Исследование зрительно-моторной координации
Тест «Бендер» Стимульный материал этого теста представляет собой расположенные в определенном порядке и в определенной ориентации геометрические фигуры (рис.3). Инструкция: «Скопируй, пожалуйста, эти рисунки. Постарайся выполнить задание как можно точнее, разместив все три фигуры, которые тебе надо срисовать, на одном листе бумаги». Проведение теста. Детям даются лист белой бумаги и карандаш. После инструкции последовательно предъявляются все три схемы геометрических фигур. В начале рисования первой фигуры взрослый напоминает, что на этом листе надо будет нарисовать еще две схемы. После окончания работы эта схема убирается, и ребенку предъявляется следующая. Анализ результатов. При оценке результатов подсчитывается количество баллов, набранных ребенком при рисовании каждой фигуры. Фигура 1: правильный ромб — 2 балла; размеры фигур приблизительно одинаковые — 2 балла; обе фигуры соприкасаются или почти соприкасаются — 1 балл. Фигура 2: горизонтальная ось проходит через все три вершины — 2 балла; есть хотя бы два четких угла —2 балла; число элементов правильное — 2 балла; расстояние между элементами одинаковое — 2 балла. Фигура 3: у внешней фигуры все углы правильные — 2 балла; внешняя фигура расположена горизонтально — 1 балл; внутренняя фигура размещена посредине большой — 1 балл; внутренняя фигура соприкасается с внешней вверху и внизу — 1 балл. После оценки подсчитывается общее количество баллов, набранных ребенком при копировании всех трех фигур (максимальное количество — 18 баллов). В норме дети должны набрать не меньше 10—11 баллов. Если ребенок набрал 7—9 баллов, можно предположить, что координация зрения и движения руки у него сформирована недостаточно. У детей, набравших меньше 6 баллов, можно предположить нарушение зрительно-моторной координации, возможны и нарушение пространственной координации, другие интеллектуальные нарушения.
При диагностике готовности к школе необходимо помнить о том, что все компоненты психологической готовности не обязательно должны быть максимально развиты. Гораздо важнее, чтобы все эти компоненты присутствовали, даже если уровень сформированное™ некоторых из них невысок. В процессе учебы возможна компенсация менее сформированных качеств более развитыми. Однако отсутствие какого-то компонента психологической готовности к школе компенсировать невозможно, что незамедлительно отразится на результатах учебной деятельности.
Приложение 6 Методики для изучения внимания Методика «Переплетенные линии» Предложите ребенку рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий (рис. 1). Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают. Попросите ребенка внимательно проследить за каждой линией от ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребенок вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа. Фиксируйте время выполнения всего задания, ошибки, сбои в работе и т. д. Большинство детей 6—7 лет справляются с этим заданием за 1—2 минуты и практически без ошибок. Рис. 1 Методика «Кольца» Для проведения теста необходима таблица с изображением колец, имеющих разрывы в различных частях. Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте. За 2 минуты ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк, но при первой попытке делает много ошибок.
Рис.2 Методика «Цифровая таблица»
Покажите ребенку таблицу с набором цифр от вольном порядке (рис. 3) Убедитесь, знает ли ребенок все эти цифры. Затем дайте ему инструкцию: «Постарайся как можно быстрее на ходить, показывать и называть вслух цифр от 1 до 25. Фиксируйте время выполнения всего задания, а также количество ошибок, Большинство детей 6—7 лет выполняют это задание за 1,5—2 минуты и почти без ошибок.
Рис. 3 Приложение 7 Изучение воображения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|