Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ситуация 1. «Испорченная картина»

Пояснительная записка

О нравственности можно говорить только тогда, когда человек нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения, когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

На основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана образовательного учреждения составлен сборник педагогических ситуаций, направленный на формирование этического поведения младших школьников.

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Учителя остаются один на один с чудовищами XXI века: развратом, жестокостью, культом разрушительной силы. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения.

Продолжают нарастать и негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи. Благодаря работе с этическим поведение будут развиваться следующие ценностные ориентиры: эмоциональное отношение к доброте, злости, доброжелательность, конфликтность, вежливость.

Этическое поведение –  составная часть нравственного воспитания детей, состоящая в воспитании культуры поведения дома, в школе, в общественных местах, на улице. Этическое воспитание включает в себя: изучение норм нравственности как опоры правил поведения, формирование понятий о правилах поведения в различных условиях, выработка навыков и умений нравственно-этических качеств личности. Проводя этическое воспитание, педагоги учат детей, как вести себя в самых различных условиях.

Исходя из данного понятия выделяют уровни этического поведения:

1. Уровень дезадаптации;

2. Уровень идентфикации;

3. Уровень индивидуализации;

4. Уровень социализации;

5. Уровень интеграции.

Сборник заданий – это издание, содержащее различные произведения одного или нескольких авторов, а так же различные материалы.

Данное пособие адресовано учителям начальных классов. Данные педагогические ситуации в зависимости от целей воспитания  учитель может использовать как на уроке так и вне урока.

Цель: подборка и систематизация педагогических ситуаций, направленных на формирование этического воспитания  младшего школьника.

Данный сборник состоит из 3 разделов, которые можно использовать в любом порядке:

1 раздел «Педагогические ситуации на уроке», в котором 15 педагогических ситуаций. Задания могут выполняться не по порядку.

 2 раздел «Педагогические ситуации вне урока», в котором 15 педагогических ситуаций. Задания могут выполняться не по порядку.

3 раздел «Педагогические ситуации преднамеренно созданные», в котором 10 педагогических ситуаций. Данные педагогические ситуации могут выполняться как на уроке, так и вне урока. Задания могут выполняться не по порядку.

Всего в сборнике представлено …педагогических ситуаций.

Рекомендации по использованию: задания могут использоваться на уроках и вне урока. Они могут быть представлены на карточках. Обработку результатов осуществляет сам учитель.

Практическая значимость: студентам для формирования у младших школьников этического воспитания как во внеурочной деятельности, так и при проведении уроков. Учитель также использует материал для формирования этического поведения.

 

 

Раздел. «Педагогические ситуации на уроке»

Ситуация 1. «Испорченная картина»

Что за шум? Говорят сразу:

– Он нарисовал на картине...

– Он испортил ее!..

Да, теперь вижу: мальчик у доски, у картины, которую мы только что рассматривали на уроке. Он глядит снизу вверх, напряженно молчит. И резко, горячо выдыхает:

– Я...Я не хотел, я нечаянно...

Мальчик громко заплакал...

Вопросы:

· Зачем ты это сделал?

· Разве так можно портить картины?

· Будешь ли ты еще так поступать? Почему?

· Как нужно относиться к вещам?

Ситуация 2.

ТРУД

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж.

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь,

И каждый дом,

И каравай хлеба –

Все это сделано трудом,

А не свалилось с неба...

(В. Лившиц)

Вопросы:

· Почему на руки людей надо смотреть с уважением и надеждой?

· Можно ли оправдать тех людей, которые ломают, портят то, что упорным трудом создали другие?

· Как вы думаете, о чем думает тот, кто не бережет ни свое, ни чужое добро?

Ситуация 3.

ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ

Старый Мазай разболтался в сарае:

«В нашем болотистом низменном крае

Впятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями ее не ловили,

Кабы силками ее не давили.

Зайцы вот тоже, – их жалко до слез!

Только весенние воды нахлынут,

И без того они сотнями гинут,

Нет! еще мало! бегут мужики,

Ловят, и топят, и бьют их баграми.

Где у них совесть?.. Я раз за дровами

В лодке поехал – их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет, –

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собралися гурьбой.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, – ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой...

(Н. Некрасов)

Вопросы:

· Почему дедушке Мазаю «жалко до слез» зайцев?

· Как он относится к окружающей его природе?

Ситуация 4.

ПРО ТОРОПЛИВУЮ КУНИЦУ И ТЕРПЕЛИВУЮ СИНИЦУ

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Весь шелк искромсала-изрезала в лоскутки. И не то что сарафан – платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка не пропало даром.

Диву далась Куница. На фартук глядит – завидует:

– Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

– Бабушка меня шитью выучила.

– А как она учила тебя?

– Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

– Каких?

– Семь раз отмерь – один отрежь.

Вопросы:

· Почему у Синицы получился хороший фартук?

· Что означает пословица: «Семь раз отмерь – одни отрежь»?

Ситуация 5.

Учительница раздает детям буквари. Один ученик молча возвращает книгу учительнице. Учительница, показывая букварь детям, спрашивает:

– Почему Игорь вернул мне букварь?

– Он рваный.

– Что нужно сделать, чтобы букварь был приятен и им можно было опять пользоваться?

– Его надо отремонтировать и бережно с ним обращаться.

Вопросы:

· А кто думает по-другому?

· Кто посоветует Игорю, как надо было поступить?

Ситуация 10.

Несколько учеников играют на уроке в «Морской бой»...

Так как это сказано на весь класс, необходимо пожертвовать временем от урока. Думаю, дети будут ждать, как отреагирует учитель, на это оскорбление, унижение, ненужность этого предмета. Продолжать урок бессмысленно, так как без ответа такие высказывания оставлять нельзя, потому что ситуация на этом уроке будет только ухудшаться.

Начинаем так:

- Кто еще так думает?

Дети еще подняли руки.

- А хотите с вами договоримся, если я вам сейчас ДОКАЖУ, что этот предмет Вам необходим, пусть по этому предмету и нет вступительных экзаменов, но он дает нечто большее чем просто необходимость изучать те предметы, которые считаются обязательными. То я больше не увижу тех, кто играет в «Морской бой» и не опаздывает из столовой. Ну, как Вам договор? Слушаю Вас, согласны?

Ситуация 11.

Несколько учеников опоздали на урок на 15 минут.

Педагог спрашивает: «Почему вы опаздываете?»

Обучающиеся (дожевывая на ходу булочки): «А мы в столовой были»

Вопросы:

· Не стыдно ли вам отнимать время от урока?

· Правильно ли вы поступили? Почему?

· Как нужно поступить в данной ситуации?

Ситуация 12.

Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?

Вопросы:

· Ты считаешь правильным ходить на уроки без тетради?

· Почему ты забыл тетрадь?

· Что следует делать, чтобы не забывать про тетради?

Ситуация 13.

Ученик пришел на урок и не поздоровавшись с учителем сел на свое место.

Вопросы:

· Ребята, правильно ли поступил ученик? Почему?

· Что нужно делать, когда приходишь в класс?

· Для чего мы это делаем?

Ситуация 14.

На уроке литературного чтения дети изучают произведение Ш. Перро «Кот в сапогах». После прочтения первой части произведения учитель вместе с детьми обсуждают.

Вопросы:

· Правильно ли, что младший сын недооценив своего кота? Почему?

· Какой вывод можно сделать?

· Нужно ли помогать своим товарищам, как это сделал кот? Почему?

Ситуация 15.

На уроке физкультуры дети выполняли прыжки в высоту. У одного ученика не получается выполнить это упражнение и поэтому другие  ребята засмеялись над ним. Ребенок обиделся и сел на скамейку.

Вопросы:

· Ребята, можно ли смяться над этим? Почему?

· Что следовало бы сделать в этой ситуации?

· Будете ли вы так поступать в будущем? Почему?

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...