Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синхронная и историческая грамматика

Формальная и функциональная грамматика

«Формальная» грамматика разрабатывает учение о грамматических показателях (средствах) и их формальных типах – грамматических способах, то есть способах выражения грамматических значений. Например, грамматическое значение женского рода у существительного луна выражается при помощи окончания - а, у прилагательного яркая – при помощи окончания - ая. Эти окончания являются грамматическими показателями, или средствами выражения значения «женский род». Существуют разные способы выражения грамматических значений – при помощи разных частей одного и того же слова (окончаний, суффиксов: весел- ая,бежа- л) или при помощи отдельных слов (буду фотографировать) и другие.

Функциональная грамматика разрабатывает учение о грамматических значениях и тем самым составляет зону пересечения грамматики и семантики (грамматическую семантику).

 

Универсальная и частная грамматика

Как известно, лингвистика может быть общей и частной. В соответствии с этим выделяется универсальная и частная грамматика.
Универсальная (общая) грамматика разрабатывает теоретические и практические проблемы грамматического строя, общие для всех языков мира. Частная грамматика исследует грамматический срой конкретных языков.

 

Синхронная и историческая грамматика

Синхронная (описательная) грамматика – наука, изучающая строй слова, словосочетания и предложения в синхронном плане. Синхронная грамматика описывает один язык на определенном этапе его существования. Мы будем изучать синхронную грамматику – грамматический строй современного русского языка.

Историческая (диахроническая) грамматика – наука, изучающая строй слова, словосочетания и предложения в развитии через сравнение различных этапов истории языка.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Определите главную мысль каждого абзаца.

 

2. Определите главную мысль текста.

 

3. Дайте письменные ответы на вопросы:

Что такое «грамматика»?

Что изучает грамматика?

Какие разделы выделяют в грамматике?

С какими дисциплинами связана грамматика?

Какие направления грамматических исследований выделяются в составе грамматики?

В чем состоит отличие теоретической грамматики от практической?

Что изучает универсальная грамматика в отличие от частной?

 

4. Продолжите предложения:

Грамматика – раздел языкознания, который изучает …

Учение о словах как частях речи, об их грамматических значениях и формах, об изменениях слов называется …

Предмет морфологии составляют …

Синтаксис – это…

Единицами синтаксического уровня языка являются ….

Универсальная грамматика изучает ….

Целью частной грамматики является ….

Синхронная грамматика изучает …

Историческая грамматика – это …

Функциональная грамматика

 

5. Выучите термины и составьте с ними предложения:

грамматика

морфология

синтаксис

теоретическая грамматика

практическая грамматика

универсальная грамматика

частная грамматика

синхронная грамматика

историческая грамматика

 

6. Составьте план текста и перескажите его.

 

7. Подготовьте презентацию на тему «Грамматика как раздел науки о языке».


2. Словообразование

2.1. Предмет словообразования. Морфемика

Предтекстовые задания

1. Прочитайте слова и выражения. В случае затруднений, обращайтесь к словарю:

 

грамматический строй языка уровни языка иерархия система языка уровни языковой системы разноуровневая организация иерархический единица языка морфемный уровень обусловить состав структура объект предмет однокоренное слово особенность громадный мораль парадигма

 

2. Образуйте от глаголов прилагательные / причастия с суффиксами -тельн-, -нн-, -им-, -еск-.

Образец: делить – делимый.

 

Мотивировать, образовать, обусловить, значить, делить (не делить).

 

3. Образуйте от существительных прилагательные с суффиксами
-тельн-, -еск-, -н-, -альн-.

Образец: словообразование – словообразовательный.

 

Семантика, морфема, структура, мораль, суффикс, падеж.

 

4. Объясните значения сложных слов, исходя из значений частей этих слов.

Образец: Словообразование = образование слов.

 

Однокоренные слова, цельнооформленная языковая единица, словоформа, двусторонняя единица языка.

 

5. По названию текста определите его тему.

 

6. Прочитайте текст.

 

Термин словообразование имеет в лингвистике два значения:

1) процесс образования новых слов (деривация),

2) особый раздел науки о языке, в котором изучается словообразовательная система русского языка.

Объект изучения в словообразовании составляют словообразовательно мотивированные слова, т. е. слова, значение и звучание которых обусловлены другими однокоренными словами.

Слова, значение и звучание которых обусловлены другими однокоренными словами, называются производными. Производные слова – это слова, образованные (произведённые) от других слов; словообразовательно мотивированные слова. Например: весенний < весна, кофейный < кофе, лётчик < летать, осенний < осень, спортсмен < спорт. Непроизводными называются слова, не образованные от других слов, не мотивированные другими словами. Например: кофе, дом, тёплый, лист, окно, балкон. Таким образом, объектом изучения в словообразовании являются производные слова.

Предметом изучения в словообразовании являются состав, структура, способы образования производного слова как единицы словообразовательной системы.

Разделы словообразования: морфемика и дериватология.

Морфемика (от греч. μορφή ‘форма’) – учение о значимых частях слова (морфемах), т. е. учение о морфемном строе языка, типах морфем, структуре слова.

 

Морфема – минимальная значимая часть слова.

Все русские слова состоят из значимых частей. Так, в словах актр-ис-а, тетрад-к-а легко выделяются три значимые части, в словах интерес-ова-ть-ся, журнал-ист-к-а – четыре, а в слове пере-говар-ива-ть-ся – пять, каждая из которых имеет определенное значение в слове. Слово может содержать всего одну значимую часть: метро, хобби, шоссе, бордо, здесь, и, или, алло! и др. Такие далее неделимые без потери смысла части слова принято называть морфемами.

Для того чтобы подчеркнуть особенность морфемы, сравним её с фонемой. Отличие морфемы от фонемы: фонема лишена плана содержания, это лишь форма.

 

# а-громадный = громадный ‘огромный, очень большой’: [а] фонема, а-логичный, а-моральный (< логичный, моральный): часть слова а – является морфемой; точнее, это приставка. Кроме формы, она имеет значение ‘отсутствие признака’ = не – (ср. а симметричный, а социальный).

Отличие морфемы от лексемы (тоже двусторонней единицы): 1) морфема – далее неделимая без потери смысла (семантически значимая) часть слова, а в составе лексемы можно выделить корневую и аффиксальные морфемы: стол-ова-ть-ся, диван-чик ¨, вы-ход-и-ть, как ой -то; 2) слово – цельнооформленная языковая единица, существует в совокупности (сумме, системе) словоформ (имеет парадигматическую организацию): существительные имеют падежные формы единственного и множественного числа, прилагательные падежные формы рода и числа, глаголы формы наклонений, времени, лица, числа и т. д.

 

Итак, морфемика – раздел словообразования, изучающий морфемный строй языка, виды морфем, морфемную структуру слова.

Послетекстовые задания

1. Определите главную мысль текста.

 

2. Ответьте на вопросы:

Что такое словообразование?

Что представляют собой производные слова? Непроизводные?

Какие слова (производные или непроизводные) являются объектом изучения словообразования как науки?

Что составляет предмет изучения в словообразовании как науке.

На какие два раздела делится словообразование как наука?

Как называется минимальная значимая часть слова?

В чём состоит отличие морфемы от фонемы?

Чем отличается морфема от слова?

Что представляет собой морфемика?

 

3. Определите главную мысль каждого абзаца. Составьте план текста.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Дайте письменные ответы на вопросы:

Какие значения имеет термин словообразование?

На какие два раздела делится словообразование как наука?

Почему морфема называется двусторонней (двуплановой) единицей языка?

Какие единицы языка являются односторонними?

Какие языковые единицы, кроме морфемы, являются двусторонними?

В чём состоит отличие морфемы от фонемы?

Чем отличается морфема от слова?

Чем занимается морфемика?

 

2. Подберите и запишите синонимы к словам: семантика, структура, деривация, строй языка, производное (слово), непроизводное (слово).

 

3. Запишите и выучите значения терминов, составьте с ними предложения:

производное слово

непроизводное слово

словообразование

морфемика

дериватология

деривация

морфема.

 

4. По составленному плану перескажите текст.

 

2.2. Виды морфем

Предтекстовые задания

1. По названию текста определите его тему.

 

2. Прочитайте текст.

 

Рассмотрим виды морфем по их месту в слове (корни и аффиксы).

Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения (книг-а, книг-и, книг-е, книг-у, книг-ой, [ о ] книг-е; книг-и, книг, книг-а, книг-и, книг-ами, [ о ] книг-ах) и не имеющие форм словоизменения (легко, быстро, такси, читая, в, на, что). Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание (флексию); слова второй группы представляют собой чистую основу.

Основа – это часть слова, которая выражает его лексическое значение. Основа выделяется путем отделения от слова окончания и формообразующих морфем (ламп -а, студентк -а, дом -á, переводчик -и).

Окончание (флексия) – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим, т. е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении. Окончание может быть нулевым. Например: в различных формах слова выход (выхода, выходу, выходом, выходе и т. д.) выделяется основа выход и окончание -а, -у, -ом, -е и т. д. В именительном падеже единственного числа это слово имеет нулевое окончание.

Основа слова может быть производной и непроизводной.

Непроизводная основа – это основа непроизводного слова, т. е. слова, не образованного ни от какого другого слова. Непроизводное слово не мотивировано другими словами (например, дерево, солнце, весна, снег, небо и др.).

Производная основа этооснова производного слова, т. е. образованного от другого слова, формально и семантически мотивированного другим словом. Например: деревянный < дерево, телефонный < телефон, изменяемый < изменяться, мотивированный < мотивировать, хорошенький < хороший, веселить < весёлый.

Производная основа слова распадается на отдельные значимые части: приставку, корень, суффикс.

Корень слова (корневая морфема) – центральная морфема в слове.

Свойства корневой морфемы:

– общая часть родственных слов, Например: в словах ходить, выходить, приходить, заходить, приход, выход, выходной, приходный, ходовой и др. выделяется корень ход-;

– носитель основного лексического значения: бел ый, бел еть,
бел изна, по бел ить
и др.;

– обязательная часть слова;

– употребляется как самостоятельно, так и в сочетании с аффиксами: бег, пальто, игр-а, вод-н-ый.

Корень может присоединять к себе различные аффиксы.

Аффиксы – это служебные морфемы, служащие для образования новых слов и форм слова.

Аффикс (аффиксальная морфема) – любая значимая часть слова, за исключением корня, может занимать место до и после корня.

Виды аффиксов.

Приставка (префикс) – это аффикс, занимающий в слове положение перед корнем или перед другой приставкой: при -думать, пред -текстовый, от -бежать, супер -игра, меж -культурный, интер -национальный.

Суффикс это аффикс, занимающий место после корня или после другого суффикса: рус- ск -ий, по-рус-ск- и, перевод- чик, люб- им -ый.

Окончание (флексия) – это изменяемая, как правило, конечная часть слова: остановк- а, красив- ый, аффиксальн- ая, умнейш- и й.

Постфикс это аффикс, занимающий положение после окончания (-ся / сь, -то, -либо): улыбаешь- ся, какой- то. Эта морфема имеет особое название потому, что часто находится после других частей слова,
в том числе и окончания: сержу- сь, сердишь- ся, сердит- ся, какой- то, кто- нибудь.

Интерфикс – это лишённая значения часть слова, которая выполняет функцию соединительного элемента (в русском языке это О и Е): нефтЕпровод, самОлёт.

Аффиксы могут быть как материально выраженными, так и нулевыми, т. е. материально не выраженными:

дом¨, дом[ а ], дом[ ов ].

Например, в слове подберезовик ‘гриб’ выделяется корень берез- (ср. береза, березовый), приставка под- (ср. под-стаканник, под-оконник); суффиксы - ов- и -ик (ср. берез-ов-ый, березов-ик), а также нулевое окончание (ср. подберезовик, подберезовик-а, подберезо-вик-у и т. д.).

Выделение морфем в составе слова и определение их значения производится на основе сопоставления с другими словами и с другими формами данного слова.

Окончания и суффиксы могут быть формально выраженными и нулевыми:

звон¨, звон-а;

встань-Æ-, ид- и!

синь-Æ-, син- ев -а.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...