Проект по совершенствованию управления муниципальной собственностью в Челябинске
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 муниципальный собственность управление предприятие На рисунке 3 представлены основные направления муниципальной политики в сфере совершенствования управления муниципальной собственностью, предлагаемые автором.
Рисунок 5 - Основные направления муниципальной политики в сфере совершенствования управления муниципальной собственностью муниципальный собственность управление самоуправление При этом основными задачами по совершенствованию управления муниципальной собственностью являются следующие: - совершенствование учета предприятий для обеспечения их эффективной работы; - совершенствование арендных отношений; - развитие рыночных отношений в управлении муниципальной собственностью; - организация эффективной инвестиционной деятельности; - экологическая модернизация управления муниципальной собственностью; - регламентация деятельности органов управления муниципальной собственностью; - информационно-аналитическое обеспечение совершенствования управления муниципальной собственностью при переходе к устойчивому развитию; - организационно-техническое обеспечение деятельности органов управления муниципальной собственностью. В настоящее время наметились серьезные изменения в управлении экономикой страны в целом и муниципальной собственностью, в частности. Общее направление этих изменений соответствует принятой в странах с рыночной экономикой современной теории государственного сектора. В соответствии с этой теорией государство в развитой рыночной системе призвано обеспечивать институционально-правовую структуру экономики и восполнять так называемые «провалы рынка». Глобальной тенденцией становится необходимость экологической модернизации экономики на уровне государств, регионов, муниципальных образований, корпораций и бизнеса. На это нацелены рекомендации по совершенствованию управления муниципальной собственностью при переходе к устойчивому развитию.
Модель управления муниципальной собственностью при переходе к устойчивому развитию представляет собой систему процессов и процедур, направленных на конечный, прогнозируемый результат, который является совокупностью социальной, экологической, экономической и институциональной составляющих. Управление муниципальной собственностью при переходе к устойчивому развитию предполагает выявление положительных и отрицательных факторов социальных, экологических, экономических и институциональных процессов, раскрытие тенденций и пропорций хозяйственного развития, принятие оптимальных управленческих решений. В основу модели управления муниципальной собственностью закладываются хозяйственные процессы, в которых задействована муниципальная собственность. Модель направлена на определение социально-эколого-экономической и институциональной эффективности управления муниципальной собственностью и конечных результатов управления, складывающихся под воздействием объективных и субъективных внешних и внутренних факторов и получающих отражение через систему данных и показателей устойчивого развития муниципального образования. Действующее законодательство РФ, субъектов РФ и нормативно-правовая база муниципальных образований позволяет сформировать общую организационную структуру управления муниципальной собственностью, представленную на рисунке 4. До настоящего времени не регламентировано разграничение прав и обязанностей по отношению к муниципальной собственности между различными институтами муниципальной власти. Практически все органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают в этой области нормативно-правовые документы, принимают решения в отношении конкретных объектов муниципальной собственности (рис. 5). Эффективность управления муниципальной собственностью при переходе к устойчивому развитию муниципального образования в значительной мере определяется и зависит от: постановки стратегических целей и задач, адекватно отражающих внутреннее и внешнее положение муниципального образования, статику и динамику его развития в соответствии с концепцией устойчивого развития; совокупности и структуры сопряженных между собой показателей управленческой деятельности и устойчивого развития.
Современный менеджмент предлагает решение подобных задач посредством регламентации управленческих процессов на основе сбалансированных счетных (стратегических) карт (Balanced Scorecard - BSC). Установление целей в контексте устойчивого развития, связанных с внешней и внутренней средой муниципального образования, позволяет муниципальному образованию выделить цели и показатели для его внутренних бизнес-процессов управления муниципальной собственностью. Такая идентификация является одним из основных новшеств и выгод от использования подхода, основанного на счетных картах. Традиционные системы измерения деятельности, даже те, которые используют много нефинансовых индикаторов, фокусируются на улучшении качества, стоимости, и времени реализации существующих процессов. Сбалансированные счетные карты позволяют выдвинуть на первый план те процессы, которые являются наиболее важными для качественного улучшения деятельности в интересах потребителей муниципальных услуг / населения, акционеров, арендаторов, управляющих муниципальной собственностью и внешнего окружения муниципального образования. Часто такая идентификация позволяет создать совершенно новые внутренние процессы, в которых данная организация должна превзойти других, чтобы ее стратегия была успешной. Оценка соответствия результатов управления муниципальной собственностью целям и задачам устойчивого развития муниципального образования представляет собой аналитический процесс, позволяющий ответить на вопрос о том, приведет ли разработанная модель управления муниципальной собственностью к достижению муниципальным образованием своих целей, соответствующих задачам устойчивого развития, в условиях возможных изменений внешних и внутренних факторов.
Результаты оценки рассматриваются в соответствии с международными рекомендациями для открытой отчетности по устойчивому развитию. Процессы управления муниципальной собственностью по своей сути являются процессами обработки информации в своеобразной системе координат: цели-задачи-функции-исполнители и данные-информация-знания-решения-действия-результат. Совпадение результата и целей свидетельствует о технологичности и эффективности процесса управления. В настоящее время имеются объективные предпосылки для создания развитого информационно-аналитического обеспечения системы управления муниципальным имуществом. Оно включает информационную часть, решающую задачи сбора необходимой первичной информации, и аналитическую часть, позволяющую анализировать реальное состояние управляемых объектов путем обработки исходной информации с помощью соответствующего комплекса методик и вырабатывать проекты управленческих решений в соответствии с поставленными целями. Однако возможности программного обеспечения на муниципальном уровне пока ограничиваются в основном выполнением таких функций, как: ведение реестра предприятий, относящихся к муниципальной собственности; ведение реестра акционируемых предприятий; формирование и контроль выполнения план-графика продажи акций акционерных обществ; формирование отчетности по ходу процесса приватизации. Последующие разработки ориентированы на решение следующих задач: ведение договоров аренды муниципального имущества, хозяйственного ведения, оперативного управления, залога и т.д.; учет недвижимости; анализ финансового состояния предприятий; ведение бухгалтерского учета; организация документооборота, делопроизводства и контроля исполнения документов.
В 1999 году Мингосимуществом России было принято решение о разработке Единой стандартной концептуальной модели данных государственного имущества, которая позволяет унифицировать: структуру данных, собираемых от территориальных органов; структуру баз данных территориальных органов; процедуру ведения баз данных; прикладные задачи, решаемые территориальными органами; программное и аппаратное обеспечение автоматизированных систем территориальных органов. Аналогично Единой стандартной концептуальной модели данных государственного имущества концептуальная модель данных муниципального имущества, по мнению автора, должна обеспечивать однозначную идентификацию объектов муниципального имущества, например, на основе линейной геопривязки объектов, которая, помимо точной идентификации объектов, позволит обеспечить простую трансляцию модели в полную геоинформационную модель муниципального имущества. В то же время такая модель должна быть открытой и допускать: простое развитие без нарушения действующих прикладных программных разработок; использование разнообразных форм представления данных (текстовую, графическую, аудио-, фото-, видео- и другую информацию); простую разработку новых прикладных задач. Реализация концептуальной модели данных муниципального имущества создает предпосылки для разработки аналитической составляющей информационно-аналитического обеспечения управления муниципальной собственностью (ИАО УМС), позволяющей решать весь комплекс управленческих задач, которые применительно к органам управления муниципальным имуществом можно условно разделить на две группы: ) задачи основной деятельности муниципальных органов, связанные с вопросами управления, в том числе приватизации и распоряжения муниципальной собственностью; ) вспомогательные задачи, обеспечивающие деятельность органов управления муниципальной собственностью, как функциональные комплексы: правовое обеспечение; документооборот; бухгалтерский учет; управление кадрами. Специальной задачей ИАО УМС является комплексное информационное обслуживание субъектов управления муниципальной собственностью на этапах подготовки, принятия, реализации и контроля выполнения решений. Применительно к рассматриваемой проблеме информационные ресурсы представляют собой совокупность данных маркетингового, научно-технического, производственно-технологического, финансового, экономического, юридического, социологического, экологического и т.п. характера, используемых при обосновании решений по управлению муниципальной собственностью и распределенных на различных носителях.
Анализ перечня задач, решаемых ИАО УМС, позволяет условно разделить его на две составляющие: информационную, обеспечивающую сбор, обработку, хранение и выдачу информации, необходимой для выработки решений, и аналитическую, позволяющую решать задачи подготовки и выбора рациональных управленческих решений с прогнозной оценкой возможных последствий их реализации. Для повышения эффективности управления развитием муниципальных образований автором предлагается использовать соответствующие информационно-коммуникационные технологии. В диссертации приводится пример решения для стратегического управления территориальными образованиями на базе программного продукта компании SAP AG - Strategic Enterprise Management (SAP SEM), при конфигурировании которого в соответствии с конкретной задачей возможно оценивать при помощи индикаторов агрегированные стратегические цели органов муниципальной власти. При этом основная цель может принадлежать одной предметной области, а подцели - разным. Совершенствование управления муниципальной собственностью в рамках открытой отчетности по устойчивому развитию должно: дать сбалансированное и адекватное представление о социальных, экономических, экологических и институциональных показателях, а на их основе - о влиянии управления муниципальной собственностью на устойчивое развитие муниципального образования; сравнивать показатели за различные периоды времени; сравнивать показатели разных муниципальных образований; с высокой степенью достоверности отвечать на вопросы, вызывающие озабоченность у заинтересованных сторон.
Заключение
Муниципальная собственность - это собственность муниципального образования, то есть имущество городских и сельских поселений, а также их финансы, которые - в то же время - выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных мероприятий). Проблема самостоятельности местного самоуправления в решении местных вопросов выходит на первое место по своему значению. Решение данной проблемы немыслимо без передачи местному самоуправлению финансовых ресурсов и объектов муниципальной собственности. В курсовой работе был проведен анализ управления муниципальной собственностью в Челябинске. Анализ показал динамику возрастания количества муниципальных предприятий с 3248 в 2001 году до 5975 в 2008 году. Снижение количества муниципальных предприятий в Челябинском в 2009 году до 5787 свидетельствует об активизации процессов приватизации, в результате которых решаются задачи повышения доходов местных бюджетов. Несмотря на высокую динамику приватизационных наблюдается устойчивое позиционирование муниципальных предприятий в этот период (5,1% в 2003 г. и 8,2% в 2008 г. муниципальных из общего числа промышленных предприятий). Характерно, что поступления средств от приватизации объектов федеральной незначительны по сравнению с поступлениями средств от приватизации объектов субъекта РФ и муниципальной собственности. Причем, последние сопоставимы друг с другом - 53,1% и 46,8% от общих поступлений соответственно. Разница в том, что поступления субъекта РФ - от продажи акций открытых акционерных обществ (99,0%), а поступления муниципальных образований - от продажи муниципального имущества (82,4%). Однако, поступления муниципальных образований от продажи акций открытых акционерных обществ также имеют место, хотя и в малом объеме (1,0%). Для совершенствования процесса управления муниципальной собственностью необходимо разработать модель управления, которая представляет собой систему процессов и процедур, направленных на конечный, прогнозируемый результат, который является совокупностью социальной, экологической, экономической и институциональной составляющих. Управление муниципальной собственностью при переходе к устойчивому развитию предполагает выявление положительных и отрицательных факторов социальных, экологических, экономических и институциональных процессов, раскрытие тенденций и пропорций хозяйственного развития, принятие оптимальных управленческих решений. В основу модели управления муниципальной собственностью закладываются хозяйственные процессы, в которых задействована муниципальная собственность. Модель направлена на определение социально-эколого-экономической и институциональной эффективности управления муниципальной собственностью и конечных результатов управления, складывающихся под воздействием объективных и субъективных внешних и внутренних факторов и получающих отражение через систему данных и показателей устойчивого развития муниципального образования. Совершенствование управления муниципальной собственностью должно: дать сбалансированное и адекватное представление о социальных, экономических, экологических и институциональных показателях, а на их основе - о влиянии управления муниципальной собственностью на устойчивое развитие муниципального образования; сравнивать показатели за различные периоды времени; сравнивать показатели разных муниципальных образований; с высокой степенью достоверности отвечать на вопросы, вызывающие озабоченность у населения Челябинска.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 13 мая 2008 г.) // Российская газета. 1994.8 декабря; Российская газета. 2008.16 мая. . Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ в 2006-2008 гг., утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2006 №467-р. . О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации: Федеральный закон от 26 июня 2007 г. №118-ФЗ // справочная правовая система «Консультант плюс» 4. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» установивший разграничение государственной собственности на землю и отменивший ранее действовавший Федеральный закон от 17 июля 2001 года №101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю: Федеральный закон от 17 апреля 2006 г. №53-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант плюс» . О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федеральный закон от 18.10.2007 г. №.230-ФЗ // Собрание законодательства РФ 22.10 2007 г. №43 ст5084, Российская газета №237 от 24.10 07. . О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002 г. №48. Ст. 4746. . Дмитриев Ю. Муниципальное право РФ. Учебное пособие. - М., 2005. - 272 с. . Антонова В.П., Мирошниченко Е.В., Ревенко Л.А. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации («Круглый стол» в Институте государства и права РАЕ) / Антонова В.П., Мирошниченко Е.В., Ревенко Л.А. // Государство и право. - М., 2007. - №5. - С. 24 - 45. . Бородкин Ф.М. Новая концепция территориального самоуправления // Регион. - Новосибирск, 2004. - №3. - С. 95-112. . Браверман.А.А. О мерах по повышению эффективности управления муниципальной собственностью и критериях ее оценки // Вестник Минимущества России. - 2007. - №1. - С. 12-29. . Васильев В.И. Федеральное законодательство и компетенция органов местного самоуправления // Законы области как субъекта Российской Федерации / Под ред. Тихомирова Ю.А. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 2006. - С. 120 - 128. . Мулагаева З.З. Способы эффективного управления муниципальной собственностью // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2009. №9. С. 32-33. . Петренко П.А. Управление муниципальным имуществом. - М.: Проспект, 2006. - 120 с. . Подберезняк И. Формирование муниципальной собственности через призму реформы местного самоуправления: взгляд со стороны инвестора // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2007 г. №10 С. 54-55. . Шаломенцева Е.Г. Проблемы правового регулирования инновационного. Управления муниципальной собственностью // Конституционное и муниципальное право», 2008 г. №20 С. 35.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|