Ракетно-космический комплекс
Нынешнюю ситуацию в области ракетно-космической техники с большой долей вероятности можно характеризовать как предкризисную. Следует отметить, что первоначальные конкурентные преимущества российских носителей на рынке запусков во многом уже нивелированы и имеют устойчивый тренд к дальнейшему снижению, который обусловлен причинами как внутриотраслевыми – старением производственных фондов, снижением технологической дисциплины, ухудшением кадрового потенциала и т.д., так и внешними по отношению к отрасли – укреплением курса рубля, переходом к рыночным методам формирования цен на энергоносители и т.д. В этой ситуации продолжение первоначальной стратегии рыночного предложения российских носителей, основанной на «лидерстве по издержкам», более невозможно. Ситуация с растущими издержками внутрироссийского космического производства в среднесрочной перспективе частично могла бы быть выправлена путем использования мер государственной поддержки производителей экспортно-ориентированной наукоемкой продукции. В противном случае неизбежно снижение рыночной доли российских носителей на рынке запусков. В настоящее время российские предприятия значительно отстают во всех ключевых технологиях создания спутников связи, и именно это объясняет практическое отсутствие российской доли в данном сегменте рынка[164]. Российское производство спутников практически не представлено ни на рынке готовых изделий, ни на рынке отдельных комплектующих (более того современные российские спутники связи почти до 80% состоят из иностранных компонентов). В этой связи, в соответствии с целью государственной политики в ракетно-космической сфере предусматривается формирование экономически устойчивой, конкурентоспособной, диверсифицированной ракетно-космической промышленности, обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космическом пространстве. Цель технологического развития ракетно-космической промышленности заключается в достижении технологического лидерства на избранных сегментах рынка, что является одним из национальных приоритетов научно-технологического развития России[165].
Целевыми индикаторами при этом являются: Объем промышленной продукции РКП (по сравнению с 2007 годом) к 2010 году должна увеличиться в 1,3 раза, а к 2015 году – в 1,8 раза. Доля присутствия продукции РКП на сегментах мирового космического рынка возрастет с 8 до 15 процентов. Реализуемая в настоящее время политика по развитию отрасли проводится в соответствии с утвержденной Стратегией развития ракетно-космической промышленности на период до 2015 года по целевым программам: Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы (ФКПР-2015); ФЦП «Глобальная навигационная система» на 2002-2011 годы (ФЦП «ГЛОНАСС»); ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2007-2010 годы и на период до 2015 года» (ФЦП «Развитие ОПК-2015»); ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы; а также в проектах: ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии Российской Федерации» на 2007-2010 годы; ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы. При этом финансовые средства федеральных целевых программ ГПВ-2015, ГЛОНАСС направлены на закупку изделий для государственных нужд, разработку образцов ракетно-космической техники и лишь частично на поддержание необходимых технологий. Капитальные вложения на реконструкцию и техническое перевооружение предусматривают: адресную инвестиционную поддержку внедрения специального технологического оборудования, обеспечивающего реализацию базовых технологий производства изделий РКТ, предусмотренных ФКПР 2015 и ФЦП «Развитие ОПК-2015»;
повышение общего технического уровня предприятий, производящих РКТ за счёт автоматизации технологических процессов обеспечивающих снижение трудоёмкости, повышение качества и надёжности изделий РКТ; создание технологических условий для широкого внедрения информационных технологических процессов (ИПИ-технологий). Основная доля этих инвестиций формируется в рамках ФКПР-2015 и ФЦП «Развитие ОПК-2015». Приоритетными направлениями государственной политики в этой области являются следующие. Первое – создание космических комплексов и систем нового поколения с техническими характеристиками, обеспечивающими их высокую конкурентоспособность на мировом рынке: развитие современных средств выведения (модернизация действующих ракет-носителей и разработка новых ракет-носителей и разгонных блоков, создание ракеты-носителя среднего класса для выведения пилотируемого космического корабля нового поколения), космических спутников с увеличенным сроком активного существования; подготовка к реализации прорывных проектов в области космических технологий и исследований космического пространства. Второе – завершение создания и развитие системы ГЛОНАСС: развертывание спутниковой группировки на базе аппаратов нового поколения с длительным сроком активного существования (не менее 12 лет) и повышенными техническими характеристиками; создание наземного комплекса управления и создание оборудования для конечных пользователей, его продвижение на мировой рынок, обеспечение сопряженности аппаратуры ГЛОНАСС и GPS. Третье – развитие спутниковой группировки, в том числе создание группировки спутников связи, обеспечивающих рост использования всех видов связи – фиксированной, подвижной, персональной (на всей территории Российской Федерации); создание группировки метеорологических спутников, способных передавать информацию в реальном масштабе времени. В долгосрочной перспективе интересы поддержания высокой конкурентоспособности на рынке передачи информации потребуют качественного скачка в повышения интервала «конкурентного существования» спутников связи. Это может быть достигнуто только путем создания технологий производства «многоразовых» спутников связи, т.е. таких, которые будут изначально проектироваться и создаваться с возможностью их обслуживания, заправки ракетным топливом, ремонта и модернизации непосредственно на орбите. Итогом такого технологического развития может стать появление к 2025 году массивных орбитальных платформ, на которых будет размещаться различная целевая аппаратура и другое оборудование, в т.ч. энергетическое, допускающее обслуживание или замену. В этом случае рынок спутникового производства претерпит существенные структурные и количественные изменения.
При этом, не взирая на то, что в настоящее время российское производство спутников практически не представлено ни на рынке готовых изделий, ни на рынке отдельных комплектующих, России необходимо продолжать усилия по выходу в данный сегмент рынка. При этом целью этих усилий может быть не только завоевание некоторой рыночной доли, но интересы технологического развития, а также национальной безопасности. С этой точки зрения наибольший интерес представляет международный проект Blinis – программа передачи технологий по интеграции модуля полезной нагрузки между Thales Alenia Space (Франция) и ФГУП НПО Прикладной механики им. М.Ф.Решетнёва. Проект Blinis рассчитан на передачу самой дорогостоящей на Западе части работ при создании модуля полезной нагрузки: проектирования, сборки и проведения испытаний; на российское предприятие. Планируется, что рыночная стоимость модуля полезной нагрузки будет уменьшена на 15-20 процентов. Проект Blinis получил право на жизнь под давлением рыночной ситуации, поскольку европейские компании Thales Alenia Space и EADS Astrium не в состоянии предложить конкурентную цену с Orbital Sciences Corporation. Четвертое – расширение присутствия России на мировом космическом рынке: удержание лидирующих позиций на традиционных рынках космических услуг (коммерческие пуски – до 30%);
расширение присутствия на рынке производства коммерческих космических аппаратов, расширение продвижения на внешние рынки отдельных компонент ракетно-космической техники и соответствующих технологий; выход на высокотехнологические сектора мирового рынка (производство наземной аппаратуры спутниковой связи и навигации, дистанционное зондирование земли); создание и модернизация системы российского сегмента международной космической станции (МКС). Для всех сегментов рынка по производству носителей в настоящее время характерно превышение предложения над спросом и, соответственно, высокий уровень внутренней конкуренции – в условиях стагнации на рынке производства спутников в начале 2000 гг. это уже привело к значительному падению цен на рынке запусков. В частности, только Россия (как и США[166]) предлагает сразу несколько, зачастую близких рыночных предложений в каждом сегменте[167], например: в сегменте запуска «тяжелых» и «средних» спутников связи – носитель «Протон-М» и носитель «Зенит-3SL» по программе «Морской старт», в среднесрочной перспективе к ним добавится носитель «Ангара 5». в сегменте запуска «малых» спутников связи – носитель «Союз-2» и носитель «Зенит-3SLБ» по программе «Наземный старт», с 2009 года – носитель «Союз-ST» с космодрома Куру. в сегменте запуска спутников ДЗЗ – «легкие» носители «Союз», «Днепр», «Рокот», «Космос», «Старт», в среднесрочной перспективе легкие варианты носителя «Ангара». В среднесрочной перспективе в условиях незначительного роста количества производимых спутников уровень рыночной конкуренции во всех сегментах возрастет еще более, когда на рынок выйдут «тяжелые» и «легкие» носители таких стран, как Япония, Китай, Индия. В долгосрочной перспективе объемы и структура рынка носителей будет напрямую зависеть от ситуации на «ведущих» по отношению к нему рынках: информационных и производства спутников, в частности: на рынке «тяжелых» и «средних» носителей от перехода к «многоразовым» спутникам связи, развития рынков космического производства и космического туризма, на рынке «легких» носителей от возможности перехода информации ДЗЗ в разряд «сетевых товаров». Стратегической целью России на рынке запусков может стать удержание своей рыночной доли, но не «любой ценой», поскольку в условиях ограниченных ресурсов это, с одной стороны, может привести к превращению России в «космического извозчика», а с другой – забвению других сегментов космической деятельности. Пятое – проведение организационных преобразований в ракетно-космической промышленности.
К 2015 году будут образованы три-четыре крупные российские ракетно-космические корпорации, которые к 2020 году выйдут на самостоятельное развитие, и будут полностью обеспечивать выпуск ракетно-космической техники для решения экономических задач, задач обороноспособности и безопасности страны, эффективную деятельность России на международных рынках.
Шестое – модернизация наземной космической инфраструктуры и технологического уровня ракетно-космической промышленности: техническое и технологическое перевооружение предприятий отрасли, внедрение новых технологий, оптимизация технологической структуры отрасли; развитие системы космодромов, оснащение новым оборудованием наземных средств управления, систем связи, экспериментальной и производственной базы ракетно-космической промышленности. Таблица 51 – Основные показатели развития ракетно-космической промышленности
Основными направлениями технологических работ для реализации государственного оборонного заказа и государственной программы вооружения являются: Для ракетных войск стратегического назначения и военно-морского флота: разработка высокоэнергетического твердого топлива, разработка конструкционных композиционных материалов для корпусов РДТТ, разработка теплозащитных материалов РДТТ, создание высокостойких электрорадиоизделий, доработка многофункциональных экраннозащитных покрытий; Для систем предупреждения о ракетном нападении: разработка матричных фотоприемников ИК-диапазона, разработка криогенных систем глубокого охлаждения с повышенным ресурсом, разработка программного обеспечения и элементной базы, снижение массогабаритных характеристик КА и внедрение технологий создания микро-КА; Для разведки: изготовление крупногабаритных облегченных зеркал, разработка матричных приемников изображения для видимого и ИК диапазонов, разработка криогенных устройств разработка радиолокатора с синтезированием апертуры на основе АФАР, создание крупногабаритных антенн разработка бортовых, ЭВМ с производительностью до 109 оп/c, разработка бортовых радиолокаторов допплеровского типа высокой чувствительности, разработка бортовых ретрансляционных комплексов в мм- диапазоне, разработка бортовых ретрансляционных комплексов в оптическом диапазоне, создание радиационностойкой элементной базы для целевых и служебных систем КА связи и боевого управления; Для связи и боевого управления: создание малогабаритных, высокопроизводительных БЦВМ, средств связи и передачи данных, в том числе средств лазерной межспутниковой связи, разработка комплексных боевых программ командных пунктов и эффективного объединения данных от разнородных информационных источников, создание средств обнаружения баллистических ракет на новых принципах сбора и анализа информации о характеристиках и способах боевого применения средств воздушно-космического нападения потенциального противника. Таблица 52 – Прогнозная оценка потенциально достижимого отечественного уровня технологического развития по отношению к мировому
Примечание: 1 – значительное отставание от мирового уровня; 2 – общее отставание, некоторые достижения в отдельных областях; 3 – значительные достижения, приоритетные достижения в отдельных областях; 4 – высокий уровень развития, мировое лидерство.
Таблица 53 - Сравнительная оценка уровня производственных технологий ракетно-космической промышленности
Примечание: 1 – значительное отставание от мирового уровня; 2 – общее отставание, некоторые достижения в отдельных областях; 3 – значительные достижения, приоритетные достижения в отдельных областях; 4 – высокий уровень развития, мировое лидерство.
Таблица 54 – Факторы, определяющие развитие ракетно-космической промышленности
При инерционном варианте развития производство продукции ракетно- космической промышленности к 2010 году вырастет на 17%, в 2020 году – на 55-60% к уровню 2007 года. Рост производства по данному варианту будет обеспечен: частичным техническим и технологическим перевооружением отрасли; реализацией межведомственных и ведомственных целевых программ; обеспечением безусловного удовлетворения государственных нужд в космических средствах и услугах для обороны, социально-экономической и научной сфер, реализацией ФЦП «ГЛОНАСС» и созданием конкурентоспособной космической транспортной системы с ракетой-носителем среднего класса повышенной грузоподъемности. При инновационном варианте развития производство продукции ракетно-космической промышленности вырастет к 2010 году на 26%, к 2020 году – в 2,6 раза к уровню 2007 года. Рост производства по данному варианту будет обеспечен: интенсивным техническим и технологическим перевооружением с 2008 года; реализацией полного перечня федеральных и ведомственных целевых программ, обеспечивающих развитие ракетно-космической промышленности и возможность создания ракетно-космической техники нового поколения с 2012 года; обеспечением безусловного удовлетворения государственных нужд в космических средствах и услугах для обороны, социально-экономической и научной сфер, дополнительно к инерционному сценарию реализацией проекта перспективной пилотируемой транспортной системы; завершением организационно-структурных преобразований предприятий отрасли и созданием системообразующих интегрированных структур, связанных единой направленностью деятельности и отношениями собственности; обеспечением уровня загрузки производственных мощностей к 2020 году 75 процентов; выполнением в полном объеме долгосрочной программы научно-прикладных исследований и экспериментов по различным научным направлениям с созданием опережающего аппаратурного задела для ракетно-космической промышленности; строительством космодрома «Восточный» в целях обеспечения Российской Федерации независимого доступа в космос во всем спектре решаемых задач; широким внедрением ИПИ технологий; решением кадровых проблем отрасли. Дополнительный прирост производства продукции ракетно-космической промышленности по инновационному варианту по отношению к инерционному составит в 2010 году 16-17 млрд. рублей, в 2020 – 115-117 млрд. рублей. Указанный прирост может быть достигнут за счет: реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение эффективности использования ресурсов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации; проведения структурных преобразований, направленных на повышение эффективности деятельности предприятий, включая закупку современных технологий и оборудования; интенсивного технического, технологического переоснащения предприятий по всем направлениям создания ракетно-космической техники; создания и использования после 2010 года космических аппаратов нового поколения в интересах развития связи, метеонаблюдения, дистанционного зондирования земли, фундаментальных космических исследований и космических технологий; сохранения традиционных ниш на международном космическом рынке и обеспечения выхода с коммерческими продуктами на новые его сектора после 2015 года, а также усиления координации деятельности предприятий отрасли с предприятиями других ведомств, обеспечивающих продажу услуг в области космической деятельности; создания стимулов для значительного привлечения высококвалифицированных кадров. Основные направления совершенствования технологического потенциала в отрасли, затрагивающие существенную часть предприятий отрасли и оказывающие влияние на эффективность функционирования отрасли в целом заключаются в следующем: обеспечение гарантированного производства изделий ракетно-космической техники, предусмотренной «Федеральной космической программой России на 2006-2015 годы» (ФКП) и другими программами; снижение длительности производственного цикла и себестоимости изготовления изделия ракетно-космической техники; обеспечение качества и требуемой надёжности отечественной ракетно-космической техники с целью обеспечения её конкурентоспособности на мировом рынке космической техники и услуг. Для совершенствования технологического потенциала отрасли планируется: создание нового поколения специального технологического оборудования, обеспечивающего сохранение и совершенствование используемых базовых технологий; совершенствование структуры парка технологического оборудования за счёт замены морально устаревшего и физически изношенного отечественного и импортного оборудования на новое, в основном, с ПУ; автоматизация мелкосерийного и единичного производства на основе широкого внедрения ИПИ-технологий, групповой технологии и много-функциональных станков с ПУ; реконструкция и техническое переоснащение предприятий и объектов на космодромах; внедрение перспективных и прорывных технологий.
При реализации Федеральной космической программы России[168] на 2006 – 2015 годы будут достигнуты следующие результаты:
завершена разработка, модернизация и ввод в эксплуатацию космических систем и комплексов нового поколения, в том числе: а) увеличена пропускная способность магистральных, внутризоновых, местных, корпоративных, ведомственных сетей связи и увеличены емкости сетей распределительного телерадиовещания, что обеспечит в необходимых объемах и с заданным качеством: глобальную, в реальном масштабе времени, устойчивую и абсолютно защищенную президентскую и правительственную связь; потребности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в современных средствах телекоммуникаций, включая конфиденциальную связь; потребности жителей всех регионов России, в том числе малонаселенных и удаленных в современных видах связи; потребности сухопутных, морских и воздушных абонентов в глобальной связи с использованием маломассогабаритных терминалов массовых потребителей, отвечающих современным требованиям по видам, качеству и объему услуг с учетом требований международных стандартов; б) увеличена периодичность обновления данных гидрометеорологического наблюдения до 3 часов для средневысотных космических аппаратов и до реального масштаба времени для геостационарных космических аппаратов, что обеспечит: получение информации для качественного составления краткосрочных (до 3-5 суток) и долгосрочных (до 15 и более суток) прогнозов погоды; высокооперативное (порядка 0,5-1 суток) выявление катастрофических явлений и аварий (землетрясений, селей, лавин, наводнений, загрязнений биосферы, прорывов нефте- и газопроводов и т.п.), своевременное предупреждение о чрезвычайных ситуациях, раннее предупреждение о лесных пожарах; в) повышена разрешающая способность космических аппаратов дистанционного зондирования Земли (до 1 м), увеличено количество спектральных диапазонов наблюдения (до 1000) и повышена периодичность наблюдения земной поверхности (до 8 часов), что обеспечит: удовлетворение потребностей в информации дистанционного зондирования Земли при картографической деятельности, использовании Северного морского пути, геологическом изучении территории страны, инвентаризации сельских и лесных угодий, составлении кадастров, контроле опасного антропогенного воздействия на среду обитания; удовлетворение на минимально необходимом уровне потребностей регионов России информацией дистанционного зондирования Земли; г) реализовано 11 национальных космических проектов и обеспечено участие в 5 зарубежных проектах, включающих разработку и использование средств наблюдения астрофизических объектов в рентгеновском, гамма- и радиодиапазонах со сверхвысоким разрешением, средств для исследования солнечно-земных связей, средств для доставки планетного вещества на Землю, а также средств для исследования Марса, Луны и других космических тел Солнечной системы, что обеспечит: российские научные школы необходимой информацией для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, в том числе и образцами внеземного вещества (грунт Фобоса); жителей всех регионов России данными прогноза «космической погоды» и информацией о неблагоприятных для их здоровья явлений на Солнце и в магнитосфере Земли; д) создан космический комплекс с малоразмерным космическим аппаратом с повышенной точностью определения координат терпящих бедствие объектов, обеспечены оперативность получения аварийных сообщений до 10 секунд и точность определения местоположения объектов, терпящих бедствие, до 100 м; е) завершена сборка российского сегмента международной космической станции и реализована долгосрочная программа научно–прикладных исследований и экспериментов, планируемых на российском сегменте международной космической станции, созданы технологические и научно-технические заделы для развития пилотируемых полетов, в том числе на Марс; ж) разработан автоматический космический аппарат технологического назначения, обслуживаемый с борта пилотируемой станции, обеспечивающий отработку базовых технологий получения материалов, в т.ч. органических и биопрепаратов с характеристиками, недостижимыми в земных условиях; з) продлена эксплуатация базовых космических ракетных комплексов «Союз» и «Космос-3М» за счет их модернизации, создан ракетно-космический комплекс «Ангара» нового поколения, работающий на экологически чистых компонентах топлива, завершено строительство для них наземных стартовых и технических комплексов, созданы высокоэффективные разгонные блоки, снижена удельная стоимость выведения и повышена масса полезного груза, выводимого на геостационарную и другие орбиты
2) Повышена эффективность управления космическими аппаратами и пилотируемыми космическими комплексами за счет создания и развития на долевой основе наземного автоматизированного комплекса управления, разработаны и внедрены новые экономичные технологии управления космическими аппаратами, снижены затраты на управление космическими аппаратами;
3) Исследованы ключевые проблемы развития космонавтики, созданы опережающие научно-технический и технологический заделы в области базовых технологий и ключевых элементов космических систем и комплексов различного назначения, проведены проектно-поисковые и системные исследования в области развития ракетно-космической техники; 4) Обеспечены сроки активного функционирования космических аппаратов до 15 и более лет, создана высоконадежная радиационно-стойкая помехоустойчивая длительно функционирующая служебная и целевая бортовая аппаратура космических аппаратов, достигнута микроминиатюризация целевых и служебных систем космических аппаратов, увеличена до 90 процентов доля российских разработок в составе оборудования космических аппаратов; 5) Обеспечен выход российских космических средств на такие перспективные секторы мирового космического рынка, как связь, вещание и дистанционное зондирование Земли. Оценка количества обеспеченных рабочих мест показывает, что в результате реализации Программы будут созданы условия для закрепления кадрового потенциала специалистов ракетно-космической промышленности и сохранены 250 тыс. рабочих мест с современным технологическим оснащением. Оценка степени решения экологических проблем, связанных с применением космических средств показывает, что в результате реализации Программы будет обеспечено практическое решение экологических проблем. Прекращено загрязнение полей падения ступеней ракет-носителей и объектов испытательной базы проливами токсичных компонентов топлива за счет полного прекращения эксплуатации ракеты-носителя «Протон» и ракет-носителей, созданных на базе конверсионных межконтинентальных баллистических ракет, перехода на использование ракет-носителей только с экологически чистыми компонентами топлива, проведения рекультивации почвы, очистки вод, создания системы экологического мониторинга и обеспечения экологической безопасности за счет сокращения номенклатуры используемых ракет-носителей с 10 до 4 типов, совмещения районов падения отделяемых частей различных ракет-носителей, применения гибких программ управления ракетами-носителями в полете, снижения остатков топлива в отработанных ступенях, экологического обследования районов падения, космодромов и технологических объектов. Общая площадь земель, отчуждаемых под районы падения ступеней, сократится на 40 процентов. Оценка величины экономического эффекта от результатов космической деятельности в социально–экономической и научной сферах показывает, что в результате реализации Программы обобщенный экономический эффект в период 2006 – 2015 годов прогнозируется на уровне 500 млрд. рублей в ценах 2005 года. Что касается формирования рынка орбитального туризма, то это направление может реально состояться не ранее 2015 года, а его объем к 2025 году достичь 500 млн. долларов при «средней» цене тура в 5 млн. долларов. При этом конкурентоспособные программы орбитального туризма могут появиться как результат: развития проектов суборбитального туризма, диверсификации проектов по коммерческой доставке экипажей и грузов на МКС, финансируемых NASA, коммерческой диверсификации новой российской пилотируемой системы. Несмотря на то, что российские предприятия, в целом, обладают всеми технологиями для создания проекта орбитального туризма, такая программа и российское присутствие на этом рынке могут являться лишь второстепенной, побочной целью национальной пилотируемой программы. Учитывая имеющиеся стартовые условия, а также внутренние и внешние факторы, следует оценить вероятность достижения заявленных целей по инновационному сценарию технологического развития отрасли как умеренно оптимистичные. Имеющийся научно-технический задел по развитию российской системы средств выведения позволяет сделать вывод о достижимости прогнозируемой динамики изменения диапазона масс полезных грузов, выводимых российскими средствами выведения, и удельной стоимости выведения полезных грузов на орбиту ракетами-носителями среднего и тяжелого классов на период до 2025 года. В свою очередь, реализацию стратегии «догоняющего» развития в области создания спутников различного назначения целесообразно строить путем кооперации (создания совместных предприятий) как с лидерами спутникового рынка, в первую очередь, европейскими, так, и, возможно, лидерами в других высокотехнологичных направлениях, например, из Южной Кореи или стран Юго-Восточной Азии. По своим техническим характеристикам отечественные образцы РКТ, создаваемые в рамках федеральных целевых программ, уже к 2015 году в целом должны выйти на мировой уровень. Однако для достижения полного паритета по всем технико-экономическим показателям с образцами космической техники ведущих зарубежных стран и создания задела для обеспечения превосходства перспективной РКТ отечественного производства необходима дополнительная ресурсная поддержка со стороны государства технологических работ по целевым направлениям. Общим условием реализации благоприятного варианта технологического развития ракетно-космической отрасли является перевод всей российской экономики на инновационный путь развития и решение других задач, сформулированных в Стратегии развития России до 2020 года. В частности, необходимым условием является проведение государством глубокой реструктуризации оборонно-промышленного комплекса, обеспечение высоких темпов развития отечественной науки и образования, смежных отраслей (прежде всего, радиоэлектронной).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|