Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гносеологические и психологические предпосылки религии




ПРЕДМЕТ КУРСА ИСТОРИИ РЕЛИГИИ

Болтология.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЛИГИИ

Различаются по главному объяснительному принципу. Взаимосвязаны друг с другом.

- теологические

Теологические (конфессиональные) интерпретации стремятся понять религию «изнутри», на основе соответствующего религиозного опыта. Объяснения варьируются, но общим в них является представление о религии как связи человека с Богом, с Абсолютом, с какой-то Силой, с Нуминозным, с Трансценденцией и т.д.]

- философско-социологические

Немецкий философ И. Кант (1724—1804) новаторски подошел к постановке и решению многих философских проблем, в том числе и в области исследования религии. Он одним из первых в рамках философии выделил специальный раздел, посвященный рассмотрению религии и тем самым дал импульс становлению, формированию и развитию философии религии как части религиоведения. И. Кант осмысливает религию в контексте своей философской системы, в соответствии с ее основными принципами: априоризма, разделения «вещи в себе» и явления, непознаваемости «вещи в себе», различения трансцендентного и тренсцендентального и др.

Рассмотрев содержание существовавшей до него метафизики, И. Кант пришел к выводу, что она не имеет статуса науки, что научное теоретическое знание о душе, мире, Боге невозможно. Он подвергает критике традиционные доказательства бытия Бога — онтологическое, космологическое, физико-теологическое*. Однако в своей этической концепции философ обосновывал необходимость практического применения идей души и Бога.

- биологические/психологические

Биологические концепции ищут основу религии в биологических или биопсихических процессах человека. С этой точки зрения основу религии составляют религиозный инстинкт; религиозное чувство, которое «примыкает к инстинкту сохранения индивидуума или группы» и выступает как «оружие в борьбе за жизнь»; «ген религиозности». Религия — это «психофизиологическая функция организма»; она представляет собой-«кульминацию основной тенденции организма реагировать особым образом на те или иные положения, в которые его ставит жизнь»; «как и сексуальность, часть человеческой природы», пробуждающая «глубокие страстные чувства», и т.д.

Психологические объяснения выводят религию из индивидуальной или групповой психики. Наиболее распространены поиски основы религии в эмоциональной сфере. В качестве эмоциональной «клеточки» брались самые разные чувства — зависимость и страх, почитание и благоговение, любовь, переживание бесконечности, стыд, нравственные чувства, чувство возвышенного и др. Были и такие теории, которые выводили религию из интеллектуальной или волевой сферы.

- этнологические

Этнологические теории строятся на основе использования этнографического материала, а для объяснения религии чаще всего используют идеи культурной (социальной) антропологии. Источник религии усматривается в некоей «человеческой природе», присущей индивиду и образуемой в комбинации материальных и духовных потребностей, или же в определенном культурно-антропологическом комплексе.

 

СОЦИУМНЫЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИИ

Социумные основы образует совокупность материальных (экономических, технологических) и производных от них отношений- в духовной сфере (политических, правовых, государственных, нравственных и др.), тех объективных отношений, которые господствуют над людьми в повседневной жизни, чужды им, продуцируют несвободу и зависимость людей от внешних условий. Основными сторонами этих отношений являются: стихийность природных и общественных процессов; развитие отчужденных форм собственности, внеэкономическое и экономическое принуждение работника; неблагоприятные моменты условий существования в городе и деревне, разделение и отрыв интеллектуального и физического труда, привязанность работника к тому или другому; скованность принадлежностью к классу, сословию, гильдии, цеху, касте, этносу, в рамках которого индивид выступает лишь как экземпляр множества (совокупности); частичность развития индивидов в условиях ограничивающего разделения труда; властноавторитарные отношения, политический гнет государства; межэтнические конфликты, угнетение одного этноса другим; эксплуатация колоний метрополиями; войны; зависимость от природных стихий и экокризисных процессов.

Отношения, в основе которых лежит материальное производство, развертываются в двух аспектах — отношения людей к природе и друг к другу.

Факторы в отношениях общества и природы

Характер отношений людей к природе, общества и природы зависит от уровня развития производительных сил: от степени вооруженности средствами производства, прежде всего орудиями труда (инструментами, механизмами, машинами и пр.), а также от уровня развития людей — участников общественного производства.

Короче, человек – часть социума. В каждом социуме есть свои обычаи и традиции. Вот мы живем в России, большинстве из нас априори православные христиане. Вот и основа религии. Олсо, можно увести на тот же политеизм Древней Руси – википедии нет, прогноза погоды нет. Окай, помолимся тому-то чтоб было солнышко и т.д.

 

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕЛИГИИ

Психологические факторы религии — это состояния, процессы, механизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, которые создают возможность, благоприятную психологическую почву для воспроизводства и усвоения религии. Эти факторы действуют на базе социумных в связи с гносеологическими. Различают общественно-психологические и индивидуально-психологические детерминанты. Различение это условно: хотя феномены общественной и групповой психологии сверхиндивидуальны, они не могут протекать иначе как в психологии индивидов.

Психологическую почву религии создает устойчивое, постоянное чувство страха перед разрушительными силами природы и общества. «Страх создал богов»,—говорил древнеримский поэт Стаций (ок. 40 —ок.96).

Страх является естественной реакцией на реальную опасность, сигналом тревоги, но это тягостное, неприятное чувство, в сравнении с другими эмоциями оно наиболее угнетает человека. Сильный, постоянный, застойный страх обладает разрушительными силами: ослабляет живую связь с действительностью, искажает ощущение и восприятие, возбуждает болезненную фантазию, сковывает мышление, рассеивает внимание.

Чувства бессилия, зависимости, которые в данных условиях непреодолимы, неустранимы, порождают психологический комплекс, включающий страх, отчаяние, и в то же время ожидание лучшего, надежду на избавление от гнета чуждых сил. Невозможность действительного освобождения приводит к поискам освобождения духовного. Появляются видения, пророчества, в которых на смену апокалиптическим настроениям приходит торжественное восполнение.

Большое место среди эмоций, питающих религиозность, занимает страх смерти. Человеку присуще стремление к самосохранению, желание продлить жизнь. Глубокое отвращение к небытию, боязнь умирания — процесса, который причиняет много физической боли и духовных страданий, тягостные чувства от смерти родных, близких, друзей оказывают сильное, гнетущее влияние на психику индивида. Естественно, что он стремится освободиться от этих настроений. Но индивид знает, что умрет, и в качестве средства коррекции страха смерти может принять веру в бессмертие души.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...