Элементы и структура религии.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Предмет курса «ИР и ее место в современном мире». Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её строение и различные компоненты, её многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры. «Предмет религиоведения суть систематическое исследование религии как части человеческой культуры и историческое исследование религий в прошлом и настоящем.» Объектом религиоведения является религия, однако по поводу предмета существуют разные точки зрения. Религию изучают также история, философия, социология, психология, культурология, этнография, экология, география и другие науки. Религиоведение отличается от них тем, что исследует религию в соответствии с наработанными в своей истории методами, подходами и установками. Так, в мировом научном сообществе религиоведение уже более сотни лет считается целостной наукой, тогда как в современной России до сих пор его относят к области философских наук.
Основные типы определения религии. Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Другие определения религии: - одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. - организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть деятельность воли, направленная к этим силам.
Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт и связана с отношением к непознаваемым и нематериальным сущностям. Типы определений Теологические (конфессиональные) интерпре- Христианство: религия - результат взаимосвязи между Богом и человеком. Термин "религия" применяется для обозначения воззрения, основанного на вере в то, что сверхъестественные силы существуют По мнению К. Маркса, "...религия есть самосознание и самочув- Биологические: ищут основу Психологические объяснения выводят религию из индивидуальной религии в эмоциональной сфере. и образуемой комбинацией материальных и духовных потребностей,
Элементы и структура религии. Элементы и структура: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации. Религиозное сознание – это сознание верующего человека. Не всякая вера есть вера религиозная. Вера – это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в истинности какой-либо идеи. Религиозная вера – это вера: а) в существование элементов, сил, свойств, связей, выходящих за пределы действительности; б) в возможность общения с ними, воздействия на них. Религиозные чувства – это эмоциональное отношение верующих к признаваемым ими объективными существам, к священным вещам, персонам, действиям, друг к другу. Религиозное сознание имеет два уровня – обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, настроений, привычек и традиций. Оно выступает не как нечто цельное, систематизированное, а в фрагментарном виде разрозненных представлений, взглядов. На этом уровне главную роль играют эмоции – чувства и настроения, наглядно образные формы сознания. Религиозное сознание на концептуальном уровне – это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументации, концепции; догматы веры (догмат –утверждение высшим религиозным институтом положения вероучения в качестве непреложно истинного), как правило оформленные в канон, (свод религиозных положений). В состав канона входит: а) более или менее упорядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке; б) ритуальные предписания. Религиозный опыт - медитация, экстаз, мистические видения, созерцание Бога и т.п. Религиозная деятельность. Существуют два вида – внекультовая и культовая. Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах. Духовная сфера – это разработка религиозных концепций, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений и т.д. Разновидностями практической внекультовой деятельности являются производство средств религиозного культа, миссионерство, преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях, пропаганда религиозных взглядов.
Религиозный культ – это совокупность религиозных действий, определяемых каноном и направленных на служение Богу (богам). Он является важнейшим видом религиозной деятельности. Предметом культа становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа выступали материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и пр., или Бог, боги, другие высшие существа. Разновидностями культа являются ритуальные пляски вокруг изображения животных – предметов охоты, заклинания духов (на ранних стадиях развития религии), богослужения, проповедь, молитва, религиозные праздники, паломничества (в развитых религиях). Субъектом культа может быть религиозная группа или отдельный человек. Религиозная группа неоднородна: в ней можно выделить непосредственных служителей культа (священников, пасторов, шаманов и т.д.) и большую часть лиц, которые действуют как соучастники и исполнители. К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектуру, живопись, скульптуру, музыку), различные культовые предметы (облачения, утварь). Религиозная организация, конфессия – религиозная общность последователей одного вероисповедания. Внутри конфессии, как правило, можно выделить институт духовенства (непосредственных служителей культа) и мирян. Конфессия со всеми организационными элементами представляет собой религиозное, культовое объединение. Типология религиозных конфессий: церковь, секта, деноминация. Церковь – сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, традицией. Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Промежуточное положение между церковью и сектой занимают так называемые деноминации.
Функции и роль религии. Функции – это способы действия религии в обществе, роль – суммарный результат, последствия выполнения ею функций. Основные функции:
Мировоззренческая функция религии состоит в реализации определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. Религиозное мировоззрение задает предельные критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Религия также обеспечивает общение, осуществляя тем самым коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и в отношениях. Оно включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Регулятивная функция религии состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, обычаев, традиций, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля, поощрений и наказаний. Культуротранслирующая функция религии состоит в осуществлении в рамках традиции передачи накопленного культурного наследия от поколения к поколению. Религия как часть культуры способствует развитию определенных ее слоев – письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры. Легитимирующая функция религии означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм. Религия выдвигает высшее требование –максиму, в соответствии с которой дается оценка практически всех явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер. Роль: 1. Роль религии очень велика в экономике, политике, межнациональных отношениях, семье. Религия санкционирует стиль жизни, мысли и действия, придает им ореол святости или объявляет их нечестивыми. Происходит наложение религиозных отношений на другие общественные отношения. 2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется вместе с изменением общественного сознания. Влияние религии может возрастать или уменьшаться вследствие самых различных процессов внутри общества: политических, идеологических и пр., меняющихся культурных ситуаций. 3. Роль религий далеко не всегда общечеловеческая. В религиях представлены самые различные культуры. В религиях переплетаются компоненты общечеловеческие, формационные, этнические, глобальные и локальные.
Происхождение религии. 2 подхода: религиоведческий (научный) и богословский (религиозный). С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период приводили Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, философы Р.Декарт, Г.Лейбниц и др. В рамках научного религиоведческого подхода существует много концепций происхождения религии. Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих последователей систему норм, которая определяет моральные позиции по отношению к миру. К.Маркс и Ф.Энгельс выводят религию из отношений реальной жизни, считая ее основой бессилие перед могуществом Природы: «… всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Образы, в которых отражались таинственные силы природы, преображаются в образы богов и приобретают реалии общественной жизни. Выживание древних человеческих общностей было невозможно без общественно целесообразного поведения их членов. Оно возможно, если его мотивы выходят за рамки потребностей человека, но связываются с интересами всего общества. Так возникают идеалы и ценности, которые заполняют разрывы в сознании человека: другая «высшая» реальность, Абсолют, бессмертие, особые вечные ценности, превосходящие интересы индивида.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|