Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика «Вербальная фантазия»




Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу. В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим показателям:

1) быстрота воображения;

2) необычность, оригинальность создаваемых образов;

3) богатство фантазии, глубина и детализированность образов;

4) эмоциональность образов.

Быстрота воображения оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет рассказа в отведенное время самостоятельно.

Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал свой сюжет рассказа, то подскажите ему какой-либо сюжет.

Необычность, оригинальность образов оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, или пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, оригинальное.

Богатство, глубина фантазии оцениваются по достаточно большому числу живых существ, предметов, ситуаций и действий, разнообразных характеристики признаков, используемых в рассказе ребенка, по наличию разнообразных деталей и характеристик образов.

Если ребенок использует более 7 таких признаков, а объект рассказа изображен не схематически, то фантазия у него хорошо развита.

Эмоциональность образов оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки.

Методика «Невербальная фантазия»

Подготовьте и дайте ребенку стандартный лист бумаги и цветные карандаши (не менее шести разных цветов). Ему нужно придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.

То же самое задание предложите ребенку, но с пластилином. За 5 минут попросите его смастерить какую-либо поделку, вылепить ее из пластилина.

Анализ картины и фигуры из пластилина и оценка фантазии ребенка производятся так же, как в предыдущем тесте (по тем же показателям).

 


Приложение 8

Изучение произвольного поведения

Методика «Графический диктант»

Подготовьте тетрадный лист в клеточку. На нем, отступив 4 клетки от края, поставьте 3 точки одну под другой, на расстоянии 7 клеток друг от друга (по вертикали)

Дайте ребенку карандаш и скажите: «Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводи только те линии, о которых я буду говорить. Когда проведешь линию, жди, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги». (Проверьте, помнит ли ребенок, где правая рука.)

Первое задание — тренировочное. «Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз. Не отрывай карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать такой же узор сам».

Подскажите ребенку, если он не понял задания, исправьте допущенные им ошибки. При рисовании последующих, узоров такой контроль снимается. Диктуя, нужно соблюдать достаточно длительные паузы, чтобы ребенок успевал закончить предыдущую линию.

На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты.

Следующая инструкция звучит так: «Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Начали! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Дальше продолжай рисовать этот узор».

И заключительный узор. «Поставь карандаш на последнюю точку. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам рисовать этот узор».

Проанализируйте, как ребенок выполняет задание под диктовку и самостоятельно. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй — о степени самостоятельности ребенка.

Если ребенок справился со вторым и третьим узорами (тренировочный узор не оценивается) практически без ошибок или в одном из узоров встречаются отдельные ошибки, это говорит о хорошем уровне развития произвольной сферы. Низкий уровень развития произвольной сферы — если ни один из двух узоров не соответствует диктуемому.

Методика «Домик»

Дайте ребенку чистый лист бумаги и карандаш, а затем попросите его посмотреть внимательно на образец (рис. 5) и постараться как можно точнее нарисовать такой же домик на своем листочке бумаги. Далее сказать: «Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой нельзя, а надо поверх неправильного рисунка или рядом нарисовать правильно».

Когда вы убедитесь в том, что ребенок все понял, дайте ему команду начинать.

В процессе рисования наблюдайте за тем, как справляется ребенок с этим заданием: часто ли смотрит на образец, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки; сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; отвлекается ли во время работы; задает ли вопросы и т. д.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, предложите ему проверить, все ли у него верно. Если он найдет неточности в своем рисунке, он может их исправить. Самим не нужно вносить какие-либо коррективы в рисунок ребенка и не следует ничего подсказывать.

Для оценки используются показатели:

1) точность воспроизведения рисунка: посмотрите, есть ли на рисунке все детали (дым, труба, линия, изображающая основание домика, и т. д.);

2) сохранение размера всего рисунка или отдельных его деталей (считается ошибкой увеличение более чем в 2 раза);

3) правильное изображение элементов рисунка (колечек дыма, забора, штриховки на крыше и т. д.).

Ребенок 6—7 лет довольно точно копирует этот рисунок, в отдельных случаях бывают небольшие ошибки, связанные с неправильным изображением какого-либо элемента или наличием разрывов между линиями а тех местах, где они должны быть непрерывными.

 

Рис. 5

Методика «Да и нет»

Этот тест является модификацией известной детской игры «Да и нет не говорите, черного с белым не носите».

Используется только первая часть правил этой игры, а именно: ребенку, отвечая на вопросы, нельзя говорить слова «да» и «нет». Когда вы убедитесь в том, что ребенку понятны правила игры, задавайте ему вопросы.

1) Ты хочешь идти в школу?

2) Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3) Ты любишь смотреть мультфильмы?

4) Ты хочешь остаться еще на год в детском саду? (Если ребенок не ходит в детский сад, то вопрос звучит так: ты хочешь пойти в школу не с осени, а только через год?)

5) Ты любишь гулять?

6) Ты любишь играть?

7) Ты хочешь учиться?

8) Ты любишь болеть?

Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контролировать свои ответы, сдерживать непосредственное желание ответить словами «да» и «нет» и одновременно обдумывать содержательные ответы.

Оценка результатов проводится путем подсчета ошибок, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». Хороший результат для ребенка 6—7 лет, если он сделает не более двух ошибок.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...