Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема профессионального самоопределения личности




Дипломная работа

Исследование ценностных ориентаций учащихся 9 и 11 классов с разными профессиональными предпочтениями

 


Введение

 

Социально - экономические изменения, происходящие в нашей стране, демократизация и гуманизация общества усилили интерес к проблеме самореализации и самоактуализации личности, где профессиональная деятельность выделена особо и занимает значительную часть жизни человека. Становится все более актуальным решение проблем повышения интеллектуального и профессионального потенциала общества. Характер этого процесса, соответствие его результатов динамике развития современного общественного производства зависит от ряда факторов. Одним из таких факторов является трансформируемая система ценностей, которая все более рельефно начинает обусловливать и предопределять результаты профессиональной социализации современной молодежи.

Успешность профессионального самоопределения определяется совпадением системы личностных ценностей с выбором адекватной деятельности. В этом случае субъективные ценности индивида гармонично сочетаются с приоритетами профессиональной деятельности, образуя ценностно-смысловое единство.

Методологической основой исследования выступают теоретические положения В.Ф. Сержантова, В.П. Тугаринова, Д.А. Леонтьева, А.А. Волочковой, А.В. Толстых, Е.А. Климова, Н.И. Непомнящей, И. Кона и других.

Целью данной работы является исследование ценностных ориентаций учащихся 9 и 11 классов с различными профессиональными предпочтениями.

Объектом исследования выступает профессиональное самоопределение и ценностные ориентации.

Предметом исследования являются особенности ценностных ориентаций учащихся 9 и 11 классов с различными профессиональными предпочтениями.

В данном исследовании мы предполагаем, что существуют различия в ценностных ориентациях у испытуемых с разными профессиональными предпочтениями;

Нами были поставлены следующие задачи:

· Выявить профессиональные предпочтения учащихся 9 и 11 классов;

·   Определить ценностные ориентации в группах с различными профессиональными типами среди учащихся 9 класса;

·   Определить ценностные ориентации в группах с различными профессиональными типами среди учащихся 11 класса;

·   Выявить особенности ценностных ориентаций в группах выпускников с различными профессиональными предпочтениями;

·   Изучить особенности ценностных ориентаций среди учащихся 9 и 11 классов;

·   Изучить особенности ценностных ориентаций среди учащихся разного пола.

Испытуемыми в данном исследовании выступили учащиеся 9 и 11 классов школы №9 г. Брянска. В исследовании приняли участие 44 учащихся 9-х классов (из них 20 мальчиков и 24 девочки) и 40 учащихся 11-х классов (из них 18 мальчиков и 22 девочки). Всего испытуемых 84 человека.

Для проведения исследования мы использовали следующие методики:

·   Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И.Г. Сенина;

·   Опросник профессиональных предпочтений (ОПП) Дж. Холланда в модификации А.Н. Воробьева, И.Г. Сенина, В.И. Чиркова.


Проблема исследования профессионального самоопределения и ценностных ориентаций в психологии

Проблема профессионального самоопределения личности

самоопределение ценностный профессиональный

В отечественной психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.

Согласно, И. Кону, профессиональное самоопределение человека начинается в детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение [24]. Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека [25].

Профессиональное самоопределение - процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Развитие профессионального самоопределения, по мнению А.В. Толстых, проходит в несколько этапов [48]:

. Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста) - малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;

. Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст) - возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

. Профессиональное обучение - осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии; профессиональная адаптация - формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;

. Самореализация в труде - выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека.

Всю совокупность важнейших личностных предпосылок профессионального самоопределения можно свести к двум основным группам [38].

·   Особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека;

·   Различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования. Сюда относится потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления о жизненных ценностях. Компоненты этой группы благодаря своей связи с познавательными потребностями обладают функцией обусловливания сферы деятельности, привлекательной для человека.

По мнению Е.А. Климова, существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации. В процессе профессионального самоопределения, старшеклассник может учитывать такие факторы как [21]:

· Позиция старших членов семьи. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя. В большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям[19];

·   Позиция товарищей, подруг (сверстников). Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении;

·   Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику;

·   Личные профессиональные планы. В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.

·   Способности. Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность;

·   Уровень притязаний на общественное признание. Реалистичность притязаний старшеклассника - первая ступень профессиональной подготовки;

·   Информированность - важная, неискаженная информация - важный фактор выбора профессии.

В исследованиях Е.А. Климова отмечается, что обдумывание жизненного и, в частности, профессионального, трудового пути вызывает уменьшение неопределенности представлений о будущем. Оставляя в стороне некоторые возможности выбора, человек в то же время обретает новые, недоступные ранее возможности профессионального развития. Самоопределения является неким добровольным впадением в профессиональную ограниченность, а важное проявление психического развития, активный поиск возможностей развития. В понимании Е.А. Климова, - это деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда [18].

В процессе профессиональной деятельности человек неизбежно вступает в определенные общественные отношения с другими людьми. Профессиональная деятельность стимулирует развитие личности и ее ценностных ориентаций через новые связи, сосредоточением которых является прежде всего коллектив. Индивидуальные ценностные ориентации взаимодействуют и воздействуют на коллективные в основном через межличностные взаимоотношения. В этих взаимоотношениях, наряду с ценностными ориентациями, проявляются и разные стороны психологии взаимодействующих лиц, поскольку, как отмечает В.Г. Алексеева, любой акт человеческой деятельности имеет для данного индивида или группы психологическую окраску [2]. Иными словами, участие людей в профессиональной деятельности, обладающей общими признаками, ведет к формированию у них сходных черт личности, обусловленных профессиональными требованиями к психическим и психофизиологическим особенностям человека.

По мнению Е.А. Климова, для каждой определенной профессиональной группы характерен свой смысл деятельности, своя система ценностей. Если избранная профессия и реализуемый жизненный смысл, достигаемая жизненная ценность составляют деятельностно-смысловое единство для субъекта, то профессиональная деятельность приобретает сущностный, смысложизненный характер. Однако, если основные жизненные ценности субъекта лежат вне профессии, то она является лишь средством реализации этих ценностей [21].

Таким образом, ценностно-смысловые ориентации личности проявляются, закрепляются и корректируются в профессиональной деятельности индивида. Необходимо отметить, что процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций и профессиональная деятельность взаимодетерминированы. С одной стороны, отношение к профессионально-трудовой среде формируется на основе системы личностных смыслов человека, обусловленных прошлым опытом, осознаваемая часть этой системы существует в виде ценностей и ценностных ориентаций; с другой стороны, профессиональная деятельность оказывает воздействие на систему ценностных ориентаций личности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...