Социальная доктрина католицизма
Манифестом социальной доктрины католической церкви была энциклика папы Льва XIII «Rerum novarum» («О новых вещах»), опубликованная в 1891 г. Стремясь сохранить свое влияние на рабочий класс, церковь поддержала некоторые его требования: заявила о своей готовности помочь пролетариату в улучшении материального положения, обеспечении прожиточного минимума, охране женского труда, сокращении рабочего дня. Осуждая некоторые крайности капитализма, энциклика вместе с тем объявила частную собственность незыблемой основой общества, а социальное неравенство неуничтожимым. С целью смягчения классовых противоречий энциклика предлагала клерикально-буржуазную утопию вмешательства государства, направляемого церковью, в экономическую жизнь и в отношения между рабочими и предпринимателями. В таком же духе выдержана и энциклика Пия XI «Quadragesimo anno» («Сороковая годовщина»). В энциклике «Mater et magistra» («Мать и наставница») декларируется, что право частной собственности на средства производства имеет непреходящее значение, а непризнание этого права объявляется подавлением свободы. В соборной конституции «О церкви в современном мире» также утверждается, что частная собственность вытекает из самой сущности человека и выступает в качестве условия его свободы. Критика капитализма, содержащаяся в этой конституции, строится на основе буржуазных социологических и экономических концепций либерального толка, «диффузии собственности», «народного капитализма», «индустриального общества», «социального партнерства», «интеграции всех слоев населения в развитом обществе». Католическая церковь продолжая в своих социальных документах защищать устои капитализма, под давлением верующих, участвующих в революционном процессе, вынуждена вносить в социальную программу некоторые коррективы.
Папские энциклики ограничиваются критикой злоупотреблений частной собственностью. Они ставят своей целью не уничтожение, а ограничение частной собственности, которая не должна наносить «ущерб общей пользе». Речь идет, таким образом, не об уничтожении, а об исправлении капитализма. Социальная доктрина католицизма является одной из форм приспособления к современности, средством защиты церкви в новых условиях. ПРОТЕСТАНТИЗМ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ ВЕРОУЧЕНИЯ И КУЛЬТА ЛЮТЕРАНСТВО КАЛЬВИНИЗМ АНГЛИКАНСТВО Протестантизм как идеология и международная историческая сила оформился в XVI веке, когда Мартин Лютер и Жан Кальвин возглавили массовое движение против духовной монополии католицизма. Однако История протестантизма прослеживается в более ранние века. На протяжении многих веков питательной почвой для антикатолических настроений в Европе были претензии папства на светскую власть и упадок нравов римской курии. С началом Реформации протестантизм стал одним из определяющих духовных и политических движений сначала в Европе, а затем и в мире. Различные протестантские конфессии на протяжении веков предлагали свои варианты решения духовных проблем и обеспечения религиозных потребностей верующих.Количество протестантов в мире к началу XXI века оценивается примерно в 600 млн человек Протестантское направление христианства возникло в ходе широкого общественно-религиозного движения в Европе XVI века, получившего наименование Реформации. Историки связывают его появление с поиском новых рациональных форм благочестия, объединенных пониманием мирской деятельности как особой формы служения Богу (мирская аскеза в противоположность аскезе монашеской).
По мнению известного немецкого историка и социолога Макса Вебера (1864-1920) высказавшемуся в своем труде «Протестантская этика и дух капитализма», что именно протестантская интерпретация христианства с ее пониманием мирской (в частности, предпринимательской) деятельности как выполнения Божиих заповедей, данных в Священном писании, явилась одной из главных духовных предпосылок формирования европейской буржуазной цивилизации. Началом Реформации (движения за обновление церкви) считается 31 октября 1517 года. Именно в этот день немецкий профессор богословия Виттенбергского университета августинский монах Мартин Лютер (1483 - 1546) выступил против католического догмата об искуплении грехов с помощью сокровищницы сверхдолжных добрых дел, хранителем которой якобы являлась Римско-католическая церковь. К концу Средневековья данный догмат привел к широко распространившейся практике торговли индульгенциями, содержащими прощение от имени церкви не только за совершенные, но даже за возможные грехи. Весь доход от их продажи поступал в пользу церкви, являясь мощным средством обогащения католического духовенства. Несмотря на осуждение выступлений Лютера Римско-католической церковью и германскими императорами, у него появилось немало последователей. Среди них были даже правители германских государств, в том числе - саксонский курфюрст Фридрих Мудрый. В ответ на решение Шпеерского имперского сейма 1529 г., осудившего взгляды Лютера, представители 14 германских государств и вольных городов выступили с «Протестацией» - несогласием с постановлением сейма. После этого сторонников Лютера стали называть протестантами. В дальнейшем это название распространилось на представителей всех религиозных течений, отделившихся от Римско-католической церкви, а последователи Лютера получили наименование лютеран. В отличие от православия и католицизма протестантское направление христианства не составило единой конфессии, с самого начала разделившись на множество течений. Таким образом, протестантизм появился не как единая конфессия, а как совокупность течений, порой существенно отличающихся друг от друга, но имеющих ряд общих черт. Прежде всего, протестантизм признает верховенство Библии как основы веры. Что же касается Священного Предания, то подавляющее большинство протестантов его не признают, а признающие отводят Священному Преданию второстепенную по сравнению со Священным Писанием роль. Одна из важнейших черт протестантизма, противопоставляющая его католицизму и православию, — та, что в нем основным условием спасения считается личная вера в Бога, а не помощь священников и добрые дела во имя церкви. Причем многие протестанты полагают, что посмертная судьба человека заранее предопределена Богом, хотя некоторые протестантские конфессии смягчают веру в предопределение, а другие даже допускают наличие у человека свободной воли. Протестанты не верят в заступничество святых перед Богом, отказались они и от характерной для католиков веры в чистилище. Во многих протестантских конфессиях существует положение о всеобщем священстве верующих, согласно которому каждый христианин в принципе может рассматриваться как священник. Поэтому в них нет резких различий между пастором и мирянами, и различия эти носят не духовный, а чисто функциональный характер. В связи с таким пониманием священства каждый верующий как бы получает право личной трактовки положений, содержащихся в Библии.
Таинства обычно рассматриваются протестантами как видимое слово Божие и ставятся в один ряд с другими формами Божьей милости: познанием Священного Писания, проповедью, беседами с пастором. Основная часть протестантских конфессий признает лишь два таинства: крещение и причащение, так как только об этих таинствах сказано в Новом Завете, что их установил сам Иисус Христос. Различные течения протестантизма по-разному трактуют таинство причащения, но все они не признают его бескровной жертвой и не верят в пресуществление элементов причастия (хлеба и вина) в Тело и Кровь Христовы. Однако большинство протестантов все же верят, что Иисус Христос присутствует в церкви во время причащения. Богослужебная практика сильно разнится в протестантских деноминациях, но в целом, как уже отмечалось, культ в протестантизме сильно упрощен. В богослужении все протестанты ставят на первое месте проповедь и чтение Библии. Некоторые протестантские конфессии (например, квакеры и Армия спасения) вообще отказались от, какой бы то ни было, специфичной для христиан обрядности.
Протестанты отвергли власть в церкви какого-либо первосвященника (и, прежде всего, Римского папы), а во многих деноминациях — и епископскую власть. Даже в тех протестантских церквах, где существует епископат, епископ в большинстве случаев не особый верховный священнический чин, а лишь высшая церковная административная должность. Церковное устройство в различных протестантских церквах неодинаково, и можно выделить три основные его формы. Одна из них — епископальная, когда группа церковных общин в пределах определенной территории управляется епископом, другая — пресвитерианская, когда ряд соседних церковных общин образуют пресвитерию, которая имеет право определенного контроля над этими общинами, и, наконец, третья — конгрегациональная, при которой каждая церковная община фактически независима. Несмотря на различия в церковном устройстве, большая часть современных протестантских конфессий имеет какие-либо объединения на национальном уровне. Принятый протестантами принцип личного суждения в интерпретации Библии привел к тому, что возникшие в период Реформации разновидности протестантизма стали дробиться, из них выделялись «дочерние» течения, появлялись новые протестантские деноминации. В настоящее время помимо четырех основных течений протестантизма, возникших в XVI в., — англиканства, лютеранства, кальвинизма (имеющего три формы: реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм) и меннонитства — значительное число последователей имеют и такие протестантские течения, как методизм, перфекционизм, пятидесятничество, баптизм, адвентизм, реставрационизм. Отдельные труппы образуют также Армия спасения, плимутские братья, квакеры, моравские братья, вальдёнсы. Особое явление в современном протестантизме — объединенные церкви, появившиеся в результате слияния нескольких церковных организаций, относившихся к разным течениям протестантизма. Кроме того, существуют деноминации так называемого маргинального протестантизма, сильно отдалившиеся не только от других протестантских течений, но и от христианства вообще. Протестантов различных течений (не считая маргинальных конфессий) насчитывается свыше 600 млн. человек. Это составляет около трети всех христиан. Протестантизма придерживается подавляющее большинство населения всех стран Северной Европы: Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии. Значительную часть населения протестанты образуют и в некоторых странах Западной и Центральной Европы. Протестантов много в США, Канаде и Австралии, они составляют самую крупную религиозную группу в нескольких странах Африки: Намибии, Южно-Африканской Республике, Малави, Кении, Центральноафриканской Республике, Гане, на острове Святой Елены.
Одним из влиятельных течений протестантизма обычно считают англиканство. Впрочем, часть религиоведов рассматривает англиканство как самостоятельное направление христианской религии. Временем зарождения англиканства можно назвать 1534 г., когда король Англии Генрих VIII подписал «Акт о супрематии», в котором король провозглашался главой церкви (вместо Римского папы). Это означало отделение Церкви Англии от Римско-католической церкви, но еще не отказ от католического вероучения и обрядности. Формирование собственной догматики и культовой практики англиканства шло постепенно и в основном завершилось принятием в 1562 г. при Елизавете I «39 статей», которые до сих пор остаются догматической основой англиканского вероучения. Другим основным течением протестантизма является лютеранство. Это течение получило название по имени своего основателя Мартина Лютера. Датой возникновения лютеранства обычно считают 31 октября 1517г., когда Мартин Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге, где он служил священником, доску с 95 тезисами, критикующими католицизм. Это течение порвало с католицизмом гораздо радикальнее, чем англиканство. Доктринальные положения лютеранства содержатся в так называемой Книге согласия. В нее входят три исторических христианских символа веры, Аугсбургское исповедание и Апология Аугсбургского исповедания (1531 г.), Малый катехизис Лютера и Большой катехизис Лютера (1529 г.), Шмалькальденские статьи и Формула согласия (1577 г.). Из всех этих документов особое значение придается Аугсбургскому исповеданию и Малому катехизису Лютера. Одним из важнейших догматов лютеранства является представление о возможности спасения человека только Божьей милостью через веру в Иисуса Христа. Лютеране, в отличие от англикан, без всяких оговорок отвергают помощь духовенства в спасении людей. Они не считают также, что спасение происходит в результате совершенных человеком добрых дел, и рассматривают сами эти дела как плод веры. Лютеране принимают в качестве единственного источника веры Священное Писание и не признают Священного Предания. Символы веры и другие принятые традицией положения, по представлению лютеран, носят лишь подчиненный характер. В лютеранском вероучении имеется доктрина о предопределении некоторых избранных людей к спасению, но в отличие от учения другого протестантского течения — кальвинизма — отсутствует положение о предопределении некоторых людей к вечным мукам в аду. Для лютеран характерен христоцентризм — определенное предпочтение сыну Божьему перед другими лицами Святой Троицы. Для лютеранства характерно отсутствие резкой границы между духовенством и мирянами, так как оно провозгласило священство всех верующих. Пасторы в лютеранских церквах избираются, но остаются в своем сане пожизненно. Рукоположение рассматривается как хороший обычай, но не считается обязательным. В результате большинство лютеранских церквей утратило апостольскую преемственность рукоположения. Культовая практика в лютеранских церквах сильно упрощена, по сравнению с католической. Центральное место в церковных службах, отводится проповеди. Во время службы поются гимны, читаются молитвы и отрывки из Библии. Богослужения проводятся на национальных языках. Несмотря на значительное упрощение службы, лютеране сохранили некоторые элементы католической мессы. Во время богослужения возжигаются свечи, в некоторых лютеранских церквах используется ладан. Не признавая икон, лютеранство разрешает наличие в церквах настенной живописи на библейские темы. В церквах имеется алтарь, крест признается официальным церковным символом. Сохранены и священные облачения, хотя и более скромные, чем в англиканской и особенно католической церквах. В лютеранстве нет единой системы церковного устройства. В разных церквах этого течения протестантизма существуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы организации. Глава церкви может иметь титул епископа, генерального суперинтендента или президента. Делами церкви управляют синоды, состоящие как из священнослужителей, так и из мирян. Как правило, лютеранские церкви в различных государствах совершенно независимы (в некоторых странах действуют по нескольку церковных организаций). В 1947 г. была образована Всемирная лютеранская федерация, которая, однако, не обладает управленческими функциями; она призвана способствовать единению лютеранских церквей, оказывать помощь нуждающимся церковным организациям, содействовать миссионерской работе. Общая численность последователей лютеранства достигает 76 млн. человек. Германское по происхождению, лютеранство распространилось и в других странах мира, тем не менее, наибольшее число лютеран по прежнему сосредоточено в Германии (27 млн. человек, или 35% населения этого государства). Лютеране полностью доминируют в таких странах, как Дания, Швеция, Финляндия, Норвегия, Исландия. Их немало в Эстонии и Латвии. Есть лютеране и в России. В Азии наиболее крупные группы лютеран имеются в Индонезии и Индии. Значительное число последователей лютеранства есть в таких странах Америки, как США, Бразилия, Канада. В Африке много лютеран живет в Танзании, Эфиопии, Намибии, на Мадагаскаре, в ЮАР Крупнейшие лютеранские церкви мира следующие: Объединенная евангелическо-лютеранская церковь Германии (самая многочисленная —13 млн.), Евангелическо-лютеранская народная церковь Дании, Финская евангелическо-лютеранская церковь, Шведская церковь, Норвежская церковь, Евангелическо-лютеранская церковь в Америке (5,2 млн.), объединяющая консервативных лютеран США и др. Из этих церквей датская, финская, шведская и норвежская имеют в своих странах статус государственных церковных организаций. Еще одним течением раннего протестантизма стал кальвинизм. Это течение было основано во Франции в 30-х гг. XVI в. Жаном Кальвином (1509-1564). В конце XVI—начале XVII в. с кальвинизмом слилось очень близкое к нему течение — цвинглианство, основателем которого был швейцарский религиозный деятель Ульрих Цвингли (1484-1531). Основные положения кальвинизма были зафиксированы с небольшими вариациями в нескольких исповеданиях: Галликанском (1559 г.), Бельгийском (1561 г.), Втором Гельветическом (1566 г.), Вестминстерском (1647 г.) и других. В своем вероучении кальвинисты исходят из интерпретации Библии, предложенной Ж.Кальвином, который рассматривал Священное Писание как слово Божие, записанное людьми по наитию Святого Духа и представляющее откровение Бога человеку. Как и другие протестанты, кальвинисты считают Библию единственным стандартом веры и полностью отвергают Священное Предание. Так же, как и лютеране, кальвинисты не верят в способность церкви содействовать спасению людей. В отличие от лютеран кальвинисты считают, что Бог еще до сотворения предопределил одних своих людей к спасению, других же к вечным мукам в аду. По представлению кальвинистов, верующие должны совершать добрые дела, но это не путь к спасению, а лишь знак того, что Бог предопределил человека к спасению. Не имеют спасительной силы у кальвинистов и таинства (их в кальвинизме два) крещение и причащение, они лишь знаки спасения человека. Крещение означает в кальвинизме приобщение человека к церкви с освобождением его от грехов. Если лютеранству свойственен христоцентризм, то кальвинизму — богоцентризм: некоторое преимущество среди трех ипостасей Троицы отдается Богу Отцу. Обрядность в разных кальвинистских церквах не совсем одинакова, но в целом для нее характерна большая простота по сравнению не только с католицизмом, но и с лютеранством. Настенная живопись в храмах не допускается, кальвинистские пасторы не надевают священных облачений. Во время богослужения не возжигаются свечи. В храмах нет алтаря. Крест не считается обязательным церковным символом. Богослужения, как и у лютеран, совершаются на языке верующих. Известны три формы кальвинизма: реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм. Первые две практически тождественны и различаются в основном лишь по месту своего формирования (реформатство сложилось в Швейцарии, пресвитерианство — в Шотландии и Англии). Важное место среди протестантских конфессий занимает баптизм, основателем которого считается Джон Смит — бывший англиканский проповедник, пришедший к убеждению в необходимости сознательного крещения во взрослом возрасте. Большинство баптистских церквей разделяет главные положения ортодоксального протестантизма. Основная часть баптистов верит, что человек духовно свободен и может трактовать Библию, полагаясь на свое сознание. В баптистских церквах принято несколько исповеданий, наиболее известные из которых — Лондонское (1689 г.), Филадельфийское (1748 г.) и Нью-Гэмпширское (1832 г.). Первые два близки к Вестминстерскому исповеданию кальвинистов Великобритании, в третьем же кальвинистское положение о предопределении несколько смягчено. Следует, однако, подчеркнуть, что абсолютным авторитетом для баптистов является только Священное Писание, а все принятые ими исповедания написаны скорее для того, чтобы показать, во что они верят. Главной особенностью баптистской догматики, отличающей ее от учения многих других протестантских деноминаций, является, так называемое, сознательное крещение, или крещение по вере. Оно совершается по воле самого человека, готового принять веру (обычно это происходит по достижении 12—14 лет). Крещение у баптистов считается не таинством, а обрядом, символизирующим твердость веры человека. Второй баптистский обряд — хлебопреломление (так у баптистов именуется причащение). Причащаться в большинстве баптистских церквей разрешается и лицам, еще не принявшим крещения. По представлению баптистов, хлебопреломление символизирует воспоминание о последней трапезе, муках и смерти Иисуса Христа. Богослужебная практика баптистов отличается простотой. Основное внимание уделяется проповеди и чтению Священного Писания. Характерны и импровизированные молитвы, которые могут быть и молчаливыми, а также пение гимнов. Во время богослужений возжигаются свечи. Убранство баптистских церквей раньше тоже было очень простое: в аудиториях (так у баптистов называют помещения, где проводятся молитвенные собрания) находились лишь кафедры для проповеди, престолы с элементами причастия на них и баптистерии — специальные бассейны, предназначенные для совершения крещения. Для баптизма характерно отсутствие резкой грани между священнослужителями и мирянами. Пасторы не рассматриваются как носителя сакральной или церковной власти. Нередко они лишь проводят молитвенные собрания, а общинами руководят миряне. Из мирян же избираются и диаконы, которые совершают обряд хлебопреломления. В некоторых баптистских общинах обязанности священнослужителей могут исполнять и женщины. Хотя каждая церковная община у баптистов зависима, общины, стоящие на близких догматических позициях, объединяются в конвенции, ассоциации, общества, товарищества в рамках штата, региона, страны или группы стран. Правда, властных функций эти объединения не имеют, а занимаются лишь просветительской, благотворительной и миссионерской работой. Для баптизма очень характерна миссионерская деятельность: члены церкви должны заниматься распространением своей веры и стремиться обратить в нее возможно большее число людей. Это привело к быстрому увеличению численности баптистов. Основная часть сторонников баптизма (почти две трети) сосредоточена в США, где они составляют 19% населения и являются самой крупной протестантской группой. Хотя бы незначительные группы сторонников баптизма имеются в большинстве стран мира.
В 1905 г. был образован Всемирный союз баптистов, объединяющий в настоящее время большую часть баптистских церквей. Из баптистской среды вышел адвентизм. Он был основан в 1831 г. в США Уильямом Миллером, бывшим капитаном американской армии. Одним из основных догматических положений адвентизма является вера в скорое второе пришествие Иисуса Христа. Адвентисты, подобно баптистам, единственным источником веры признают Библию. В ходе догматических споров адвентисты распались на несколько групп. Подавляющее большинство их принадлежит к деноминации адвентистов седьмого дня, празднующих вместо воскресенья субботу. Эта группа обособилась от остальных адвентистов еще в 1844 г., а окончательно выделилась в отдельную деноминацию в 1863 г. Как и остальные адвентисты, адвентисты седьмого дня придают большое значение второму пришествию Иисуса Христа и полагают, что оно должно скоро произойти. Адвентисты седьмого дня отвергли такой важный догмат христианства, как бессмертие души, пересмотрели положение о рае и аде. Они верят в условное бессмертие, даруемое Иисусом Христом не всем людям, а лишь праведникам, которые после второго пришествия воскреснут и будут находиться вместе с Христом на небе на протяжении тысячи лет. По истечении же этого тысячелетнего периода праведники станут жить с Христом на совершенно обновленной Земле. Что же касается грешников, то они, по представлению адвентистов седьмого дня, после второго пришествия тоже оживут, не пойдут в ад, а будут сожжены. Адвентистам седьмого дня запрещено есть свинину, моллюсков, ракообразных и мясо других «нечистых» животных, пить алкогольные напитки, кофе и чай, а также курить табак. Они должны скромно одеваться, не пользоваться декоративной косметикой и не носить украшений. Большинство адвентистов седьмого дня добровольно платят десятину, т.е. отдают на нужды церкви десятую часть своих доходов.
Молитвенные собрания у адвентистов седьмого дня проводятся по субботам. Во время этих собраний поются гимны, произносятся импровизированные молитвы, читаются проповеди. Обряды у адвентистов седьмого дня выполняются пасторами, которые возводятся в сан наложением рук. Все пасторы имеют равный чин, специальных облачений они не носят. Женщин в пасторы не посвящают. Как и баптисты, адвентисты (и, прежде всего, адвентисты седьмого дня) ведут чрезвычайно активную прозелитическую работу, и поэтому сторонники адвентизма имеются сейчас в большинстве стран мира. Помимо отмеченных выше протестантских деноминаций, в мире существуют разные религиозные течения, конфессии, церкви, секты, культы, которые вышли из недр протестантизма, но по своей догматике достаточно далеко отошли от основных доктринальных положений протестантизма и христианства в целом. Некоторые религиоведы называют их сторонников маргинальными протестантами. Маргинальные протестанты часто дополняют Библию собственными источниками «Божественного откровения», а некоторые вообще отвергают ее, заменяя своими писаниями. К маргинальному протестантизму относятся многие течения и деноминации, из которых наиболее известны свидетели Иеговы, мормоны, Христианская наука, Церковь объединения. Численность маргинальных протестантов составляет около 100 млн. человек. Их группы имеются в большинстве стран мира, но особенно широко представлены они в США. Деноминация свидетелей Иеговы была основана в 1872 г выходцем из конгрегационалистской семьи Чарлзом Тейзом Расселлом в городе Питтсбурге. Свидетели Иеговы отвергают христианский догмат о Святой Троице, считая Иисуса Христа не Богом, а лишь первым и лучшим Божьим творением. Святой Дух рассматривается ими как Божья невидимая сила. Последователи деноминации не верят в бессмертие души и загробную жизнь (рай и ад) и считают, что после смерти человек, лишенный сознательного состояния, ждет в могиле Страшного суда. Они утверждают также, что скоро должен наступить Армагеддон — война между Богом и Сатаной, в ходе которой будут уничтожены все «плохие люди», а для оставшихся людей наступит тысячелетнее Царство Божие. Священства в обычном понимании у свидетелей Иеговы нет, так как они считают священниками всех крещеных членов деноминации. Крещение совершается в сознательном возрасте путем полного погружения в воду и считается лишь символом посвящения, а не таинством. Для свидетелей Иеговы характерны отрицательное отношение к государству, которое они называют орудием Сатаны. Тем не менее, деноминация призывает своих членов быть законопослушными. Еще дальше, чем свидетели Иеговы, отошли от главных догматических положений христианства мормоны. Эта конфессия появилась в 1830 г. в штате Нью-Йорк. Основателем ее был Джозеф Смит. Общехристианское Священное Писание — Библию мормоны дополняют своей особой Книгой Мормона. Мормоны отошли от христианского понимания Троицы, считая три ее ипостаси отдельными сущностями. Святой Дух представляется им как энергия, исходящая от Бога.
СОВРЕМЕННЫЙ ПРОТЕСТАНТИЗМ Идеология протестантизма формировалась в процессе приспособления христианства к буржуазным общественным отношениям, шедшим на смену феодальному строю. Естественно, что содержание протестантской идеологии соответствовало капиталистическим отношениям и выступало как их идеологическое оправдание. Это отчетливо обнаруживалось в тесных связях, установившихся между протестантскими церквами и буржуазными государствами. С переходом капитализма в его последнюю, империалистическую стадию развития буржуазия отрекается от своих былых прогрессивных устремлений и гуманистических идеалов, она стремится противопоставить социализму сплоченный фронт всех сил реакции. Протестантизм не сразу находит свое место в изменившихся условиях. Он переживает кризис и вынужден заняться поисками новой идеологической программы и новых форм организации. В конце XIX и начале XX в. наиболее влиятельной в протестантизме была так называемая "либеральная теология" (Гарнак, Трёльч). Возможность согласовать христианство с разумом и научным знанием представители этого направления усматривали в том, чтобы отказаться от буквального понимания библейских мифов, чудес. Сторонники "либеральной теологии" допускали весьма вольное аллегорическое толкование Библии, рассматривая христианство как нравственную в своей сущности доктрину. Христианство в интерпретации "либеральных теологов" приобрело харак-теР скорее философского учения, нежели "религии откровения". С протестантским теологическим Модернизмом было связано течение так называемого социального христианства, или "социального евангелизма", выдвинувшего на первый план идею царства божьего на земле. Стремясь повести за собой рабочее движение, идеологи протестантизма выдвинули лозунг "религиозного социализма", за которым крылась типично буржуазная программа: частная собственность провозглашается незыблемой и на ее основе предлагается "христианское примирение классов". По существу, реформированный капитализм предлагается в качестве царства божьего на земле. Победа социалистической революции в России, утвердившей на земле новый общественный строй, глубокий общий кризис, поразивший капитализм, привели к весьма существенным сдвигам в протестантской теологии, к размежеванию различных по своей политической ориентации сил. Складываются такие течения, как "новая ортодоксия", с одной стороны, и "христианский коммунизм" - с другой. Возникшая в начале 20-х годов школа "новой ортодоксии" отказалась от надежд, возлагавшихся "либеральной теологией" на прогресс общества и утверждение разумных и нравственных отношений. Основной руководящей ее идеей является мысль о неразрешимости трагических противоречий человеческого существования. Противоречие между личностью и буржуазным обществом, которое в сознании "маленького человека" предстает как чуждый и враждебный ему мир, который непостижим для него и перед которым он бессилен, - это реальное противоречие выражается теологом К. Бартом в форме абсолютного противопоставления человека и бога, творения и творца. Причины трагизма человеческого бытия лежат в неразрешимом противоречии между абсолютной истиной бога и несовершенством греховного по своей природе человека. Человек не может не стремиться понять бога, но эти его попытки тщетны: для человеческих чувств и разума бог навсегда останется непостижимой тайной. Эта ситуация оставляет для человека только один путь приобщения к богу -посредством слепой веры. Свойственное апологетам "новой ортодоксии" иррационалистическое восприятие мира проявляется и в отказе от попыток рационального обоснования самой религиозной веры. Сторонники "новой ортодоксии" предлагают рассматривать библейские мифы как способ передачи глубочайших истин, раскрывающих человеку его отношение к богу, а не как рассказы о подлинных событиях. Христианство, по их словам, может быть переведено с языка Библии на язык современного человека, демифологизировано. Смысл подобных утверждений следует искать в стремлении примирить религию с наукой. Однако протестантским богословам в действительности не удается примирить науку и религию. Они не могут принять все то, что утверждается наукой. Уже само по себе размежевание мира на две сферы равнозначно утверждению того, что не все в мире доступно для познающего разума, равнозначно попытке ограничить науку в духе агностицизма. Очевидна несостоятельность этой попытки найти для религии область, в которой ее не могла бы затронуть наука: мир, единый в своей материальности, является в целом объектом научного познания, в нем нет места сверхъестественной тайне, недоступной человеческому разуму.
ХРИСТИАНСКОЕ СЕКТАНТСТВО Христианское сектантство представляет собой сложное явление, неизменно привлекающее к себе внимание исследователей. Немало работ о сектантстве увидело свет в дореволюционное время. Однако строгого научного анализа этого явления, естественно, проведено не было. Большинство авторов, занимавшихся исследованием христианского сектантства, стояло па неверных методологических позициях, значительная их часть оценивала сектантство с позиций православия или отдавала дань описательности. Поэтому работы дореволюционных авторов, содержащие солидный -фактический материал, несущие обширную информацию, могут быть приняты только как фактический источник и, конечно, при критическом переосмыслении включенных в них материалов. Правда, уже в дореволюционный период сектантство привлекает к себе внимание исследователей-марксистов. Это было вызвано тем особым положением, которое оно занимало в царской России, оппозиционными настроениями в сектантской среде. В период объединения демократических сил в борьбе против самодержавного строя российская социал-демократия проявила интерес к религиозному сектантству с целью привлечения демократической его части к революционному движению. Ряд принципиальных положений о месте сектантства в социально-политической жизни России, о необходимости привлечения его демократических элементов к борьбе против царизма высказаны в работах В. И. Ленина, а также Г. В. Плеханова и В. Д. Бонч-Бруевича. Это обращение к религиозному сектантству было обусловлено сугубо политическими интересами, задачами объединения всех демократических сил. Естественно, что в первую очередь внимание было привлечено к тем аспектам проблемы, которые отвечали этим интересам, Методология марксизма-ленинизма дала возможность развернуть в советское время глубокое и всестороннее изучение религиозного сектантства. Зто диктовалось, помимо прочего, чисто практическими соображениями. Сектантство продолжало существовать в нашей стране п после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Требовалось изучить причины его живучести, изменения в психологии его последователей, особенности тактики сект в новых условиях. Ведь политика коммунистической партии и Советского государства по отношению к религии и церкви, к религиозным организациям всегда проводилась на серьезной научной основе. Начиная с первых лет существования Советской власти и вплоть до настоящего времени советскими исследователями написаны десятки работ, в которых дается марксистский анализ христианского сектантства. Впервые сектантство подверглось столь глубокому научному исследованию. Это дало возможность по-иному взглянуть на него, выявить социальные корни, вызвавшие к жизни и поддерживавшие его, а также факторы, обусловившие его существование в условиях социалистического строя. Однако в процессе изучения религиозного сектантства выявились немалые трудности. Сложный характер этого явления, значительные различия в интерпретации христианской догматики, разные ‘ пути развития сект— все это препятствует выработке однозначных решений, однозначной оценки религиозного сектантства в целом. Достаточно сказать, что даже понятие «религиозное сектантство» не нашло пока определения, которое бы в полном объеме охватывало это сложное явление. До сих пор здесь не выработано единой точки зрения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|