Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные нетрадиционные религиозные движения




«Новые религии» можно определить по своему содержанию как симбиоз отдельных идей, представлений и культовых требований, заимствованных из разных религий и их течений, приспособленный к новым условиям социально-экономического и научно-технического развития общества XX века. В итоге получается сложное духовное образование, искусственное сплетение и смешение разнотипных, противоречивых составляющих - рационального и иррационального, научного и псевдонаучного, религиозного и псевдорелигиозного, реального и мистического. Культовая сторона отличается особо сложной системой целенаправленного воздействия на психику прозелитов (новообращенных), изменяющей их сознание, вторгающейся в область подсознания. Главную роль в неокультах играет их основатель - «пророк», «гуру», «учитель», «наставник». В основном - это псевдорелигиозные образования, лишь эксплуатирующие идеи, образы традиционных религий, вплетенные в псевдонаучные учения в научной упаковке (терминологии), «обосновывающие» истинность древнейших идей бессмертия души, конца мира и т.п.

Религиозный ренессанс, настоящий взрыв новых культов — характерная особенность XX столетия.

Современное богоискательство проявляет себя на всех континентах в разнообразных формах. Быстрое распространение нетрадиционной религиозности, с одной стороны, вызывает нападки и критику, с другой — находит немалое число приверженцев и почитателей. Буквально из ничего вокруг пророка, еще вчера никому не известного, возникают крупнейшие религиозные центры. Ныне с мировыми религиями — христианством, исламом и буддизмом — соседствуют около 30 тыс. иных религиозных учений и культов. Без сведений о новых религиях, вновь появляющихся пророках и святых представление о духовных исканиях человечества было бы неполным.

Среди так называемых «новых» религий выделяется Общество «Сознание Кришны» (вайшнавы). Что же представляет собой движение членов Общества сознания Кришны (или, как они сами себя называют, вайшнавов)? Вайшнавизм — это одно из двух основных направлений в индуизме. Он основывается на поклонении Кришне (Вишну) как высшей личности Бога.

Учение вайшнавов основывается на древнейших священных писаниях мира - Ведах, вернее, ее части, описывающей духовное бытие человека. Суть этого знания изложена в таких классических писаниях, как Бхагавад-гита, Шримад Бхагаватам (Бхагавата пурана).

«Бхагавад-гита» является своею рода «библией» вайшнавов.

В переводе с санскрита название «Бхагавад-гита» означает «Песнь Бога». Гита представляет собой диалог между Кришной - Верховной Божественной Личностью, и Арджуной, его близким другом и учеником, перед началом битвы на поле Курукшетра, состоявшейся более

5 тыс. лет назад. Бхагавад-гита - это философский трактат, содержащий анализ пяти основных предметов познания: практики - материального мира, калы - вечного времени, кармы - деятельности, дживы - живого существа и Бхагавана - Высшей Божественной Личности. В рамках этих пяти тем рассматриваются: вопросы сознания и сверхсознания, йога (связь с всевышним), вселенская форма, восемь первоэлементов материи, идеальное устройство общества, разновидности веры, различные философские и эмпирические системы, качества личности, природа Абсолюта и пути его достижения.

Центральное место в традиции сознания Кришны занимает бхакти (путь преданного служения Богу). Цель бхакти - пробудить в человеке чистую изначальную любовь к Богу, что, согласно учению Вед, является критерием истинной религии.

Вайшнавская традиция утверждает: мы - не материальные тела, а души, духовные частицы, связанные друг с другом через Кришну, единого Высшего отца. Кришна - вечный, всеведущий, вездесущий, всемогущий и всепривлекающий Бог, тот самый Бог, о котором говорят все основные священные писания мира. Он - дающий семя отец всех живых существ и источник энергии, поддерживающий Вселенную. Наша жизнь не прекращается со смертью тела, индивидуальность сохраняется и после смерти. Вопрос лишь в том, сумеем ли мы распорядиться данной нам свободой выбора, начнем ли служить Верховного Господу с любовью и преданностью.

На протяжении своей многотысячелетней истории «бхакти» то угасало, то вновь обретало всеобщую популярность. Так произошло, в частности, в XV в., когда бхакти проповедовал знаменитый религиозный деятель Индии Шри Чайтанья (1486-1534), последовательный борец против кастовой системы и угнетения женщин.

Дело Чайтаньи продолжали многие мыслители, но особую роль в судьбе вайшнаизма сыграл А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896-1977), благодаря которому и началось массовое движение за возрождение ведической культуры на Западе. Соблюдая древние индийские религиозные традиции четырех этапов жизненного пути, Бхактиведанта Свами постепенно оставил семейные обязанности, посвятив все свое время научной и литературной деятельности, а в 1959 г. в возрасте 63 лет принял саньясу - обет отречения от мира - и получил титул свами (овладевший умом и чувствами).

Прабхупада внес выдающийся вклад в исследование и популяризацию Вед - его перу принадлежат в общей сложности свыше восьмидесяти переводов с санскрита и подробных комментариев к ним, трактатов и монографий.

Международное общество сознания Кришны (МОСК) как миссионерское движение, правопреемник вайшнавской культуры, было зарегистрировано в 1966 г. в Нью-Йорке, через год после приезда туда Шрилы Прабхупады. По мнению специалистов. Прабхупаде удалось полностью сохранить высокий стандарт религиозных принципов вайшнавской культуры.

Общество Сознания Кришны ставит своей целью одухотворение человеческой жизни, возвышение сознания людей. Выступая за возрождение духовности в обществе, оно призвано одновременно повысить его благосостояние путем следования Ведам, древнейшему источнику духовных и материальных знаний.

Вайшнавы убеждены, что следование религиозным принципам может изменить лицо общества к лучшему, избавить человечество от насилия, коррупции и лжи. Члены Общества Сознания Кришны стараются дать пример такого альтернативного образа жизни. Они считают, что сознание Кришны - это не просто религия, а образ жизни со своим духовным этикетом.

Все вайшнавы - вегетарианцы. Вайшнавы едят только то, что вначале было поднесено Кришне, выражая тем самым свою преданность Богу. Образ жизни приверженцев сознания Кришны предполагает также строгое соблюдение регулирующих принципов, необходимых для чистоты духовной жизни: отказ от нечистых продуктов питания - мяса, рыбы, яиц, одурманивающих веществ, включая алкоголь, табак, чай и кофе, половой жизни вне брака и азартных игр.

Современные вайшнавы строго следуют традициям своих духовных предшественников. Основой религиозной практики сознания Кришны является изучение священных писаний индуизма, воспевание различных ведических гимнов и мантр (молитв). Наибольшее внимание вайшнавы уделяют мантре «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе», состоящей из изначальных имен Бога. Имя «Кришна» означает «всепривлекающий», «Рама» - «всерадующий», «Харе» - это звательный падеж от слова «Хара», обозначающего духовную энергию Бога. Содержание этой мантры таково: «О, всепривлекающий, всерадующий Господь, позволь мне служить Тебе».

Ныне МОСК насчитывает свыше 500 храмов, а также не поддающееся строгому учету большое количество «нама-хатт», т.е. небольших центров, где регулярно собираются люди, интересующиеся этой культурой.

Трансцендентальная медитация - неоиндуистский психотерапевтический (медитационный) культ, основанный в середине 50-х годов индусом Махеш Прасад Варма (1918 г.р.), принявшим ритуальное имя Махариша. Махариши в переводе с санскрита означает «великий святой» («маха» — «великий» и «риши» — «мудрец», «святой»; в древности так называли создателей эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна»).

В начале 60-х годов в США и Западной Европе распространяется медитативная техника (наука творческой интеллигенции), в настоящее время перешедшая свой зенит.

Основная идея Махариши такова: сознание и разум любого человека питаются из единого творческого источника, который глубоко скрыт от повседневной жизни, подобно корням деревьев. Чтобы достичь этого источника гармонии и огромной энергии, человек должен проникнуть в глубь себя, совершить переход, трансценденцию — отсюда название метода ТМ.

Что же мешает человеку самостоятельно совершить этот переход? Всё дело в том, что органы чувств направлены исключительно на объекты внешнего мира, с их помощью нельзя постигнуть бытие. «Только когда чувственное восприятие закончилось, может быть достигнута трансцендентальная область бытия. До тех пор пока мы воспринимаем посредством наших органов чувств, мы находимся в области относительного», — говорит Махариши. Он предлагает решать эту проблему с помощью мантры. Мантра — это специальный звук или набор звуков, освобождающий ум от тревог. Каждому из своих учеников Махариши (а впоследствии и учителя, подготовленные по его методике) подбирал особую мантру, которая помогала войти в нужное состояние. Мантры, которые Махариши давал своим ученикам, были строго индивидуальны и не подлежали разглашению. Делалось это не только потому, что секреты древнего мистического знания должны передаваться лишь от учителя к ученику. Махариши считал, что если человеку без предварительного обучения просто будет показано, как медитировать, он вряд ли достигнет значительных результатов и, скорее всего, решит, что медитация не для него.

Махариша Махеш предложил своим ученикам упрощенную форму мантра-йоги, которую нужно медитировать дважды в день по двадцать минут и с помощью которой, не отказываясь от привычного образа жизни, можно радикально изменить к лучшему свое существование, а при массовом использовании ТМ - коренным образом улучшить жизнь всего человечества. Специфика ТМ как модернистского варианта неоиндуизма заключалась в доминировании культовой практики, в миссионерской активности и уповании на реализацию глобальных социальных утопий. Хотя в самой Индии ТМ не получила заметного распространения, в западных странах она приобрела миллионы приверженцев. Основная причина ее популярности заключается в том, что приобщение к ТМ было упрощено до предела и сводилось к уплате небольшой суммы денег, прослушиванию короткой лекции и получению «секретной» односложной мантры, выбранной с учетом возраста и профессии неофита. Считается, что ТМ настраивает человека в резонанс с вселенской гармонией и автоматически ведет к счастью. При этом нет необходимости придерживаться требований традиционного религиозного аскетизма и обуздывать желания.

Распространение ТМ в западных странах стимулировалось вниманием к «научной» стороне этого медитационного движения, в результате чего было создано несколько Университетов Махариши, занимающихся также подготовкой инструкторов-миссионеров, и проведены экспериментальные исследования, констатировавшие наличие у медитационной практики.

Церковь Сайентологии (Международная Сайентологическая Церковь). Штаб-квартира находится в Лос-Анджелесе (США). Основатель Церкви - американец Лафайет Рональд Хаббард - зарегистрировал ее в 1954 г. в Калифорнии. В настоящее время Церковь существует в 107 странах мира, объединяя 2318 общин и миссий, располагает 13 тысячами штатных сотрудников. В России первая церковь зарегистрирована 25 января 1994 г. Кроме того, в некоторых городах России созданы колледжи Л.Рона Хаббарда, работающие на коммерческой основе.

Эта организация называет себя церковью, уточняя, что она является «прикладной религиозной философией». «Сайентология» означает «изучение знания», «знание о знании» или «обращенная внутрь мысль». В более широком смысле сайентологию ее приверженцы определяют как изучение и решение проблем духа и душевного здоровья.

Основы вероучения сайентологии изложены в работах Л.Рона Хабарда «Дианетика: современная наука душевного здоровья»,

«Динамика жизни», «Наука выживания» и многих других. Дианетика (букв, посредством души) - технология, вскрывающая причины нежелательных ощущений и эмоций, несчастных случаев, ранений и психосоматических болезней, а также предлагающая эффективное решение этих проблем. Процедура, применяемая в центрах дианетики, содержит в себе элементы внушения: человеку даются команды, в том числе и та, что он не будет подвергнут внушению; ему дается установка на определенные кодовые слова, он закрывает глаза и по команде «отправляется» в прошлое. В конце сеанса его «возвращают», дают кодовую команду на отмену внушений, восстанавливая полное сознание путем счета до пяти и щелчка пальцами. Такие процедуры растягиваются на много сеансов и стоят достаточно дорого.

Основное таинство в сайентологии - «одитинг» (букв, «выслушивание»), состоящее из ряда религиозных ритуалов, обращенных к тетану (дух, духовное существо). Целью одитинга является снятие с тетана болезненного прошлого опыта и ориентация его как духовного существа. В результате одитинга якобы усиливаются духовное прозрение человека и его способности. В конечном счете, человек осознает себя духовной личностью и приобретает уверенность в бессмертии, освободившись от нежелательных барьеров и грузов, которые мешают в использовании своих врожденных способностей и в достижении счастья и бессмертия.

В отличие от религий, которых, прежде всего, интересует духовная жизнь человека, а потом уже следуют правила жизни и поведения, сайентология провозглашает, прежде всего, совершенствование поведения, и только те, кто прошел тщательный отбор, получают доступ в систему.

Эта находка не лишена тонкости: легко вербовать прохожих, преимущественно праздных, давая заполнить анкету, анализирующую их поведение. Неизбежно появляется что-нибудь неладное: каждый человек немного депрессивен, неуравновешен или несчастен.

Он может заплатить любые деньги для улучщения своего душевного здоровья.

Сайентология заявляет, что у нее есть верное научное средство для каждого случая, вызывающего озабоченность. Человек, поддавшийся этому искушению, представляет интерес для организации: он может покупать билеты на сеансы слушания и очищения и обширную сайентологическую литературу. Если заинтересованный человек отчаянно ищет решение своих проблем, он ощущает живое участие этих самоуверенных людей, которые используют такую наукообразную лексику, что ее трудно понять.

За всем этим нет никакого духовного содержания, а скорее коммерческий расчет.

Все многообразие новых культов и движений можно условно разделить на несколько групп. Авторы учебника «Основы религиоведения» под редакцией И.Н.Яблокова (Москва, 2001г.) выделяют

5 таких групп:

1. Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Трансцендентальная медитация» и др.

Неоориенталистские культы ведут родословную с Востока, чаще всего, модернизируя различные варианты индуизма, буддизма. Неоиндуистские и необуддийские учения предлагают мистический путь освобождения (мокша) - пробуждение в человеке имманентного божественного начала. Все существующее иллюзорно, за ним скрыта истинная божественная природа, которая гармонична и справедлива. Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации, слиться с этой подлинной природой. Процесс медитации (размышление, созерцание, внутреннее сосредоточение, отрешение от окружающей природы) включает произнесение мантр - специальных слов или сочетаний звуков, которым придается мистический смысл. Вероучительные особенности отходят на задний план, на передний план выступает следование истинному пути.

2. Неохристианские объединения - это «Церковь объединения», «Семья Детей Бога» и др. Для этих культов характерен синкретизм христианской религии с элементами восточных религий, мессианство, наделение руководителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение, высшие нравственные предписания.

3. Сайентологическое направление образуют «Церковь сайентологии», «космические религии» и пр. В этих культах превозносится научность своих учений, мистическое значение воздействия неких неизвестных и таинственных высших реальностей и фактов на человека.

4. Новая магия, спиритизм. Наряду с сохранившимися традиционными колдунами, шаманами, гадателями все больший авторитет получают новые магические учения и институты, соединяющие воззрения и практики восточных и западных, древних и современных традиций, а также спонтанное творчество новых колдунов, гадателей. К таким течениям можно отнести, например, учение Карлоса Кастанеды, основанное на мифологии мексиканских индейцев. Значительное распространение получили спиритические движения, начавшиеся еще в прошлом веке в Европе и Северной Америке, практикующие общение с душами умерших.

5. «Сатанинские» группы». Сатанинские культы возвеличивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла - демонами, сатаной и др. «Общество Сатаны», например, провозглашает себя сознательным носителем зла и антиподом христианства.

Между этими группами культов не четких границ, деление весьма условно. Но что важно иметь в виду, что в целом это синкретичные, эклектичные культы. Обращает на себя внимание экстравагантность внешнего вида и культовой практики последователей многих «религий XX века», в них на первый план выдвигается эмоционально-психологическая сторона культа.

Социально-демографический состав неокультов достаточно однороден, как об этом свидетельствуют разные материалы (периодической печати, следственных органов и др.). В них преобладает учащаяся молодежь (от 14 до 25 лет), а также часть служащих, специалистов, инженеров, научно-технической интеллигенции, экономистов и др., по разным причинам ищущих выход из духовно-мировоззренческого тупика в различных вариантах богоискательства. Как видно, в неокультах преобладает образованная часть общества продуктивного возраста. Это - не случайный факт, а следствие реанимации религии как духовно-нравственного ориентира.

Формы проявления религиозности, облик верующего определяются многими факторами и не в последнюю очередь неокультом, его содержанием, характером «вживания» в общественную и личную жизнь человека. Поэтому существенное значение имеет выяснение характеристик неокультов. При всем разнообразии они имеют много сходных черт, что существенно отличает их от традиционных религий и определяет формы проявления религиозности.

Каковы эти общие черты?

1. Если религии сохраняют приверженность своей традиции в догматике и обрядовой практике, то современные неокульты не имеют такой традиции. Характер, содержание этих учений зависят от личности создателя нового культа, его фантазии, прагматических установок и уровня образованности.

2. Для большинства неокультов характерна практика поклонения живому богу, т.е. создателю «новой религии». Причем типичным является самообожествление, провозглашение себя то Вторым Христом (Сан Мун, Сан-солнце), то Матерью Божьей, Марией Дэви (М. Цвигун), то посредниками, передающими людям любовь, волю и слово божественной истины и т.п.

3. Активное миссионерство - главная и типичная черта всей неоконфессиальной религиозности. Миссионерством занимается не только руководство неокультов, но оно вменяется в обязанность и своим последователям. В каждом культе разработана и функционирует система привлечения, представляющая собой тонкий механизм психологической обработки (внимательность, любезность, услужливость, обещания), красочно оформленную рекламу, бесплатную раздачу специальной литературы и многое другое.

4. Содержание учений неокультов претендует на обладание абсолютной истиной в познании мира, человека и путей разрешения всех проблем бытия и главной из них - обретения бессмертия (спасение через служение божеству, обретение божественной сущности, перевоплощение души и т.п.). Своеобразие современных «новых культов» состоит в том, что они не имеют своего «лица», это - псевдорелигиозное творчество, «синкретический суррогат» из разных религий с характерной псевдонаучной терминалогией и враждебной направленностью в отношении к знанию и просвещению, науке, прогрессу.

5. Учения и обрядовую практику неокультов пронизывает мистика; именно мистическое, таинственное, чудесное привлекает к новой религиозности молодежь в первую очередь.

6. Все неокульты роднит продуманная агрессивно-эффективная система воздействия на человека с момента «приглашения», систематической обработки уже приобщенного к новой духовности до окончательного превращения в «просветленных».

В отличие от многообразия форм проявления религиозности в христианских конфессиях для неокультов характерно единообразие. Если христианству свобода воли человека позволяет самому решать, как верить, то адепты неокультов лишены такого права выбора. Поэтому неокульты формируют и поставляют один тип верующих, который можно было бы сравнить с типом фанатиков в христианстве (вера сильная, но слепая). Но и это сравнение поверхностное. В действительности это новый, особый тип верующего. Культист - это верующий, лишенный собственных убеждений и воли. Он целенаправленно создается, формируется, «лепится» всей системой культовой практики с учетом физиологической и психологической природы человека.

Для этого типа верующего характерны: 1) единомыслие, безоговорочное принятие доктрины; 2) слепое почитание Бога, служение ему; фанатичная преданность учителю, гуру, наставнику, лидеру-посреднику, «посланнику» божества; 3) безусловное выполнение требований-предписаний культа. В результате для верующего это означает потерю себя как личности, отказ от личной жизни.

Особую тревогу общественности республики вызывает широкое распространение за эти годы так называемых «тоталитарных сект», «деструктивных» культов. Деструктивные культы (секты) - термин, под которым подразумевают любую авторитарную иерархическую организацию (религиозную, политическую, психотерапевтическую, образовательную или коммерческую), практикующую обманную вербовку и прибегающую к использованию контроля сознания для сохранения своих последователей зависимыми и покорными доктрине и лидерам, которые, пользуясь психологической духовной неосведомленностью и неопытностью многих людей, целенаправленно (стремясь к незаконному обогащению и незаконной власти) их обманывают и привязывают к себе, всячески сохраняя и усиливая состояние невежественности, неинформированности и формируя неестественное, противозаконное состояние зависимости у самих адептов.

Некоторые авторы в деятельности так называемых тоталитарных сект видят угрозу обществу, социокультурной, информационной, политической и управленческой безопасности, а также безопасности светской системе образования.

Деструктивный религиозный культ - иерархическая организация, лидеры которой, используя методы скрытого и явного психологического и физического воздействия, внедряют в сознание определенные религиозные представления и добиваются трансформации психики своих членов, на основе чего устанавливают контроль за их сознанием, поведением и образом жизни, что позволяет лидерам держать членов организации в состоянии зависимости и использовать их в своих корыстных целях.

В этом определении основные признаки деструктивной организации логически взаимосвязаны, вытекают один из другого. В определении как бы «свернута» логика деятельности организации. Иерархичность организации, ее пирамидальное строение подчеркивают железную дисциплину и субординацию в организации. Лидеры организации - это, как правило, люди, владеющие разнообразными методами воздействия на психику (гипноз, внушение и т.п.), хорошо знают психологию. Это позволяет им добиваться у своих членов измененного состояния сознания и в этом состоянии перепрограммировать их психику. Без этого они не смогут установить контроль над их сознанием и поведением. А, установив контроль, они ставят адептов в состояние зависимости, манипулируя ими и используя по своему усмотрению. Развертывая это определение, можно подробнее проанализировать стадии, формы и методы деятельности тоталитарной секты. При этом мы не ставим своей целью подробно описать методы деятельности каждой конкретной тоталитарной секты. Гораздо важнее выявить общую суть тоталитарных организаций, дать перечень приемов и методов их деятельности.

Технологию деятельности секты можно условно разбить на несколько стадий, на каждой из которых используются свои формы и методы работы. Подчеркнем, что описанные нами ниже стадии, формы и методы не обязательно используются в полном ассортименте и в строгой последовательности каждой отдельной тоталитарной организацией. В реальной практике используются те или иные методы и формы, поскольку секты все же различаются между собой. Но выделенные нами характеристики, признаки составляют сущность их деятельности, тогда как конкретные проявления, конечно, могут варьироваться.

Первую стадию можно назвать стадией внешней (завлекающей) деятельности или внешней вербовки. Вторая стадия - стадия внутренней деятельности с новичками уже внутри секты. На этой стадии, образно говоря, идет обработка «клюнувших». Самая серьезная и опасная — третья стадия, на которой происходит изменение сознания, установление и закрепление контроля над личностью, в результате чего происходит установление зависимости (физической, психологической).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...