Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел. «Педагогические ситуации вне урока»

Ситуация 1. «Это же нельзя!»

Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!» Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик перочинным ножом пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке. Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить. Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели. На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец. После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.  

Вопросы:

· Зачем ты резал перила?

· Тебе не жалко чужой труд?

· Как можно было бы поступить?

Ситуация 2. «Сломали»

Во дворе плачет семилетний Вадим.

 –Ты о чем?

Растирая руками слезы, он рассказывает, что дал поиграть машинку мальчикам, а они ее сломали... Мама не сможет купить другую, у нее нет денег...

Вопросы:

· Хорошо ли поступили мальчики? Почему?

· Ребята, разве можно ломать чужие игрушки?

· Можно ли помочь мальчику?

· Что посоветуем мальчикам и Вадиму?

Ситуация 3. «Мне не жалко»

В семье, где растет Таня, трое детей. Мать воспитывает их одна. Девочка аккуратно относится к своим вещам, учебникам, тетрадям... Однажды она увидела, как одноклассник Петя вырывал из тетради чистые листы и делал из них самолетики.
– Ты что делаешь? Зачем рвать тетрадь, ведь она денег стоит?!
– У меня их много... Мне не жалко... Захочу – отец завтра еще купит...

Вопросы:

· Разве можно рвать тетради, ведь на них тратит деньги твой отец, а не ты?

· Как нужно относиться к своим вещам?

· Как нужно относиться к чужим вещам?

· Зачем нужно так делать?

Ситуация 4. «Нужно экономить бумагу!»

Дети подклеивают книги: один нарезает полоски бумаги, двое приклеивают их к обложкам. Вова, примерив полоску к книге, обнаружил, что она длиннее, чем нужно. Мальчик небрежно бросает книгу и полоску Маше, нарезавшей ее.

– Что ты бросаешь книгу, порвешь ведь! – возмущенно говорит Маша.

– А кто так отрезает? Бумагу не экономишь, дай мне ножницы, я сам отрежу!

Вопросы:

· Вова, правильно ли ты поступил?

· Как нужно обращаться с книгами? Почему?

· Можно ли кричать на людей из-за ошибки? Разве ты никогда не ошибаешься?

· Как следовало бы поступить?

· Как нужно обращаться с книгами? Почему?

Ситуация 5.

На митинге 9 мая на почетном карауле возле памятника стояли 2 ученика 8 класса. Вдруг из толпы учеников выбегает ученик 2-3 класса, подбегает к караульным и начинает корчить рожицы.

Вопросы:

· Зачем ученик так поступил? Правильно ли он сделал?

· Как следует вести себя на таких мероприятиях?

· Что следует посоветовать этому ученику?

Ситуация 6.

Весь 3 класс идет в столовую и перед едой дружно моют руки. Один ученик, не помыв руки, бегом садится за стол. Учитель спрашивает:

- Петя, почему ты не помыл руки перед едой?

- А я  никогда не мою руки перед едой, - говорит Петя.

-Почему?- спрашивает учитель.

- А зачем? Они же все равно станут грязные, - сказал Петя.

Вопросы:

· Правильно ли поступил Петя? Почему?

· Зачем нужно мыть руки перед едой?

· Что нужно посоветовать Пете?

Ситуация 7.

Учитель, идя по коридору школы, заметил, как пара мальчишек из 3 класса отрывают у цветов листья, которые стоят на подоконнике.

Вопросы:

· Ребята, разве можно портить растения?

· Вы дома поступаете так же?

· Разве можно портить чужой труд?

· Как нужно относиться к красоте природы? Почему?

· Что можно посоветовать мальчикам?

Ситуация 8.

Утром, придя в школу, на пороге у входа учительница столкнулась со своими учениками Сашей и Димой. Дима, быстро поздоровавшись, проскользнул вперед учительницы в дверь. Саша же наоборот, открыл перед учительницей дверь, поздоровался и пропустил вперед.

Вопросы:

· Кто из мальчиков поступил правильно и почему?

· Что соблюдал Дима?

· Какие правила этикета вы еще знаете?

· Соблюдаете ли вы их?

· Что можно посоветовать мальчикам?

Ситуация 9.

Во время перемены урока  все дети играют в коридоре. Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к учителю и говорит, что Олег ее стукнул.

Вопросы:

· Правильно, ли поступила Вика? Почему?

· Как нужно поступить в этой ситуации?

· Какие правила поведения вы еще знаете?

Ситуация 10.

– Как не стыдно! – корит классный руководитель четвероклассника, которого девочка ударила книжкой и который хотел ответить ей тем же, – ты же мужчина! – Пусть сама не задевает, – бурчит в ответ «провинившийся». – Это же некрасиво – драться с девочкой. – А что она первая лезет... – Опять он свое! – сокрушается учитель – Она ударила, а я что... – А ты отойди, будь рыцарем! – Еще чего! – поднимает мальчишка удивленные глаза на учителя, – она дерется, а я что... – Да пойми ты, наконец! – возмущается учитель... Мальчик уходит из учительской, так и не став «рыцарем» и не поняв, за что его ругал классный руководитель. – Пусть сама не лезет, – говорит он, открывая дверь и вытирая рукавом слезы.

Вопросы:

· Почему мальчик так и не стал «рыцарем»?

· Правильно ли он поступил и почему?

· Что следовало бы сделать мальчику? Девочке?

· Как нужно вести себя по отношению к девочкам и мальчикам?

Ситуация 11.

Весь 3 класс собирается в поход на целый день. Всю дорогу девочки усердно несут свои тяжелые сумки, а мальчики весело бегут рядом, даже не пытаясь помочь девочкам.

Вопросы:

· Правильно ли поступают мальчики?

· Что следовало бы сделать мальчикам и девочкам?

· Как нужно себя вести в походе? Почему?

Ситуация 12.

На секции по баскетболу проходят соревнования. В мальчика, который не попал в кольцо, в следствии чего команда проиграла, начинают кидать мячом и смеяться.

Вопросы:

· Ребята, разве можно так поступать?

· Что надо сделать в этой ситуации?

· Что посоветуем эти мальчикам?

· Давайте назовем правила поведения с мячом?

Ситуация 13.

Однажды ребята 3 класса вместе со своей учительницей пошли на экскурсию в музей. Ребятам было очень интересно, и они внимательно слушали экскурсовода и смотрели экспонаты. Но пара мальчишек из их класса не стали слушать экскурсовода и бегали от одного экспоната к другому громко их обсуждая и смеясь.

Вопросы:

· Как поступили мальчики? Почему?

· Как нужно вести себя в музее? Почему?

· Какие правила поведения в общественных местах вы знаете?

· Что посоветуем мальчикам?

Ситуация 14.

Дети 2 класса вместе со своей учительницей садили цветы на пришкольном участке. Как только начали прорастать цветы, девочки очень обрадовались, а затем мальчики пришли и потоптали их.

Вопросы:

· Правильно ли поступили мальчики?

· Можно ли портить цветы?

· Как нужно относиться к природе?

· Что посоветуем мальчикам?

· Могут ли они помочь девочкам? Как?

Ситуация 15.

На кружке рисования детям нужно было нарисовать флаг России. Все ребята, которые ходят на кружок принялись за работу. Один из учеников нахмурившись сидел, не приступив к работе.

-Почему ты не приступил к работе?- спросил учитель.

-Потому что мне не нравится наша страна, я хочу нарисовать флаг другой страны, - ответил ученик.

Вопросы:

· Правильно ли, что ребенок не является патриотом своей страны? Почему?

· Что нужно сделать, чтобы этот ученик гордился своей страной?

· Что мы можем посоветовать этому ученику?

· Какие символы нашей страны вы знаете?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...