Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Формы и методы влияния финансов на развитие Чукотского АО

 

Важнейшим звеном финансовой системы Чукотского АО является региональный бюджет. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования, т.е. региональный бюджет - главный инструмент государства в проведении экономической и социальной политики.

Основными факторами, влияющими на социально-экономическое развитие региона можно назвать: налоговую политику, проводимую на региональном уровне, осуществление целевых программ направленных на социальную сферу, в том числе дотации от федерального бюджета, а также кредитную политику Чукотского АО. Исходя из этого, рассмотрим особенности воздействия каждого из этих факторов на развитие региона.

Особенности формирования доходов бюджета Чукотского АО.

Налоговые поступления

 

Формирование доходной базы окружного бюджета осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Чукотского автономного округа, основных направлений налоговой и бюджетной политики и оценки поступлений доходов в окружной бюджет в предыдущем году.

Показатели финансового баланса представляют собой средства предприятий (сальдированная прибыль по всем предприятиям округа и амортизационные отчисления), бюджетные средства (налоговые, неналоговые и прочие доходы), средства единого социального налога, поступающего в доходы внебюджетных фондов. В доходную часть также включается сальдо финансовых потоков, отражающих взаимоотношения округа с федеральным уровнем власти. Данные финансового баланса показаны в Приложении 1.

Структура доходов бюджета Чукотского АО и её динамика представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 [5]

Структура доходов консолидированного бюджета Чукотского АО (%)

Показатели План 2005 г. Проект 2006 г. Отклонение
Налог на прибыль организаций 51,6 58,4 6,8
Налог на доходы физических лиц 9,7 13,5 3,8
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации   0,7   1,0   0,3
Налоги на совокупный доход 0,4 0,4  
Налоги на имущество 1,6 3,5 1,9
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами   1,8   1,7   -0,1
Государственная пошлина 0,1 0,1  
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам   1,1   0,1   -1,0
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности   0,4   0,4  
Платежи при пользовании природными ресурсами 0,1 0,1  
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства   0,002   0,001   -0,001
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов   0,05   0,1   0,05
Административные платежи и сборы 0,01 - -0,01
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 0,4 0,3 -0,1
Прочие неналоговые доходы 0,03 0,08 0,05
Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет     0,5     -     -0,5
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кроме бюджетов государственных внебюджетных фондов     16,6     19,3     2,7
Прочие безвозмездные поступления 14,9 1,0 -13,9
Всего доходов 100,0 100,0 100,0

 

По итогам 2004 года наибольший удельный вес в доходных поступлениях составила прибыль рентабельных предприятий – 94,1% [5]. Размер прибыли в 54,4 млрд. руб. превысил аналогичный показатель 2003 года в 2 раза, что связано с привлечением на территорию округа крупных, стабильно работающих, прибыльных предприятий [5]. В 2005 году прибыль по отношению к уровню 2004 года снизилась на 21%, что обусловлено уменьшением количества крупных налогоплательщиков (главным образом, перерегистрация в другом регионе крупных предприятий «Славнефть» и «Русская фольга»), данная динамика снижения прибыли сохранится и в 2006 году, вместе с тем ее доля в объеме доходов останется одной из самых высоких – 93,6% [5]. Динамика налоговых поступлений, прослеживаемая на основании данных табл. 1, связана со следующими изменениями: изменение количества налогоплательщиков, изменение федерального законодательства, а также изменение пропорций распределения налоговых доходов в федеральный и окружной бюджеты.

На федеральном уровне реформирование налоговой системы в 2006 году и среднесрочной перспективе будет способствовать ускорению роста экономики и увеличению инвестиционной активности.

Рассмотрим следующие изменения налогового законодательства:

1. Введение «амортизационной премии» в виде отнесения на расходы и учета при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10 % стоимости введенных в действие основных фондов; увеличение с 30 до 50 % [5] верхнего предела для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль в следующем году на сумму убытков, полученных организациями в предыдущие годы. Это изменение дает возможность экономии по налогу на прибыль;

2. Индексация специфических ставок акцизов на 9 %, отмена налогового режима акцизного склада в отношении алкогольной продукции с долей этилового спирта от 9 до 25 % и свыше 25 % [5]. Это способствует сохранению относительного уровня налоговых поступлений от акцизов с учетом прогнозируемого на 2005 год уровня инфляции потребительских цен;

3. Отмена налога наследования или дарения;

4. Увеличение ставки налога на игорный бизнес по игровым автоматам в два раза позволит обеспечить дополнительные доходы бюджета;

5. Изменение нормативов отчислений в окружной бюджет и местные бюджеты по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций;

6. Внесение поправок в действующие специальные режимы налогообложения малого бизнеса. Изменениями предусмотрено, что при определении видов деятельности по ЕНВД субъекты Федерации могут выбрать бытовые услуги, классифицируемые согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, на которые распространяется данный налоговый режим;

7. Изменение нормативов отчислений в окружной бюджет и местные бюджеты по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций в связи с вступлением в силу с 1 января 2006 года проекта закона Чукотского автономного округа о единых для всех нормативах отчислений налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Если в 2005 году налог на прибыль организаций, на имущество организаций, на доходы физических лиц по всем муниципальным районам (кроме г. Анадырь) зачислялся в местные бюджеты в размере 100 %, а по г. Анадырь соответственно 4,4 %, 50 %, 22,3 %, то в 2006 году по всем муниципальным районам и городскому округу не устанавливаются нормативы отчислений по налогу на прибыль организаций, по налогу на имущество организаций [5]; по налогу на доходы физических лиц к обязательным нормативам, в размерах 20 % (для муниципальных районов) и 10 % (для поселений) устанавливаются дополнительные отчисления по нормативам в размерах 34 % (для муниципальных районов) и 22 % (для поселений) [5].

В 2006 году объем налоговых доходов, собираемых на территории округа во все уровни бюджетной системы прогнозируется в размере 13,6 млрд. руб., что на 2,2 млрд. руб. меньше по сравнению с 2005 годом [5]. Данное снижение в основном обусловлено ожидаемым значительным уменьшением объема поступлений налога на прибыль в связи с федеральным законодательством – на 21%, налога на имущество – на 10%; налогов, сборов и регулярных платежей на пользование природными ресурсами в связи с бюджетным законодательством на 47% [5].

Указанные тенденции снижения налоговых поступлений частично компенсируются некоторыми положительными тенденциями в динамике поступления других налоговых доходов:

- прогноз поступлений налога на доходы физических лиц основан на прогнозируемом фонде оплаты труда при ставке налога в размере 13%. Поступление налога в 2006 году прогнозируется в сумме 1,4 млрд. руб., что на 13,6% больше чем в 2005 году [5]. По сравнению с 2005 годом фонд оплаты труда, подлежащий налогообложению в 2006 году, увеличен с учетом индексации с 1 января 2006 года в 1,1 раза заработной платы государственных служащих, с 1 мая 2006 года – в 1,375 раза заработной платы работников бюджетных учреждений [5];

- увеличение предполагаемых объемов добычи полезных ископаемых, учитывая прогнозируемый уровень цен на них, позволяет прогнозировать в 2006 году поступление налога на добычу полезных ископаемых в объеме 155,5 млн. руб., что на 21,9% больше чем в 2005 году [5].

Объем налоговых поступлений, передаваемых на федеральный уровень власти, по отношению к 2005 году уменьшится на 36%, что обусловлено прогнозируемым уменьшением поступления налога на прибыль [5].


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...