Исторические типы религий.
Родоплеменные религии сложились в условиях первобытно-общинного строя. Важное место в таких религиях занимает культ предков, основанный на генетическом единстве и кровно-родственных связях. Для языческих религий характерен культ племенного вождя и система возрастных инициаций. Широко распространяются фетишистские, тотемистические, магические, анимистические верования. Племенные боги выражали сплоченность людей внутри конкретной группы и отгораживание групп друг от друга. В настоящее время родо-племенные религии распространены у народов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Малайзии, Австралии и Океании, у индейцев Северной и Южной Америки. Народностно-национальные религии развивались в период становления классового общества. Носителями являются в основном представители соответствующего этноса. Этим религиям свойственно законничество – детальная ритуализация обыденного поведения людей в его традиционных формах (вплоть до регламентации приема пищи, соблюдения гигиенических правил, бытовых традиций и т.д.), специфическая обрядность, строгая система религиозных предписаний и запретов, отчуждение и отделение от других этно-религиозных общностей. Из ныне существующих религий к этому типу относятся иудаизм (Талмуд), индуизм (законы Ману), конфуцианство, сикхизм, синтоизм и др. Можно выделить национальные религии двух типов. Религии первого типа рассматривают национальную принадлежность и сопутствующую ей социальную организацию как существенный или даже определяющий аспект своей конфессии. К этим религиям относятся иудаизм, индуизм и синтоизм. Национальные религии второго типа не связаны с национальной принадлежностью и социальными институтами общества и теоретически могли бы стать мировыми. Этому помешали историческая обстановка, отсутствие миссионерской деятельности, конкуренция со стороны мировой религии.
К ним можно отнести конфуцианство, даосизм, джайнизм, зороастризм и манихейство. Мировые религии – буддизм, христианство, ислам. Появились в эпохи перехода от одного типа общественных отношений к другим. Мировым религиям свойственны миссионерство и проповедническая активность. В этих религиях проповедуется идея равенства людей по каким-либо признакам. Например, в православии под ближним понимается любой человек, независимо от его веры, национальности, пола, профессии и любых иных признаков. В исламе под ближним понимается любой другой мусульманин. В иудаизме под ближним понимается иудей и еврей.
Первобытные верования и их реликты в современных религиях. Образованию религии предшествовало формирование верований и ритуалов в рамках мифологии. Тотемизм – вера в родственную связь между племенем и определенным животным, растением или явлением природы. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей – своих родственников – от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считалось только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было их изображения, а позже тотем мог изображаться символом, словом или звуком. Выбор тотемов часто связан с физико-географическим характером местности. Тотем не обожествляется, люди просто верят в своё родство и ним. Тотемизм – это религия раннеродового общества, где кровнородственные связи являются самыми важными. Подобные связи человек усматривает и в окружающем мире, наделяет всю природу родственными отношениями. Животные и растения, составляющие основу жизни охотника и собирателя, становятся предметом его религиозных чувств. Был особенно широко распространен в Австралии, Центральной и Южной Америке.
Фетишизм – почитание материальных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами. Фетишем мог стать любой предмет: камень необычной формы, кусок дерева, части тела животных. Позднее появились изготовленные из камня, дерева, металла фигурки. До наших дней дошло множество фетишей амулетов-оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был оберегать своего владельца. Фетишем иногда становилось часть чего-то большого: например, камень с почитаемой горы, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного. Фетиш мог быть рисунком или татуировкой на теле. Особенно - в Африке. Культ предков. Часто встречается культ всеобщей Матери (у Маори, эвенков, в Индии, в Африке, в языческой Руси). Богиня-Мать правит всеми природными процессами. Она всеобщая прародительница. Из её лона вышли растения, животные, люди. Поэтому в мышлении первобытного человека живёт чувство родства, которое связывает все живые существа. Зоолатрия – культ животных. Формы: прямое поклонение животным, страх перед ними, вера в оборотней, посвящение животных божествам, вера в их особую связь с миром духов и богов. Анимизм - вера в существование души и духов. Аниматизм - вера во всеобщую одушевлённость природы. Поклонение духам сущ. до сих пор, например, в Центральной Индии. Была распространена вера в магию, которая через определенные действия и заклинания должна была повлиять на человека или природные явления. Народностно-национальные религии и их особенности. Народностно-национальные религии развивались в период становления классового общества. Носителями являются в основном представители соответствующего этноса. Этим религиям свойственно законничество – детальная ритуализация обыденного поведения людей в его традиционных формах (вплоть до регламентации приема пищи, соблюдения гигиенических правил, бытовых традиций и т.д.), специфическая обрядность, строгая система религиозных предписаний и запретов, отчуждение и отделение от других этно-религиозных общностей. К ним относятся иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, сикхизм, синтоизм и др.
Можно выделить национальные религии двух типов: Религии первого типа рассматривают национальную принадлежность и сопутствующую ей социальную организацию как существенный или даже определяющий аспект своей конфессии. К этим религиям относятся иудаизм, индуизм и синтоизм. Национальные религии второго типа не связаны с национальной принадлежностью и социальными институтами общества и теоретически могли бы стать мировыми. Этому помешали историческая обстановка, отсутствие миссионерской деятельности, конкуренция со стороны мировой религии. К ним можно отнести конфуцианство, даосизм, джайнизм, зороастризм и манихейство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|