Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ИЛЯЗВ в Государственный институт речевой культуры




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

.История возникновения институтов речевой культуры

ИЛЯЗВ в Государственный институт речевой культуры

Возникновение Лаборатории прикладной речи

.Речевая культура

Риторика

Риторика и ораторы в России

Этнориторика

Риторика и лингвистическая прагматика

  Гармонизация коммуникативного сотрудничества

. Язык как фундаментальный социальный институт

Заключение

Список используемой литературы

 


Введение

 

Теория институтов и институциональной эволюции - одно из наиболее популярных направлений исследований в современной науке. Особенно ее популярность возросла в 1990-е годы.

Отчасти именно поэтому в политических программах и в текстах экономических стратегий появились такие словосочетания, как «институциональные реформы», «выращивание» или «трансплантация» институтов, «институциональные ловушки» и даже «институциональное проектирование». Однако современная институциональная теория весьма неоднородна и содержит различные подходы к анализу экономических систем и экономической деятельности.

 


История возникновения институтов речевой культуры

 

Институт речевой культуры возник в 1930 г. на развалинах Института сравнительного изучения литератур и языков Запада и Востока им. А.Н. Веселовского (ИЛЯЗВ), существовавшего при Петроградском университете по некоторым сведениям с 1919 г. (под названием Институт имени А.Н.Веселовского). Он объединил под своей крышей едва ли не всех гуманитариев, переживших в Петрограде голод и холод 1919 1920 гг. К середине 20-х годов штат Института доходил до 200 человек, не считая внештатных и технических сотрудников и аспирантов. Хотя высшая школа (университет, прежде всего) была взята под контроль властей безо всякого промедления, исследовательские учреждения отстояли от почты, телеграфа и арсенала на существенно большее расстояние.

Система академических гуманитарных институтов в это время еще не создана, и речь может идти лишь об исследовательских учреждениях при вузах. Начиная с середины 20-х годов Главнаука (Управление Наркомата Просвещения), а с конца 1926 г. РАНИОН (Российская ассоциация научно-исследовательских институтов по общественным наукам, председатели: М.Н. Покровский 1924, 1927 гг., В.М. Фриче - 1927-1929 гг.) все успешнее начинают руководить корпусом ученых, доставшимся от прежнего режима. Характерны вопросы, которые задавались руководителям ИЛЯЗВ при обсуждении его деятельности в Президиуме РАНИОН в 1926 г.: ведутся ли занятия по диамату, организован ли кабинет по социологии, существует ли связь с нацменьшинствами и др.

При этом было указано, что работа по сравнительной истории литературы носит слишком академический характер, что нужно вводить более современные и практические проблемы, а потому надо реорганизовывать секцию методологии литературы. Реорганизация всегда обозначала уничтожение, и действительно, этой процедуре рекомендуется подвергнуть ту секцию, в которой "господствуют формалисты, идеалисты" - Б.М. Эйхенбаум, Ю.Н. Тынянов, Ю.Г. Оксман. Годом позже (29 сентября 1927 г.) руководители РАНИОН впервые посещают ИЛЯЗВ и зам. пред, президиума Д. Магеровский предлагает новый план реорганизации: две секции (язык и литература) вместо десяти и лаборатории физиологии речи, публичной речи, кабинет современного русского языка. На следующей встрече (30 ноября) руководство РАНИОН прямо заявляет, что сложная структура затрудняет идеологическое руководство, надо H.B. Брагинская. все упростить, очиститься кадрово и усилить плановые начала. Новые задачи института это преодоление формализма и социологическое изучение языка и литературы.

Для укрепления руководства литературоведением в ИЛ ЯЗВ приглашается старый революционер-подпольщик В. А. Десницкий, "по совместительству" профессор ряда ленинградских вузов, который с октября 1928 г. заведует секцией литературы. Однако осуществление всех этих начальственных планов занимало годы и годы. Многие угрожающие перспективы, помаячив на горизонте, рассеивались, и это казалось торжеством разума. Так, летом 1929 г. в Президиуме РАНИОН обсуждали слияние ИЛЯЗВ с Ленинградским институтом марксизма. И признали преждевременным.

Но движение шло и шло при этом однонаправленно: через бестолковые реорганизации и переименования прокладывал себе путь процесс превращения всех научных учреждений в обслуживающий власть интеллектуальный придаток бюрократического аппарата. А неспешность этого процесса привела к тому, что вполне или хоть как-то он был осознан, когда дело уже было сделано.

ИЛЯЗВ в Государственный институт речевой культуры

 

Летом 1930 г. Наркомат Просвещения переименовал ИЛЯЗВ в Государственный институт речевой культуры. Переименование не было формальным, за ним стояло изменение и состава института, количественного и качественного он сократился в несколько раз, из него были удалены и ушли сами крупные ученые и старые академики (Е.Ф. Карский, В.Н. Перетц, В.Н. Бе-нешевич, О.А. Добиаш-Рождественская, Б.М. Ляпунов, В.М. Алексеев, И.Ю. Крачковский, Ф.И. Щербатской, Б.Я. Владимирцев) и пришли "аспиранты", социально отфильтрованные комсомольцы и партийцы. Изменилось и местоположение института, и сфера его интересов. Из ректорского флигеля ЛГУ он переехал в новое здание на пл. Воровского, в помещение Института агитации и вместо кружка по изучению папирологии, которым когда-то руководил В.Н. Бенешевич, групп по теории романа и сюжета или по составлению персидского словаря, вместо всех этих "оторванных от жизни" занятий возникает советское научное учреждение. Н.Я. Марр уже в 1926 г. сетовал на то, что в ИЛЯЗВ не практикуется коллективная работа ученых, что нет общей работы для специалистов одной а той же теоретической базы, радел "о взаимопомощи в самом процессе научных изысканий".

Собственные интересы Марра, нуждавшегося в огромном количестве специалистов-исполнителей для обслуживания его широкомасштабных идей, с одной стороны, принимали благопристойную форму заботы о создании научных школ, а с другой - "нечувствительно" готовили принудиловку коллективных монографий. (Сколько ума, искусства, подлинной виртуозности проявляли затем ученые позднего советского периода, чтобы под видом коллективного, труда заниматься все-таки "своим делом"). А мечты Марра о коллективном начале очень скоро осуществились, правда,; с уже сильно изменившимся составом специалистов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...