Состояние и проблемы научно-технологического комплекса России
Стр 1 из 39Следующая ⇒ ПРОЕКТ От 11 ноября 2008 года
Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года)
Содержание Введение ……………………………………………………………………………6 1 Состояние и проблемы научно-технологического комплекса России ……….12 1.1 Состояние и тенденции развития сектора исследований и разработок России …………………………………………………………………………………12 1.2 Текущие параметры и структура формируемой в России системы институтов развития, ориентированных на поддержку инноваций …………………….19 1.3 Оценка существующего уровня и основные проблемы научно-технологического развития экономики России ………………………………….56 1.3.1 Анализ инновационной активности …………………………………………56 1.3.2 Анализ динамики создания и использования передовых технологий...60 1.3.3 Позиции на мировом рынке технологий ………………………………….61 1.3.4 Позиция России на рынках высокотехнологической продукции ……….68 1.4 Сильные и слабые стороны российского научно-технологического комплекса России ………………………………………………………………………….76 2. Внешние условия и рамки долгосрочного прогноза …………………….96 2.1 Глобальные тенденции и вызовы …………………………………………96 2.2 Возможные последствия реализации глобальных вызовов и тенденций для России ………………………………………………………………………….98 2.3 Глобальные тенденции в научно-технологическом развитии …………….108
2.3.1 Усиление конвергенции технологий, формирование на этой базе в странах-лидерах нового технолого-экономического "ядра" …………………...109 2.3.2 Усиление диффузии современных высоких технологий в среднетехнологические сектора производственной сферы (прежде всего, промышленности, транспорта, сельского хозяйства) ………………………….119 2.3.3 Мультидисциплинарность научных исследований …………………...127 2.3.4 Усиление воздействия новых технологий на управление и организационные формы бизнеса, стимулирующее развитие гибких сетевых структур. …………………………………………………………………………141 2.4 Состояние и тенденции развития важнейших для России мировых рынков товаров и услуг ………………………………………………………………….144 2.4.1 Топливно-энергетические ресурсы ……………………………………….144 2.4.2 Ресурсная база металлургии и продукция металлургического комплекса ………………………………………………………………………………..150 2.4.3 Продукция лесопромышленного комплекса ………………………….158 2.4.4 Продовольствие ……………………………………………………………165 2.4.5 Высокотехнологичная продукция ………………………………………..169 2.4.5.1 Рынок гражданской авиации ………………………………………..171 2.4.5.2 Рынки ракетно-космической техники, наземного оборудования и услуг космических систем ……………………………………………………………175 2.4.5.3 Продукция химического и нефтехимического комплекса …………….178 2.4.5.4 Информационно-коммуникационные технологии 183…………………...183 2.4.5.5 Военно-техническая продукция ……………………………………….190 2.4.5.6 Атомная энергетика ……………………………………………………..207 2.4.5.7 Водородная энергетика ………………………………………………215 2.4.5.8 Нанотехнологии и продукция наноиндустрии ………………………….219 2.4.5.9 Биотехнологии и продукция биоиндустрии ………………………….227 3 Внутренние условия и рамки долгосрочного научно-технологического прогноза …………………………………………………………………………231
3.1 Исчерпание возможностей быстрого развития в рамках экспортно-сырьевой модели экономики ……………………………………………………………231 3.2 Ресурсный вызов ……………………………………………………………236 3.3 Демографический вызов ……………………………………………………..237 3.4 Внутренние условия для научно-технического комплекса …………….244 3.5 Рамки долгосрочного научно-технологического прогноза, задаваемые стратегическими документами экономического развития России …………….247 4 Прогноз научно-технологического развития России …………………...253 4.1 Научные и технологические направления, имеющие значительный прикладной потенциал в долгосрочной перспективе ………………………….253 4.1.1 Образ глобального технологического будущего в зарубежных прогнозах ……………………………………………………………………………….253 4.1.2 Общие контуры технологического будущего и позиция в нем России (по оценке российских экспертов) ……………………………………………..257 4.1.2.1 Прогнозная оценка внутренних и внешних рынков (ниш), где Россия может рассчитывать на твердые (ведущие) позиции на базе имеющихся конкурентных преимуществ ……………………………………………………283 4.1.2.2 Прорывные технологии и перспективные инновации для России, способные внести существенный вклад в решение важнейших социальных проблем …………………………………………………………………………303 4.2 Перспективы технологической модернизации ключевых секторов российской экономики ……………………………………………………………314 4.2.1 Энергетика и энергомашиностроение ………………………………...314 4.2.2 Транспорт …………………………………………………………………..325 4.2.3 Гражданское авиастроение ………………………………………………335 4.2.4 Гражданское судостроение ………………………………………………341 4.2.4 Информационно-коммуникационные технологии …………………...357 4.2.6 Машиностроение ……………………………………………………………371 4.2.7 Металлургия ……………………………………………………………386 4.2.8 Химический комплекс ……………………………………………………..410 4.2.8.1 Фармацевтика и биопродукты ………………………………………..410 4.2.9 Лесопромышленный комплекс ………………………………………..443 4.2.10 Продовольственный сектор ………………………………………………453
4.2.11 Оборонно-промышленный комплекс ………………………………...465 4.2.12 Ракетно-космический комплекс ……………………………………….476 4.3 Перспективные направления развития фундаментальной науки ……...497 4.4 Прогноз ресурсных потребностей научного потенциала России и определение возможных источников финансирования …………………...498 5 Основные направления совершенствования научно-технологической политики, обеспечивающие условия реализации долгосрочного прогноза 502 5.2 Принципы научно-технологической политики – соотношение проектного и институционального подходов ……………………………………………..502 5.2 Направления модернизации НИС ………………………………………512 5.2.1 Определение направлений необходимой трансформации российской системы финансовых институтов развития, ориентированных на поддержку инноваций ………………………………………………………………………..512 5.2.1.1 Необходимость формирования разветвленной системы институтов развития ………………………………………………………………………..512 5.2.1.2 Перспективная роль институтов развития в поддержке инноваций и стимулировании развития высокотехнологичных отраслей экономики ……..519 5.2.1.3 Предложения по достраиванию национальной системы институтов развития …………………………………………………………………………522 5.2.1.4 Перспективный облик отечественной системы финансирования инноваций …………………………………………………………………………524 5.2.1.5 Предложения по решению проблем деятельности отдельных институтов развития …………………………………………………………………………525 5.3 Новые инструменты научно-технологической политики …………….536 5.3.1 Принципы формирования и реализации национальных приоритетов научно-технологического развития ………………………………………………536 5.3.1.1 Необходимость и принципы формирования системы национальных приоритетов научно-технологического развития ………………………….536 5.3.1.2 Обоснование выбора национальных приоритетов научно-технологического развития …………………………………………………….554 5.3.1.3 Некоторые направления реализации национальных приоритетов научно-технологического развития …………………………………………………….569
5.3.1.4 Основные подходы к реализации национальных приоритетов научно-технологического развития …………………………………………………….572 5.3.2 Технологические платформы ………………………………………………576 5.4 Основные подходы к формированию региональной составляющей научно-технологической политики …………………………………………………….584 5.5 Интеграция прогноза развития науки и технологий в национальную систему прогнозирования и институционализация Форсайта …………………………588 Заключение………………………………………………………………………...596
Введение
Переход экономики России на инновационный путь развития в условиях глобализации и все более глубокой интеграции страны в мирохозяйственные связи, рост открытости экономики, является императивом для сохранения устойчивых темпов экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективах. В эпоху глобализации мировой экономики основа успешного позиционирования страны, региона, отрасли лежит в постоянном инновационном обновлении, направленном на достижение максимальной производительности, конкурентоспособности, развитии человеческого капитала. По существующим оценкам, в развитых странах от 50% до 90% роста ВВП определяется инновациями и технологическим прогрессом, инновации становятся обязательным условием и основным “мотором” развития всех секторов промышленности и сферы услуг. В Концепции долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации (КДР) заявлены весьма амбициозные цели – сближение доходов российских граждан с уровнем развитых стран, кратное увеличение производительности труда, завоевание новых позиций на мировых рынках, достижение технологического лидерства по выбранным направлениям и т.д. Реализовать их можно только за счет радикального повышения конкурентоспособности отечественной экономики на основе постоянного технологического обновления и качественного повышения уровня технологического развития ее ключевых секторов. Несмотря на значительные инвестиции в образование, науку и инновации, предпринятые в последние годы, Россия, к сожалению, в настоящий период продолжает заметно отставать от мировых лидеров по основным показателям, определяющим уровень научно-технологического развития. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет всего 0,3% - 0,5%, в то время как доля США – 36 %, Японии – 30 %, Германии – 17 %. Доля инновационно-активных предприятий в российской промышленности (9,4 % в 2007 году) в несколько раз ниже, чем в развитых странах, результаты инновационного процесса характеризуются существенной неэффективностью. Так, доля высокотехнологичной продукции в экспорте не превышает 4%-5 %, в то время как для Китая этот показатель составляет 22,4 %, Южной Кореи- 38,4 %, Венгрии- 25,2%.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обеспечить конкурентоспособность национальной экономики в долгосрочном периоде, необходимо организовать процесс формирования согласованного видения технологического будущего России у всех участников этого процесса: государства, бизнеса, науки, гражданского общества и совместными усилиями пытаться реализовать поставленные цели. Ключевая роль в организации этого процесса принадлежит государству не только как его инициатору, но и как гаранту выполнения достгнутых договоренностей. Наиболее адекватным инструментом для реализации поставленной задачи является используемый практически во всех развитых и многих развивающихся странах –Форсайт. Методология Форсайт отличается от традиционного прогнозирования, футурологии (изучения будущего) и стратегического планирования и не сводится к предсказанию: это методология организации процесса, направленного на создание общего у участников видения будущего, которое стремятся поддержать все заинтересованные стороны своими сегодняшними действиями. Таким образом, эта методология связана не с предсказанием будущего, а скорее с его формированием, что позволяет считать Форсайт специфическим инструментом управления технологическим развитием, опирающимся на создаваемую в его рамках инфраструктуру. Концепция современного Форсайта базируется на: заинтересованности участников заниматься предвидением своего будущего; готовности их к сотрудничеству; понимании ими необходимости сконцентрироваться на долгосрочной перспективе; желании объединить усилия и ресурсы; создании координирующей структуры, помогающей прийти к консенсусу. Сознавая необходимость в достаточно быстром формировании нового подхода к научно-технической и инновационной политике, в начале 2007 года Министерством образования и науки была инициирована масштабная работа по долгосрочному прогнозированию научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года на основе Форсайта (КДП). Цели, задачи и принципы научно-технологического Форсайта в России сформулированы в «Концепции долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года[1]» (КДП). В ссответствии с КДП основной целью долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации до 2025г является разработка вариантов долгосрочного научно-технологического развития, позиционирование страны в системе международной научной и технологической кооперации на базе развития национальной инновационной системы. Комплементарной целью, обеспечивающей более адекватный прогноз и эффективное использование его результатов, является создание коммуникационных площадок для лиц, готовящих и принимающих решения (представителей министерств и ведомств, организаций бизнеса, научных организаций и экспертов). Организация постоянных экспертных процедур и формирование экспертного сообщества для оценки и согласованного выбора перспективных научных и технологических направлений Кроме того, определено, что долгосрочный прогноз научно-технологического развития следует разрабатывать как систематически проводимую процедуру, встроенную в систему государственного управления. Результаты Прогноза должны быть сформулированы таким образом, чтобы обеспечить их адекватное позиционирование в ряду других стратегических документов федеральной исполнительной власти. Прогноз должен создавать информационную основу для корректировки научно-технической и инновационной политики, формирования соответствующих разделов других документов, определяющих цели долгосрочного развития. Структура доклада «Длогосрочный прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года» состоит из пяти разделов и приложений. Первый раздел посвящен оценке состояния и проблемам развития научно-технологического комплекса России. В разделе: дана оценка состояния и тенденций развития сектора исследований и разработок России; проанализированы текущие параметры и структура формируемой в России системы институтов развития, ориентированных на поддержку инноваций; приведена оценка существующего уровня технологического развития экономики России и основные проблемы; в заключительной части раздела приведены результаты анализа сильных и слабых сторон научно-технологического комплекса России. Второй раздел посвящен определению внешних условий и рамок долгосрочного прогноза.научно-технологического развития Раздел условно разбивается на две части. В первой, на основе материалов форсайтных проектов США, ЕС, Японии приведено видение этих стран относительно: глобальных тенденций и вызовов; глобальных тенденций научно-технологического развития состояние и тенденции развития мировых рынков товаров и услуг(тех сегментов, которые представляют интерес для России) Варианты долгосрочного развития России, уже идущие процессы технологической модернизации экономики не могут не учитывать этих тенденций и связанных с ними технологий, которые во многом будут определять как сами будущие рынки, так и конкурентоспособность стран на них. Во второй части приведены внешние тенденции и вызовы для России. Эти вызовы и тенденции, в силу позиции в мире, которая занимает сегодня Россия, отличаются от вызовов и тенденций, сформулированных зарубежными развитыми странами, однако, по сути, имеют одну и ту же природу. Третий раздел посвящен определению внутренних условий и рамок долгосрочного прогноза. В нем рассмотрены основные внутренние вызовы для российской экономики и ограничения развития НТК, а также рамки задаваемые стратегическими документами экономического развития России, т.е целевые параметры которые необходимо достичь в технологическом развитии. Четвертый раздел содержит материал по результатам прогноза и выделения перспективных направлений научно-технологического развития. При этом также как и во втором разделе в нем выделены взгляд зарубежных и российских экспертов и экспертных организаций. В разделе приведены: образ технологического будущего в зарубежных прогнозах видение перспективных технологий, имеющие значительный прикладной потенциал для России[2] оценка внутренних и внешних рынков (ниш), где Россия может рассчитывать на твердые (ведущие) позиции на базе конкурентных преимуществ, а также проанализированы прорывные технологии и перспективные инновации, способные внести существенный вклад в решение важнейших социально-экономических проблем. перспективные направления развития фундаментальных исследований. Далее в разделе рассмотрены перспективы технологической модернизации ключевых секторов российской экономики. При этом по каждому из исследуемых секторов построены варианты его технологического развития, дана оценка текущего уровня, тенденций и основных проблем его инновационного и технологического развития. Кроме того, дана оценка роли, которую играет технологическое развитие данного сектора в рамках реализации сценария социально-ориентированного инновационного развития экономики России. Наконец, в разделе дан прогноз ресурсных потребностей научного потенциала России и определены возможные источники финансирования. Пятый раздел настоящего отчета посвящен определению основных направлений совершенствования научно-технологической политики, обеспечивающих условия для реализации долгосрочного прогноза. В нем сформулированы основные принципы проведения перспективной научно-технологической политики, обеспечивающие сочетание проектного и институционального подходов, рассмотрены основные направления модернизации НИС. Кроме того, в разделе сформулированы принципы формирования и реализации национальных приоритетов научно-технологического развития, а также даны предложения по использованию нового для России инструмента научно-технологической политики – технологических платформ. Далее в разделе даны предложения по реформе системы институтов, регулирующих научно-технологическую деятельность в России, рассмотрены основные подходы к формированию региональной составляющей научно-технологической политики. Разработаны предложения по интеграции прогноза развития науки и технологий в национальную систему прогнозирования и институционализации Форсайта, как инструмента разработки долгосрочного прогноза научно-технологического развития. В заключении по отчету даны основные выводы по результатам исследований, полученных в научно-технологического Форсайта на протяжении четырех этапов реализации данной работы, а также предложения по дальнейшему использовантию полученных результатов.
Состояние и проблемы научно-технологического комплекса России
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|