Диагностика внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения и произвольного поведения (по Ильиной, Парамоновой, Головневой)
Методики для изучения различных свойств внимания: · Методика «Переплетенные линии» позволяет оценить устойчивость внимания. · Методика «Кольца» оценивает устойчивость, распределение и переключение внимания. · Методика «Цифровая таблица» определяет объём внимания, скорость его распределения и переключения. Методики для изучения различных видов мышления: · Методика «Соедини фигуры» оценивает наглядно-действенное мышление. · Методика «Лишний предмет» оценивает образно-логическое мышление – умственные операции анализа и обобщения. · Методика «Нелепицы» оценивает образно-логическое мышление. · Методика для оценки словесно-логического мышления. Методики для изучения различных свойств памяти: · Методика «Картинки» оценивает зрительную память. · Методика «Запомни фразу» оценивает смысловую память. · Методика «Запомни рисунки» оценивает объём кратковременной зрительной памяти. · Методика для оценки механической памяти Методики для изучения воображения: · Методика «Вербальная фантазия» · Методика «Невербальная фантазия» Методики для изучения произвольного поведения: · Методика «Графический диктант» · Методика «Лабиринт» оценивает умения соблюдать правила. · Методика «Домик» оценивает умение действовать по образцу. · Методика «Палочки и крестики» определяет уровень соморегуляции и самоконтроля. · Методика «Да и нет» оценивает умение действовать по правилу. Заключение
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Ребенок психологически готов к школьному обучению прежде всего объективно, то есть обладает необходимым: для начала обучения уровнем психического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием. Память его также достаточно развита легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Он уже знает из опыта: для того, чтобы запомнить нечто, надо несколько раз повторить это, то есть эмпирически овладевает некоторыми приемами заучивания. Относительно хорошо развита у 6-7-летнего ребенка наглядно-образная память, и имеются предпосылки для развития словесно-логической. Повышается эффективность осмысленного запоминания: экспериментально доказано, что семилетние дети значительно лучше (быстрее и прочнее) запоминают не бессмысленные для них, а понятные им слова. Речь младшего школьника в известной степени грамматически правильна, выразительна. Его словарь также достаточно богат, с довольно высоким удельным весом отвлеченных понятий. Ребенок может в достаточно широких пределах понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям - сравнению, обобщению, пробует делать выводы (разумеется, далеко не всегда правомерные). [2,136] Исследования психологов и педагогов показали, что организованное обучение настолько развивает мышление детей 6-7 лет, что они способны, например, измерять твердые, жидкие и сыпучие тела с помощью условных мерок, делить целое на части, производить элементарное оперирование наглядно представленными множествами, решать и составлять простейшие примеры и задачи.[6,25]
Формируются и элементарные личностные проявления: дети ко времени поступления в школу уже обладают известной настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дела до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности. Младший школьник уже имеет опыт (пусть небольшой) управления своими чувствами, опыт самооценки отдельных действий и поступков («Я хорошо поступил», «Это я не так сделал», «Вот теперь у меня получилось лучше»).[6,208] Заметим, что в пределах уровня готовности к школьному обучению могут быть весьма значительные индивидуальные различия, определяемые состоянием здоровья детей, индивидуальными условиями их жизни и воспитания, в частности тем, как их готовили к будущей школьной жизни. Психологическая готовность к школе - целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении. Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. Список литературы 1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идёт в школу. – М.: «Академия»,1996. 2. Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу – с радостью. – Мн.: «Амалфея»,1998. 3. Понимать, принимать, развивать./ под. Ред.Климкович Е.А. – Мн.: «ИООО «Красико-Принт», 2004. 4. Вьюнова Н.И.. Гайдар К.М. Проблемы психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. // Психолог в детском саду. – 2005–№2. 5. Белобрыкина О.А. Скоро в школу мы пойдём. // Психолог в детском саду. – 2005–№2. 6. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе.– Мн.: «Вышэйшая школа»,1982.
7. Детская психология. / под. ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. – Мн.: «Университетское»,1988. 8. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: «Просвещние»,2005. 9. Готовность к школе. /Под ред. И.В. Дубровинкой. – М.: «Вече», 1995. 10. Мухина В.С. Детская психология.– М.: «Просвещение», 1985. 11. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: «Просвещение», 1983. 12. Ковалева Е.С., Синицына Е.И. Готовим ребёнка к школе.– М.: «Лист Нью», 2001. 13. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.– М.: «Просвещение», 1988. 14. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе.– М.: ООО «Издательство «АСТ», 2002. 15. Волкова-Гаспарова Е. Ребенок идёт в школу.//Дошкольное воспитание.–2006–№10. 16. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Как понять ребенка.– СПб.: «Детство-Пресс», 1994. 17. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. –М.: «Просвещение», 1995. 18. Ильина М.Н. Подготовка к школе.– СПб.: «Детство-Пресс», 1999. Приложения
Приложение 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|