раздел «Педагогические ситуации преднамеренно созданные»
Ситуация 1. Учитель просит заранее подготовленных учеников к доске и просит каждую из пар сделать кормушки для птиц. Первая пара ребят с удовольствием начинают делать кормушку, а вторая пара учеников говорят: Вопросы: · Правильно, что ребята отказались делать кормушки? Почему? · Зачем нам нужно подкармливать птиц? · Что еще мы можем сделать для птиц кроме кормушек? Ситуация 2. Заранее подготовленные ребята читают произведение «Федорино горе». Затем вместе с классом проходит обсуждение. Вопросы: · Какой была Федора? · Что нужно делать, чтобы не быть ленивыми? · А вы любите трудиться? · Как вы трудитесь? Ситуация 3. Во время эстафеты на уроке физкультуры один из учеников проиграл, вследствии чего он обиженный садится на лавку и сидит там до конца урока. Учитель спрашивает: «Почему ты не продолжил играть с ребятами? - У меня не получается, я не буду заниматься спортом,- отвечает ученик. Вопросы: · Почему мальчик не хочет заниматься спортом? · А нужно ли заниматься спортом? Почему? · Что мы можем посоветовать мальчику, чтобы воспитать спортивный дух? Ситуация 4. Учитель на классном часу учитель спрашивает учеников, в какие года была Великая Отечественная Война. Большая часть класса поднимают руки и отвечают на вопрос, оставшиеся дети сидят не поднимая рук. Учитель спрашивает одного из них. - Вы разве не знаете, когда была война? -Нет, это было давно и мне это не интересно, - отвечает один из учеников. Вопросы: · Ребята, правильно ли, что мальчик не является патриотом страны? Почему? · Что можно сделать, чтобы развивать чувство патриотичности? · Что мы можем посоветовать мальчику? · Нужно ли любить свою страну? Почему?
· Зачем нам быть патриотами? Ситуация 5. Пара учеников читают выразительно часть произведения и обсуждают его. Посмотри-ка на свои руки, дружок... Погляди, дружок, на свои руки, погляди на них с уважением и надеждой. Ведь всё, что окружает тебя, всё, что построено, возведено, добыто на свете, – и стол, за которым ты сидишь, и парта в классе, где ты учишься, и окошко, через которое ты смотришь на белый свет, и крыша над твоей головой, и всё, во что ты одет-обут, и страница, на которой напечатаны эти слова, и хлеб, без которого ты дня не проживешь, – всё, решительно всё сделали человеческие руки. Они управляются пером и молотом. Они держат штурвалы кораблей и рулевые баранки автомашин, лопаты и микроскопы. Они способны бережно положить кусочек сахара в твою чашку чая и увесистый кирпич в фундамент нового дома, извлечь жемчужину из морских глубин и занозу из твоего пальца. И с погремушкой для малыша, и с винтовкой солдата умеют обращаться человеческие руки. Они могут метко забросить мяч в баскетбольную корзину и ракету на Луну. Вопросы: · О чем здесь говорится? · Важен ли труд для человека? Почему? · Нужно ли беречь труд других? · А вы любите трудиться? Как вы трудитесь? Ситуация 6. Ученик 4 класса грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и школьной администрации уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь класса, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго… Вопросы: · Правильно ли ведет себя ученик? Почему? · Почему, как вы думаете, он нарушает дисциплину снова? · Как нужно вести себя в школе? Почему? · Что нужно посоветовать мальчику? Ситуация 7. Однажды учитель пошел в поход с учащимися 4 класса. Учитель всё проверил как положено, но, пройдя 500 м, решил ещё раз проверить: у Оли. оказался тяжёлый рюкзак (она взяла 4 кг картофеля), он «резал» плечи. Посоветовавшись, ребята решили отдать картофель мальчику, у которого был самый лёгкий рюкзак. Но этот мальчик – Вова, сразу и резко отказался. Ребята дружно возмутились его отказом, тогда Вова побежал куда глаза глядят, два мальчика побежали за ним, но не догнали, а он вернулся домой. Мы взяли его рюкзак и пошли дальше. Отдыхали, веселились…
Вопросы: · Правильно ли поступил Вова? Почему? · Нужно ли помогать товарищам? Зачем? · А вы любите помогать? Кому вы помогаете? · Что мы посоветуем Вове? Ситуация 8. Учитель просит каждого из учеников написать свои нравственные качества, перед эти объяснив, что такое нравственность и нравственные качества. Затем идет обсуждение. Вопросы: · Сколько качеств вы написали? · Каких получилось больше? Хороших или плохих? · Как вы думаете почему таких качеств получилось больше? · Считаете ли вы себя нравственными? · Как мы можем стать более нравственными? Ситуация 9. На перемене две ученицы 3 класса решили почитать книжку со сказками. Первая взяла книгу Таня, Оле тоже хотелось почитать эту же книгу. Оля подошла к парте Тани: - Таня, дай мне эту книгу, - попросила Оля. - Нет, не дам, я же первая ее взяла, - ответила Таня. - Если не дашь книгу, я заберу твою ручку, - сказала Оля. Вопросы: · Ребята, что можно сказать про девочек? · Хорошо ли быть жадными? Почему? · Как должны были поступить каждая из девочек? · А вы любите жадничать? Почему? · Какими нужно быть по-отношению к друзьям? Взрослым? Ситуация 10. Учитель 3 класса со своими ученицами садили цветы на пришкольном участке. После уроков один из учеников дарит учителю один из тех цветов, которые они сегодня садили. - Зачем ты сорвал цветы, которые сегодня садили девочки?- спросила учительница. - Я хотел сделать вам приятно, - виновато ответил ученик. - Спасибо, но больше так не делай, - ответила учительница. Вопросы: · Правильно ли поступил ученик? Почему? · Как выдумаете понял ли мальчик, почему учитель сказала так не делать? · Как нужно относиться к природе? Почему? · Нужно ли было ругать ученика? Почему? · Что мы посоветуем мальчику?
Список литературы 1. Морозова И.О. Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников. Смоленск, 2001. URL: http://www.e-ng.ru/pedagogika/deyatelnost_klassnogo_rukovoditelya_po.html
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.- 2009. - с.5 3. Нравственное воспитание детей в современной начальной школе. URL: http://diplomba.ru/work/100466 4. Задания и педагогические ситуации: Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей / В. Л. Омельяненко; Л. Ц. Вовк, С. В. Омельяненко – М.: Просвещение, 1993. 5. Тамбовкина Т.И. Педагогические ситуации // Начальная школа. 2006. № 16 6. Годник С.М., Спирин Л.Ф., Фрумкин М.Л. и др. Педагогические ситуации в воспитании школьников. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1985. 7. Артюх В.А. Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций. 22.06.14. URL: http://fb.ru/article/144122/pedagogicheskie-situatsii-i-primer-ih-resheniya-metodyi-resheniya-slojnyih-pedagogicheskih-situatsiy
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|