачисление которой было приостановлено.

Банк не несет ответственности за достоверность содержания платежного поручения, оформленного клиен­том, а также за полноту и своевременность уплаты клиен­том налогов, сборов/страховых взносов (обязательных пла­тежей), за исключением случаев, предусмотренных закона­ми Украины. Ответственность за соответствие информации, указанной в платежном поручении, сути операции, по которой осуще­ствляется перевод, несет плательщик, который в случае ее несоответствия должен возмещать банку причиненный вследствие этого ущерб.

Платежное поручение оформляется плательщиком по форме согласно требованиям относительно заполне­ния реквизитов расчетных документов и предо­ставляется в банк, обслуживающий его, не меньше чем в двух экземплярах. Плательщик имеет право указывать в платежном поручении дату валютирования, которая не может быть по­зднее 10 календарных дней после составления платежного поручения. Банк плательщика не принимает платежного поручения, если дата валютирования определена позднее 10 календар­ных дней после составления платежного поручения.

Банк получателя до наступления даты валютирования, которая указана в электронном расчетном документе, зачис­ляет переведенные средства на соответствующий счет и не позднее следующего рабочего дня согласно порядку, пре­дусмотренному в договоре, уведомляет получателя о поступ­лении в его адрес средств и дату их валютирования. Банк, обслуживающий получателя, обязан зачислить средства на счет получателя на начало операционного дня, который определен датой валютирования. Если дата валютирования приходится на нерабочий день, то банк получателя зачисляет средства на его счет на начало первого рабочего дня, следующего за днем, который определен датой валютирования.

Банк плательщика принимает платежное поруче­ние к исполнению в течение 10 календарных дней с даты его выписки. День оформления платежного поручения не учитывается. Платежное поручение от плательщика банк принимает к исполнению при условии, если его сумма не превышает суммы, которая имеется на счете плательщика. Если нет/ недостаточно средств на счете плательщика, то банк принимает от него платежные поручения, если порядок их приема и исполнения предусмотрен договором между банком и плательщиком.

Платежные поручения применяются в расчетах по товарным и нетоварным платежам:

- за фактически отгруженную/проданную продукцию (выполненные работы, предоставленные услуги и т.п.);

- в порядке предварительной оплаты – если такой поря­док расчетов установлен законодательством Украины и/или обусловлен в договоре;

- для завершения расчетов по актам сверки взаимной задолженности предприятий, которые составлены не по­зднее срока, установленного законодательством Украины;

- для перечисления предприятиями сумм, которые при­читаются физическим лицам (заработная плата, пенсии и т.п.), на их счета, открытые в банках;

- для уплаты налогов и сборов/страховых взносов (обя­зательных платежей) в бюджеты и/или государственные це­левые фонды;

- в других случаях в соответствии с заключенными дого­ворами и/или законодательством Украины.

Банк принимает от плательщика платежное поручение на перечисление заработной платы на счета работников предприятий, открытые в банках, или денежный чек на получение заработной платы только при условии одновременно­го предоставления плательщиком в срок, установленный за­конодательством Украины, платежных поручений на перечис­ление платежей, удержанных из заработной платы работни­ков и начисленных на фонд оплаты труда налогов в бюджет и сборов/страховых взносов в государственные целевые фонды, или документальное подтверждение их уплаты ранее.

В реквизите "Призначення платежу" такого платежного поручения указывается дата выплаты заработной платы, форма ее выдачи (в натуральной форме, выплаты из выруч­ки и т.п.) и период, за который осуществлена выплата. Кроме того, могут указываться другие необходимые данные. В этом реквизите указывается, что налоги в бюджет и сбо­ры/страховые взносы в государственные целевые фонды, которые удержаны из заработной платы и начислены на фонд оплаты труда, перечисляются полностью или (в случае не­достаточности средств на счете плательщика для перечис­ления удержанных сумм полностью) – пропорционально сумме выплаченной заработной платы. Ответственность за полноту перечисления платежей, удержанных из заработной платы работников и начисленных на фонд оплаты труда налогов в бюджет и сборов/стра­ховых взносов в государственные целевые фонды, несет плательщик.

При равномерных и постоянных поставках товаров и предостав­лении услуг расчеты между поставщиками и покупателями могут осуществляться поручениями периодических перечислений средств в сроки и в размерах, которые обусловлены в договорах.

Платежное требование – это расчетный документ, содержащий требование взыскателя или (при договорном списании) получате­ля к банку, обслуживающему плательщика, осуществить без со­гласования с плательщиком перевод определенной суммы средств со счета плательщика на счет получателя. Платежные требования используются в расчетах при осущест­влении принудительного списания (взыскания) денежных средств на основании решений судов и иных государственных и негосу­дарственных органов. Взыскатели, которые имеют счета в бан­ках, и взыскатели, которые счетов в банках не имеют, осуществ­ляют принудительное списание (взыскание) средств со счетов пла­тельщиков, открытых в банках, в предусмотренном порядке. Банк взыскателя принимает платежные требования в течение 10 календарных дней с даты их составления, а банк плательщи­ка – в течение 30 календарных дней с даты их составления.

Платежные требования также используются при договорном списании. Физические и юридические лица, заключающие меж­ду собой договоры, предусматривают в них право получателя на договорное списание средств со счета плательщика по его пору­чению. Это право получатель может использовать в случае на­ступления срока платежа, оговоренного в договоре с плательщи­ком, или просрочки плательщиком этого срока. Поручение пла­тельщика обслуживающему его банку составляется в форме распоряжения о списании средств со своего счета, которое удо­стоверяется подписями ответственных лиц плательщика и от­тиском печати. Получатель для осуществления договорного спи­сания оформляет платежное требование и представляет его в банк, обслуживающий плательщика.

Платежное требование-поручение – это расчетный доку­мент, состоящий из двух частей: верхняя часть – это требование получателя непосредственно к платель­щику об уплате определенной суммы средств; нижняя – это поручение плательщика обслуживающему банку о списании со своего счета указанной суммы средств и перечислении ее на счет получателя.

Платежные требования-поручения могут применяться в расчетах всеми уча­стниками безналичных расчетов. Верхняя часть требования-поручения оформляется получателем средств по форме согласно требований к за­полнению реквизитов расчетных документов и передается непосредственно плательщику не менее, чем в двух экземплярах. Доставку требований-поручений плательщику может осу­ществлять банк получателя через банк плательщика на дого­ворных условиях.

В случае согласия оплатить требование-поручение плательщик заполняет его нижнюю часть (от руки или с применением технических средств – независимо от того, как заполнена верхняя часть этого расчетного документа) и пре­дставляет в обслуживающий его банк. Сумма, которую плательщик соглашается уплатить получателю и указывает в нижней части требования-поруче­ния, не может превышать сумму, которую требует к уплате получатель и которая указана в верхней части требования-поручения. Платежное требование-поручение возвращается без ис­полнения, если сумма, указанная плательщиком, превышает сумму, которая имеется на его счете.

Банк плательщика принимает требование-поручение от плательщика в течение 20 календарных дней с даты оформления его получателем. Причины неоплаты плательщиком требования-поручения выясняются непосредственно между плательщиком и получателем средств без вмешательства банка.

При расчетах по аккредитиву банк (банк-эмитент) по поруче­нию клиента (плательщика) – заявителя аккредитива и в соот­ветствии с его указаниями или от своего имени обязуется произве­сти платеж на условиях, определенных аккредитивом, или поруча­ет другому (исполняющему) банку произвести этот платеж в пользу получателя денежных средств или определенного им лица – бенефициара. Условия и порядок проведения расчетов по аккредитивам предусматриваются в договоре между бенефициаром и заявителем аккредитива. Аккредитив – это отдельный договор от договора кул­и-продажи или другого контракта, даже если в аккредитиве есть ссылка на них. По операциям по аккредитивам все заинтересован­ные стороны имеют дело только с документами, а не с това­рами, услугами или другими видами исполнения обяза­тельств, с которыми могут быть связаны эти документы.

Банк-эмитент может открывать следующие виды акк­редитивов:

покрытый – это аккредитив, для осуществления платежей по которому заранее бронируются средства плательщика в полной сумме на отдельном счете в банке-эмитенте или в исполнительном банке. Средства заявителя аккредитива бронируются на аналитическом счете "Расчеты по аккреди­тивам" соответствующих балансовых счетов;

непокрытый – это аккредитив, оплата по которому (если временно нет средств на счете плательщика) гарантируется банком-эмитентом за счет банковского кредита.

Аккредитив может быть отзывным или безотзывным. Это указывается на каждом аккредитиве. Если нет такой отметки, то аккредитив является безотзывным.

Отзывной аккредитив может быть заменен или аннулирован банком-эмитентом в любое время без предварительного уведомле­ния получателя денежных средств. Отзыв аккредитива не создает обязательств банка-эмитента перед получателем денежных средств. Исполняющий банк обязан произвести платеж или другие опера­ции по отзывному аккредитиву, если к моменту их осуществления им не получено уведомление об изменении условий или аннулиро­вании аккредитива.

Безотзывный аккредитив может быть аннулирован или его ус­ловия могут быть изменены лишь с согласия на это получателя денежных средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив путем принятия до­полнительно к обязательству банка-эмитента обязательства про­извести платеж в соответствии с условиями аккредитива. Безотзывной аккредитив – это обязательства банка-эми­тента уплатить средства в порядке и в сроки, определенные условиями аккредитива, если документы, предусмотренные им, поданы в банк, указанный в аккредитиве, или банк-эмитент и соблюдены сроки и условия аккредитива. Безот­зывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или аннулирован без согласия исполняюще­го банка.

Условия аккредитива являются действующими для бенефициара, пока он не уведомит о согласии на внесение изменений в него того банка, который авизировал эти изменения. Бенефициар должен письменно уведомить о соглашении или отказе относительно внесения изменений. Принятие частичных изменений не разрешается. Бенефициар может досрочно отказаться от использования аккредитива.

Для открытия аккредитива клиент подает в банк-эмитент заявление об открытии аккредитива не менее, чем в трех экземплярах, заполненное согласно требованиям, и при открытии покрытого аккредитива – соответствующие платежные поручения. Заявление содержит условия аккредитива, которые со­ставляются так, чтобы, с одной стороны, они давали возмож­ность банкам без осложнений их проконтролировать, с дру­гой – обеспечивали бы интересы сторон, использующих ак­кредитив. Аккредитив должен содержать только те условия, которые банк может проверить документально.

Для исполнения аккредитива получатель денежных средств представляет в исполняющий банк документы, предусмотренные усло­виями аккредитива, которые подтверждают выполнение всех ус­ловий аккредитива. При нарушении хотя бы одного из этих условий исполнение аккредитива не производится.

Выплаты бенефициару по аккредитиву, средства по которому забронированы в исполняющем банке, осуществляются с аналитического счета «Расчеты по аккредитивам». Списание средств с этого аналитического счета исполняющий банк осуществляет на основании первого экземпляра реестра документов по аккредитиву, который предоставлен вместе с другими документами, отвечающими условиям аккредитива.

Аккредитив закрывается в случае:

1) истечения срока действия аккредитива;

2) отказа получателя денежных средств от использования ак­кредитива до истечения срока его действия, если это предусмот­рено условиями аккредитива;

3) полного или частичного отзыва аккредитива плательщи­ком, если такой отзыв предусмотрен условиями аккредитива.

О закрытии аккредитива исполняющий банк уведомляет банк-эмитент.

При расчетах по инкассовым поручениям (по инкассо) банк (банк-эмитент) по поручению клиента осуществляет за счет кли­ента действия по получению от плательщика платежа и (или) ак­цепта платежа. Банк-эмитент, получивший инкассовое поручение, имеет право привлекать для его выполнения иной банк (исполня­ющий банк). Случаи применения и порядок осуществления расче­тов по инкассовым поручениям устанавливаются законом, банков­скими правилами и обычаями делового оборота.

Расчетным чеком является документ, содержащий ничем не обусловленное письменное распоряжение владельца счета (чекодателя) банку перевести указанную в чеке денежную сумму получателю (чекодержателю). Плательщиком по чеку может быть лишь банк, в котором чеко­датель имеет денежные средства на счете, которыми он может рас­поряжаться. Отзыв чека до истечения срока его предъявления не допускается. Чек должен содержать все реквизиты, предусмотренные банковскими правилами. Чек, в котором отсут­ствует любой из реквизитов или в который внесены исправления, является недействительным. Форма чека и порядок его заполнения устанавливаются законом и банковскими правилами.

Расчетные чеки используются в безналичных расчетах предприятий и физических лиц с целью сокращения расчетов наличными за полученные то­вары (выполненные работы, предоставленные услуги). Чеки используются только для безналичных перечислений со счета чекодателя на счет получателя средств и не подле­жат уплате наличностью. Чек принимается чекодержателем к оплате непосред­ственно от чекодателя, на имя которого оформлены документы, подтверждающие получение им товаров (исполнение работ, предоставление услуг). Предприятиям не разрешается осуществлять обмен чека на наличные и получать наличными сдачу из суммы чека.

Расчетные чеки используются в безналичных расчетах предприятий и физических лиц с целью сокращения расчетов наличными за полученные то­вары (выполненные работы, предоставленные услуги). Чеки используются только для безналичных перечислений со счета чекодателя на счет получателя средств и не подле­жат уплате наличностью.

Чеки изготавливаются по заказу банка Банкнотно-монетным двором Национального банка Украины или другим специализированным предприятием на специальной бумаге с соблюдением всех обязательных требований. Чеки брошюруются в расчетные чековые книжки по 10, 20, 25 листов. Чеки, которые используются физическими лицами для осуществления одноразовых операций, изготавливаются как отдельные бланки, учет которых банки ведут отдельно от чековых книжек. Чеки и чековые книжки являются бланками строгого учета.

Для гарантированной оплаты чеков чекодатель бронирует средства на отдельном аналитическом счете "Расчеты чеками" соответствующих балансовых счетов в банке-эмитенте. Для этого вместе с заявлением о выдаче чековой книжки чекодатель подает в банк-эмитент платежное поручение для перечисления средств на аналитический счет "Расчеты че­ками".

Чековую книжку на имя чекодателя (физического лица) банк-эмитент выдает на сумму, не превышающую остатка средств на счете чекодателя. Один или несколько чеков на имя чекодателя банк-эмитент может выдать на сумму, не превышающую остатка средств на счете чекодателя, или на сумму, которая внесена им наличностью.

Срок действия чековой книжки – один год, чека, который выдается физическому лицу для одноразового расчета, – три месяца с даты их выдачи. День оформления чековой книжки или чека не учитывается. Чеки, выписанные после указанного срока, считаются недействительными и к оплате не принимаются. Срок действия неиспользованной чековой книжки может продолжаться по согласованию с банком-эмитентом, о чем он делает соответствующую отметку на обложке чековой книжки (в правом верхнем углу), заверяя ее подписью глав­ного бухгалтера и оттиском штампа банка. Чековая книжка может выдаваться для расчетов с каким-либо конкретным поставщиком или с разными по­ставщиками.

Чек обязательно должен содержать все реквизиты, преду­смотренные его формой, и заполняется от руки (шариковой ручкой чернилами темного цвета) или с использованием технических средств (месяц выдачи и сумма чека должны указываться словами). Не разрешается внесение в чек исправлений и использо­вание вместо подписи факсимиле. Чек из чековой книжки предъявляется к оплате в банк чекодержателя в течение 10 календарных дней (день выпис­ки чека не учитывается). Чек принимается чекодержателем к оплате непосред­ственно от чекодателя, на имя которого оформлены документы, подтверждающие получение им товаров (исполнение работ, предоставление услуг). Предприятиям не разрешается осуществлять обмен чека на наличные и получать наличными сдачу из суммы чека.

Чекодатель выписывает чек из чековой книжки во время осуществления платежа и выдает за полученные им товары (выполненные работы, предоставленные услуги). Выписывая чек, чекодатель переписывает на его корешок остаток лимита с корешка предыдущего чека и указывает новый остаток лимита.

Принимая чек к оплате за товары (выполненные работы, предоставленные услуги), чекодержатель проверяет:

- соответствие его установленному образцу;

- правильность заполнения;

- отсутствие исправлений;

- соответствие суммы корешка чека сумме, указанной на самом чеке;

- срок действия;

- достаточность остатка лимита по чековой книжке для оплаты чека;

- наличие на нем четкого оттиска штампа или печати банка и данных чекодателя (фамилии, имени, отчества физического лица, данных документа, удостоверяющего это лицо).

После этого чекодержатель устанавливает лицо предъявителя чека по документу, который его удостоверяет. После указанной проверки чекодержатель отрывает (отрезает) чек от корешка, ставит на его обратной стороне и корешке календарный штемпель и подписывает этот чек, а также делает отметку в ведомости о принятых к оплате расчетных чеках.

Представление чека в банк чекодержателя на инкассо для по­лучения платежа считается предъявлением чека к платежу. За­числение средств по инкассовому чеку на счет чекодержателя про­изводится после получения платежа от плательщика, если иное не предусмотрено договором между чекодержателем и банком.

Бухгалтерские проводки по учету операций по аккредитивам и чекам приведены в табл. 5.

 

 

Бухгалтерские проводки по операциям с аккредитивами

и чеками

Таблица 5.

 

Содержание операции Дт Кт Сумма, грн.
       
Оплата чеками из лимитированной чековой книжки счетов-фактур поставщиков за поставленные ими товары      
Суммы, списанные с особого счета по аккредитивам в оплату счетов-фактур за товары, сырье, материалы, запчасти и др. ценности      
Оплата чеками из лимитированной чековой книжки счетов подрядчиков за выполненные работы и услуги      
Оплата чеками из лимитированной чековой книжки тарифа, фрахта, сборов по отгруженной продукции железнодорожным, водным или воздушным транспортом:      
а) когда стоимость перевозки про­дукции возмещается покупателем      

Продолжение таблицы 5.

 

       
б) когда стоимость перевозки отно­сится за счет поставщика      
Суммы неиспользованных остатков аккредитивов с особых счетов, зачисленных:      
а) на текущий счет предприятия      
б) в погашение краткосрочных ссуд, полученных на выставление аккредитивов      
Списание суммы остатка средств на лимитированной чековой книжке в связи с возвратом банку неиспользованной чековой книжки или чеков:      
а) зачисление суммы остатка на те­кущий счет      
б) то же, в погашение ссуды, полу­ченной на приобретение чековой книжки      

 

Учитывая законодательно установленные ос­новные принципы хозяйственной, предприниматель­ской и банковской деятельности и права субъек­тов хозяйствования относительно свободного рас­поряжения собственными средствами в пределах законодательства Украины, Инструкцией о безналичных расчетах в Украине отменено требование относительно использования субъектами хозяй­ствования собственных наличных средств, полученных с банковского счета по денежному чеку, исключительно по целевому назначению. Заполнение соответствующего реквизита в де­нежном чеке относительно целевого направления наличных средств осуществляется для анализа денежных потоков по направлениям и изучения тенденций наличного обращения.

Мемориальный ордер – это расчетный документ, который составляется банком для оформления внутрибанковских операций, операций по списанию средств со счета плательщика, осуществления договорного списа­ния средств со счета своего клиента на основании его письменно­го поручения или распоряжения взыскателя о списании средств со счета плательщика.

К расчетам, осуществляемым как зачет взаимной

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...