Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие муниципальной собственности




Введение

 

Принятый в 1995 г. базовый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил общие принципы деятельности муниципальных образований. В частности, перечень вопросов местного значения, находящихся в ведении органов местного самоуправления, был открытым, структура органов местного самоуправления не была жестко регламентирована и т.п. Муниципальные образования, таким образом, получили высокую степень свободы в поиске эффективных способов решения своих проблем и выборе оптимального пути развития. Основным направлением развития было и остается осуществление институциональных преобразований, реформирование самой системы муниципального управления.

Преимущественное внимание к управленческим аспектам вызвано несколькими причинами. Во-первых, новые задачи требовали новых организационных решений. Унаследованные от советской эпохи подходы к управлению муниципальным хозяйством работали лишь в условиях плановой экономики, их было необходимо модернизировать. Особенно это касается проблем управления муниципальной собственностью. Далеко не всем муниципальным образованиям отказ от советских схем дался легко, многие рудименты старых подходов сохраняются в муниципальной практике до сих пор. Во-вторых, ограниченность местных ресурсов вынуждала муниципальные образования изыскивать решения, одновременно низкозатратные и эффективные.

Особые трудности в управлении муниципальной собственностью вызывают далеко не завершенные процессы рыночных преобразований и необходимость следования общемировым тенденциям развития для обеспечения должного уровня жизни населения и конкурентоспособности местной экономики. Следование концепции устойчивого развития на местном уровне требует совершенствования управления развитием муниципального образования в целом и совершенствования управления муниципальной собственностью при переходе к устойчивому развитию на первоначальном этапе.

Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.

Объектом исследования является система управления муниципальной собственностью муниципального образования.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления муниципальной собственностью.

Цель работы - разработать мероприятия по совершенствованию управления муниципальной собственностью в Челябинске.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

рассмотреть понятие муниципальной собственностью;

определить особенности управления муниципальной собственностью;

проанализировать управление муниципальной собственностью в Челябинске;

разработать мероприятия по повышению эффективности управления муниципальной собственностью.

Теоретической основой исследования являются научные труды и разработки отечественных и зарубежных авторов в области управления муниципальной собственностью, в области устойчивого развития, научно-методические материалы в области региональной политики, законодательные и нормативные акты субъектов Федерации и Российской Федерации, методические материалы научно-практических конференций и семинаров по теме исследования.

 


Теоретические основы управления муниципальной собственностью

 

Понятие муниципальной собственности

 

Муниципальная собственность - это собственность муниципального образования (ст. 215 ГК РФ), то есть имущество городских и сельских поселений, а также их финансы, которые - в то же время - выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных мероприятий). В настоящее время муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности - наряду с частной, государственной и иными.

Основным документом, по которому произошло деление собственности на государственную и муниципальную, было Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

На территории муниципального образования проживает население, объединённое общими интересами в решении вопросов местного значения. Это местное сообщество, которое имеется на территории любого муниципального образования. Понятие «местное сообщество» в российском законодательстве не встречается. Однако закон гласит, что местное самоуправление в Российской Федерации - это «деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций».

Муниципальная собственность, порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закрепляются Гражданским кодексом РФ.

Главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью». И на этом основании являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности. К таковым можно отнести:

1. глава муниципального образования;

2. представительный орган муниципального образования;

.   структурные органы и подразделения местной администрации;

.   орган управления муниципальным хозяйством;

.   муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;

.   другие организации с правом управления муниципальной собственностью.

К муниципальной собственности Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит:

средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;

имущество органов местного самоуправления;

муниципальные земли, местные природные ресурсы;

муниципальные хозяйствующие субъекты;

муниципальные банки и кредитно-кассовые учреждения;

муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;

муниципальные социально-культурные учреждения;

другое движимое и недвижимое имущество.

Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления. Помимо них в состав муниципальной собственности в качестве материальных объектов входят: имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.

Стоит отметить, что в исключительной собственности муниципальных образований находятся те объекты, которые имеют особо важное значение для жизнеобеспечения определённого населённого пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия. К таким объектам можно также отнести, например, городские парки, памятники культуры. Это свидетельствует о социальной направленности муниципальной собственности: во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории (в отличие от управления многими другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности социально ориентированы (спортивные, образовательные и другие объекты). Это одна из важнейших особенностей природы муниципальной собственности. Другой особенностью является выполнение функции экономической основы местного самоуправления: к примеру, муниципальные предприятия - в соответствии со ст. 113 ГК РФ - являются коммерческими предприятиями; к тому же имущество органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую их деятельность.

В собственности муниципальных образований может находиться:

) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;

) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

) имущество, предназначенное для, обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения, которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...