Православие: возникновение, особенности вероучения и культа
буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление»[1]) — направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение I тысячелетия н. э. под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима. Православие исповедует Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления семи Вселенских соборов; включает совокупность учений и духовных практик, которые содержит православная церковь, под которой понимается сообщество автокефальных поместных церквей, имеющих между собой евхаристическое общение. Православная церковь рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и Глава которой — Иисус Христос.[2][3] Кроме того, в современном русском просторечии слово «православный» употребляется применительно к чему-либо, относящемуся к этнокультурной традиции, связанной с Русской православной церковью. Догматика Основной и единственный универсально авторитетный догматический документ — Никео-Цареградский Символ веры, утверждающий: Спасение через испове́дание веры «во единаго Бога» (1-й член Символа). Единосущие Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого. Испове́дание Иисуса — Христо́м, Го́сподом и Сыном Божиим (2‑й член Символа). Боговоплощение (3‑й член Символа). Вера в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущаго века» (5, 6, 7, 11, 12‑й члены Символа). Вера в единство, святость и кафоличность Церкви (9‑й член Символа); Глава Церкви — Иисус Христос (Еф.5:23). Кроме того, основываясь на Священном Предании, православие признаёт молитвенное предстательство канонизированных святых[11].
Канонические устройство и нормы Основные канонические нормы и институты: Иерархическое священство, имеющее 3 степени: епископ, пресвитер, диакон. Необходимое условие законности иерархии — прямое канонически законное апостольское преемство чрез чреду рукоположений. Каждый епископ (вне зависимости от титула, которым он обладает) имеет полноту канонической власти в пределах своей юрисдикции (епархии). Рукополагают только лиц мужского пола Хотя каноны запрещают лицам священного сана «вдаватися в народныя управления» (81-е[12] и 6-е Правила святых Апостолов[13], а также 11-е Правило Двукратного Собора и др.), в истории православных стран были отдельные эпизоды, когда епископы стояли во главе государства (наиболее известен Президент Кипра Макарий III) или обладали значительными полномочиями гражданской власти (Константинопольские Патриархи в Оттоманской империи в роли милет-баши, то есть этнарха православных подданных султана). Институт монашества. Включает в себя так называемое чёрное духовенство, играющее ведущую роль во всех сферах жизни Церкви с IV века. Представители чёрного духовенства могут избираться на особое епископское[14] служение в Церкви. Установленные календарные посты: Великий (предпасхальный 40-дневный[15]), Петров, Успенский, Рождественский, вместе с праздниками составляющие литургический год. Православный культ (от латинского cultus – почитание) – совокупность обрядовых действий, обусловленных православным вероучением и регламентированных православной церковью. Православный культ сформировался в Византии, включив в себя многие компоненты дохристианской обрядности, вплоть до первобытной магии. Он отличается сложностью, множественностью обрядовых действий. Как в прошлом, так и в настоящем для многих прихожан исповедание православия сводится если и не исключительно, то во всяком случае преимущественно к выполнению культовых предписаний церкви. Центром православного культа является храм, непременно декорированный многочисленными иконами, изображениями крестов и прочей церковной атрибутикой. В храме регулярно совершается богослужение, которое бывает по религиозной значимости будничным, воскресным и праздничным, а по времени проведения – утренним, полуденным и вечерним. Главным богослужением является литургия, или обедня, во время которой совершается причащение прихожан. Важным элементом богослужения считается молитва, нередко исполняемая как песнопение. Основные культовые действия, совершаемые в храме, называются таинствами; содержание их определено православным вероучением. Большая роль отведена в православном культе почитанию святых, включающему в себя поклонение их останкам (мощам). Специфической чертой православного культа является поклонение иконам, которым церковь приписывает сверхъестественные свойства — способность творить чудеса. Велико число культовых предметов, употребляемых в ходе богослужения и при совершении треб: крест, кадило, свечи, лампады, дарохранительница, антиминс, дикарий и тому подобное. Весьма многочисленны компоненты культовой одежды православного духовенства, сохранившиеся с византийских времен: риза, фелонь, епитрахиль, стихарь, орарь, саккос, омофор и так далее. Бесконечны культовые предписания, регламентирующие поведение верующих как в храме, так и за его пределами: количество и характер поклонов, содержание и последовательность молитв и прочее. Модернизация православия охватила православный культ: сокращается продолжительность богослужений, опущены некоторые молитвы, снижаются требования к соблюдению поста, повсеместно введено заочное отпевание, широко практикуется общая исповедь и так далее. Модернизированный в духе времени православный культ продолжает занимать в православии доминирующее положение; церковь видит в нем важнейшее, наиболее действенное средство стимулирования религиозности.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РПЦ Нет ответа. Не люблю рпц. СОЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РПЦ
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви — официальный документ Русской Православной Церкви, утверждённый на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года. Основы социальной концепции состоят из 16 разделов, каждый из которых освещает ту или иную общественно значимую проблему, сторону жизни государства и общества: I. Основные богословские положения II. Церковь и нация III. Церковь и государство IV. Христианская этика и светское право V. Церковь и политика VI. Труд и его плоды VII. Собственность VIII. Война и мир IX. Преступность, наказание, исправление Х. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности XI. Здоровье личности и народа XII. Проблемы биоэтики XIII. Церковь и проблемы экологии XIV. Светские наука, культура, образование XV. Церковь и светские средства массовой информации XVI. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма Материал разделов изложен по параграфам. В соответствии с этим документом, который призван дать ответы на многие проблемы современного мира с точки зрения христианской нравственности, морали и этики, на основе Священного Предания и опыта церковной жизни Церковь решительно осуждает аборт как тяжкий грех и приравнивает его к убийству. При этом мужчина, если аборт делается с его согласия, несет такую же ответственность за этот грех, как и женщина. Распространение и оправдание абортов в современном обществе - это угроза будущему России, где в год по сильно заниженной официальной, статистике совершается до 1 млн. подобных операций. В своей социальной концепции Церковь осуждает гомосексуализм как грех и не признает попыток представить его индивидуальной природной предрасположенностью. Иерархи полагают, что лица занимающиеся пропагандой половых извращений не могут быть допущены к преподавательской и воспитательной работе, особенно в армии и в исправительных учреждениях. Церковь не одобряет и попыток изменения пола. Если смена пола все же произошла, то такой человек не может быть рукоположен в священный сан и недопустимо вступление его в церковный брак. Кому интересно - http://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|