Различные подходы к рассмотрению ценностных ориентаций личности
Ценности определяются как важнейшие компоненты человеческого бытия наряду с нормами и идеалами. Так, по мнению Н.И. Непомнящей, ценность является определяющим компонентом психологической структуры личности. Ценность включает в себя с одной стороны, наиболее ценное, значимое для субъекта содержание, с другой - особенности его представлений о себе, осознания себя. Ценность, может определяться как общественный идеал, выработанный общественным сознанием; как произведение материальной или духовной культуры; как человеческий поступок. Ценностям свойственна направленность в будущее, значимость для достижения какой-либо цели и гибкость значения в зависимости от рассматриваемого объекта [36]. В.Ф. Сержантов считает, что всякая ценность характеризуется двумя свойствами - значением и личностным смыслом [35]. Значение ценности есть совокупность общественно значимых свойств, функции предмета или идей, которые делают их ценными в обществе. Личностный смысл ценностей - это их отношение к потребностям человека. Поскольку предметом потребностей человека может быть вещь или идея, В.Ф. Сержантов выделяет две категории ценностей - материальные и духовные. Материальные ценности - орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления, обладают следующими свойствами:' физическим статусом; техническим устройством; праксиологическими функциями; социально-экономической формой. Духовные ценности - это политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные идеи. Они характеризуются следующими свойствами: информационным содержанием и истинностной характеристикой; материальным воплощение; аксиологической функцией; социально-экономической формой [35].
М. Рокич определяет ценности как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования [33]. По мнению Рокича, ценности характеризуются следующими признаками: общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; ценности организованы в системы; истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. М. Рокич выделяет два класса ценностей: · терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; · инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Маслоу также выделяет две группы ценностей: · ценности бытия - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность); · дефициентные ценности - низшие ценности, поскольку, они ориентированы на удовлетворение какой-то потребности, которая неудовлетворена или фрустрирована. Таким образом, ценности у Маслоу являются частью мотивационно-потребностной сферы, однако они рассматриваются без учета определяющей роли социальных и исторических факторов развития личности [33].
По мнению А.Г. Здравомыслова, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром [14]. Ценностные отношения субъекта к внешнему миру опосредованы ориентацией человека на других людей, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы. Как отмечает В.П. Тугаринов, отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе, поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни [49]. Он условно делит их на три категории: . Материальные ценности - техника и материальные блага, они могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями. Как отмечает Д.А. Леонтьев, индивидуальная иерархия ценностных ориентации представляет собой последовательность достаточно хорошо разграничиваемых «блоков». Он приводит возможные группировки ценностей, объединенные в блоки по различным основаниям и представляющие собой своего рода полярные ценностные системы [30]. В частности, среди терминальных ценностей противопоставляются: · конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) и абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество); · ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) и ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь); · индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) и ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других); · активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) и пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость). Среди инструментальных ценностей Д.А. Леонтьев выделяет следующие:
· этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) - ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) и ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность); · индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) и конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) и альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов); · ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) и ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов); · интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) и ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость). А.А. Волочков и Е.Г. Ермоленко в своем исследовании ценностной направленности личности как выражения смыслообразующей активности, также пришли к выводу, что направленность личности прежде всего связана с выбором ею тех ценностей, которые предлагает общество и которые она может реализовывать, развивать или даже творить в зависимости от индивидуальных особенностей и средовых ограничений. В этом выборе наряду со средовым и генетическим проявляется третий фактор психического развития - активность самого субъекта, ставящего максимальную задачу прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне жизнь [10]. М.И. Бобнева указывает на то, что ценности и ценностные представления, как высшие качественно определенные образования субъективного мира личности, являются основными регуляторами и посредниками социального воздействия при социальной регуляции поведения личности [6]. Исходя из этого, их можно подразделять на ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-средства. Ценностные ориентации оказывают влияние на формирование потребностей индивида. По мнению В.Ф. Анурина, потребности возникают как продукт противоречия между субъектом с его целостной системой восприятия мира (возрастные, физиологические особенности личности, ее жизненный и социальный опыт, этические и эстетические воззрения и т.п.) и объективными условиями его существования. Внешние условия могут, в зависимости от ценностных ориентаций, вызывать неодинаковые потребности у различных субъектов. Личность соотносит возникающую потребность с общественными потребностями. Степень и характер этого сопоставления зависят от ценностных ориентаций. Кроме того, ценностная ориентация выявляет у субъекта представление о месте данной потребности в системе его потребностей, т.е. субъект избирает такой способ удовлетворения данной потребности, который согласуется с другими его потребностями (нравственными, эстетическими и т.д.). Таким образом, ценностная ориентация, играя роль обратной связи между личностью и обществом, определяет характер возникшей потребности, социально опосредует ее и, одновременно, определяет место этой потребности в общей системе потребностей личности [3].
Ценности, выросшие из нужд, потребностей, интересов и целей людей и представляющие собой элементы общественного опыта, присутствуют во всех областях общественной жизни. Благодаря потребности, являющейся внутренним движущим началом активного отношения человека к миру, возникают те или иные ценности в человеческой жизни, т.е. потребности человека выступают предпосылкой ценности. Интересы, направляя наше познание на объекты материального мира для удовлетворения потребностей, составляют наряду с ними основание ценностного отношения [14]. Восхождение личности к ценностям общества является сложным и многогранным процессом. В различные периоды жизни личности иерархия ценностных ориентации видоизменяется, не теряя при этом определяющего влияния на жизнедеятельность субъекта. Это особенно отчетливо проявляется в период ранней юности, который наиболее сензитивен для образования системы ценностных ориентации как устойчивого свойства личности. Именно ценностные ориентации способствуют становлению мировоззрения и отношения старшеклассников к процессу профессионального самоопределения. Успешность профессионального самоопределения определяется совпадением системы личностных смыслов с выбором адекватной смыслу деятельности. В этом случае субъективные ценности индивида гармонично сочетаются с приоритетами профессиональной деятельности, образуя ценностно-смысловое единство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|