Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схемы морфологического разбора см. в Приложении 3.

 


Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Определите главную мысль каждого абзаца.

 

2. Определите главную мысль текста.

 

3. Дайте письменные ответы на вопросы:

Что такое части речи?

Каковы принципы выделения частей речи?

Что такое частеречное значение?

Чем отличаются постоянные морфологические признаки от непостоянных?

Что такое синтаксическая функция части речи?

Какие части речи являются самостоятельными?

Какие части речи являются служебными?

 

4. Продолжите предложения:

Части речи – это …

Классы слов, характеризующиеся единством обобщенного частеречного значения, общностью грамматических категорий и синтаксических функций, называются...

Группировка слов по частям речи осуществляется на основе трёх принципов: …

Обобщенное значение всех слов данной части речи, которое абстрагируется от конкретных лексических значений слов и от грамматических значений отдельных категорий, называется …

К самостоятельным частям речи относятся …

К служебным частям речи относятся …

Имя существительное обозначает …

Имя прилагательное обозначает …

Частеречным значением глагола является значение …

 

5. Из слов, данных в скобках, выберите нужное.

Имена прилагательные (изменяются / не изменяются) по родам, числам и падежам.

Наречия (изменяются / не изменяются) по родам, числам и падежам.

Глаголы (имеют / не имеют) форм(ы) наклонения, времени, лица, рода.

Причастия (изменяются / не изменяются) по лицам.

Причастия (изменяются / не изменяются) по родам, числам и падежам.

Причастия (имеют / не имеют) форм(ы) времени, залога.

 

6. Выучите термины и составьте с ними предложения:

часть речи

частеречное значение

самостоятельные части речи

служебные части речи

имя существительное

имя прилагательное

имя числительное

местоимение

глагол

наречие

предлог

союз

частица

 

7. Определите частеречную принадлежность слов в тексте

Впервые обращение на «Вы» в России появилось в восемнадцатом веке при Петре Первом. Так называли уважаемого человека, обращая внимание на его высокое положение.

 

8. Произведите морфологический разбор существительных, прилагательных, глаголов в предыдущем тексте.

 

9. Подготовьте презентацию на тему «Грамматические категории разных частей речи».

 

10. Подготовьте презентацию на тему «Лексико-грамматические разряды разных частей речи».

 

11. Перескажите текст.


4. Синтаксис

4.1. Основные единицы синтаксиса

Предтекстовые задания

1. Прочитайте слова и выражения. В случае затруднений, обращайтесь к словарю:

 

связная речь единица изучения уровни языка иерархия грамматическая организация грамматическая связь минимальный сложное наименование знаменательные слова служебные слова коммуникация ситуация

 

2. По названию текста определите его тему.

 

3. Прочитайте текст.

Синтаксис – раздел грамматики, учение о соединении слов в связной речи. Единицами синтаксиса являются словосочетание, предложение, текст.

Чем различаются эти единицы?

Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений, например: студенческое собрание, статья по лингвистике, человек среднего роста, читать вслух.

Предложение – это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью, например: Мой отец высокого роста. Давайте веселиться, пока мы молоды! Каждое предложение соотнесено с определенной ситуацией, эту соотнесенность принято называть предикативностью.

Предикативн oсть – этo выражение языковыми средствами отношения содержания высказываемого к действительнoсти как оснoва предлoжения. Например, в предложении «Я читаю письмо» сообщение соотносится во временном отношении с моментом речи, и это значение выражено при помощи глагола в форме настоящего времени.

В современной лингвистике важнейшей единицей синтаксического уровня языка считается текст. Текст является результатом целенаправленного речевого творчества, это целостное речевое произведение, коммуникативно обусловленная речевая реализация авторского замысла. Текст – это сложное речевое целое, в котором все единицы связаны между собой общей мыслью, одной основной темой, которая может распадаться на микротемы. Дадим определение тексту.

Текст (от лат. textus ‘ткань, сплетение, соединение’) – объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, оснoвными свойствами которой являются связность, цельность, завершённость, членимость и др. (подробнее об этом см. в разделе «Лингвистика текста»).

Итак, основными единицами синтаксиса являются словосочетание, предложение, текст.

Послетекстовые задания

1. Ответьте на вопросы:

Из каких уровней состоит языковая система?

Какой уровень является высшим уровнем иерархической системы русского языка?

Какой уровень предшествует данному уровню?

Из каких единиц состоит лексический уровень языка?

Каковы основные единицы синтаксического уровня языка?

Каковы функции основных единиц языка: фонемы, лексемы, предложения?

 

2. Прочитайте небольшой текст, принадлежащий Мигелю де Сервантесу, автору знаменитого «Дон Кихота». Какова тема текста, его основная мысль?

Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.

Настоящая вежливость полна добродушия. Она проявляется в готовности способствовать счастью ближнего и в заботливом старании избегать всего того, что могло бы его огорчить.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Определите главную мысль текста.

 

2. Определите главную мысль каждого абзаца. Составьте план текста.

 

3. Дайте письменные ответы на вопросы:

Что такое грамматика? Из каких разделов она состоит?

Что изучает синтаксис?

Какие единицы синтаксиса Вы знаете?

Чем они отличаются друг от друга?

Что такое предикативность?

Чем обеспечивается целостность текста?

 

4. Дополните предложения:

Синтаксис – это …

Единицами синтаксиса являются …

Словосочетание – это …

Предложение – это…

Выражение при помощи языковых средств отношения содержания высказываемого к действительн oсти как осн oва предл oжения называется …

Текстом называется ….

 

5. Запомните значения терминов, составьте с ними предложения:

грамматика

синтаксис

словосочетание

предложение

текст

предикативность

 

6. Перескажите текст «Основные единицы синтаксиса».


 

 

4.2. Словосочетание

Предтекстовые задания

1. Прочитайте слова и выражения. В случае затруднений, обращайтесь к словарю:

 

словосочетание подлежащее сказуемое ядро предложение реальная действительность подчинённость равноправие знаменательные слова тип вид разновидность влияние зависимость грамматические свойства слова части речи порядковое числительное непосредственный опосредованный связанный интонационно

 

2. Образуйте от существительных прилагательные с суффиксом -Н-(-ЕНН-).

Образец: ядро – ядерный.

 

Время, имя, глагол, наречие.

 

3. По названию текста определите его тему.

 

4. Прочитайте текст.

 

Рассмотрим словосочетания среди различных сочетаний слов в предложении. В предложении существуют различные сочетания слов по характеру синтаксических отношений. Ядро предложения составляют предикативные сочетания слов.

 

Предикативные сочетания – это сочетания подлежащего и сказуемого: Времялетит незаметно. Предикативные сочетания имеют модально-временнόе значение, которое отсутствует у непредикативных сочетаний [модальность выражает соответствие или несоответствие сообщаемого реальной действительности].

К непредикативным сочетаниям относятся сочинительные сочетания слов (сочинённые ряды слов) и словосочетания.

 

Сочинительные сочетания (однородные члены предложения) состоят из слов с формальной неподчинённостью, они равноправны в структуре предложения. Например, в предложении «Жёлтые и багряные листья падают на землю» сочинительное сочетание – «жёлтые и багряные».

 

Словосочетание это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений, например: студенческое собрание, мой город, прыгающий ребёнок, статья по лингвистике, человек среднего роста, надевать пальто, переходить через дорогу, читать вслух, вызвать такси.

В словосочетании выделятся главное слово и зависимое слово. Например, в словосочетании «новый компьютер» главным является слово «компьютер»,зависимым – слово «новый», т. к. форма этого прилагательного (мужской род, единственное число, именительный падеж) зависит от формы главного слова. Сравним: «нов ая книга», «нов ые друзья». В зависимости от частеречной принадлежности главного слова словосочетания называются именными (красивый город, очень умный), глагольными (лететь самолётом), наречными (очень весело, смешно до слёз).

Словосочетания строятся на основе подчинительной связи между словами. Типы подчинительной связи – согласование, управление и примыкание.

Согласование – это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в те же формы, что и главное (важная победа; высокое дерево). При изменении главного слова изменяется и зависимое (раннее утро, раннего утра). Главным словом чаще всего является существительное, с которым согласуются зависимые слова – прилагательные, местоимения, порядковые числительные, причастия.

 

Виды согласования:

· полное (когда влияние главного слова словосочетания распространяется на все грамматические свойства зависимого слова): Он вернулся утренним поездом;

· неполное (когда влияние главного слова словосочетания распространяется на все грамматические свойства зависимого слова): Аня вышла с занятия обрадованной похвалой преподавателя. Сравните: Аня (жен. род, ед. ч, именительный падеж) [ вышла ] обрадованной (жен. род, ед. ч., творительный падеж); любимые ( ед.ч., им. п.) песни (ж.р., ед.ч., им. п.).

Итак, структура сочинительного словосочетания: существительное + прилагательное / местоимение / порядковое числительное / причастие: весёлый друг, моя подруга, третий курс, читающий студент.

 

Главное слово Зависимое слово
существительное прилагательное местоимение порядковое числительное причастие

 

Управление – это тип подчинительной связи, при котором изменяемое зависимое слово ставится при главном слове в форму определённого падежа; при этом могут употребляться предлоги: писать реферат (винительный падеж), любоваться природой (творительный падеж), считать по пальцам (дательный падеж). При управлении с изменением главного слова форма зависимого слова не меняется: люблю осень, любящий осень, любивший осень и т. д.

 

Виды управления:

· непосредственное (если форма зависимого слова не имеет предлога): подчёркивать карандашом;

· предложное (если форма зависимого слова имеет предлог): вспоминать о доме, встреча с друзьями, рецензия на статью.

 

Управление может быть сильным и слабым. При сильном управлении главное слово предсказывает обязательную форму зависимого (нести портфель, трое студентов). При слабом управлении главное слово не предсказывает обязательную форму зависимого (отдыхать с другом, отдыхать на море, отдыхать в горах, беседка в саду, пирог с вишней). Структура словосочетаний со связью управление:

 

Главное слово Зависимое слово
глагол имя существительное (числит.) наречие имя существительное местоимение

 

Например: мечтать о любви, надеяться на друга (на него), надежда на успех, стихи о ней, четыре года, нас двое, далеко от дома, близко ко мне.

 

Примыкание – это тип подчинительной связи, при котором неизменяемое зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно, примыкает к нему. Примыкать могут неизменяемые знаменательные слова: части речи (наречия) и отдельные формы изменяемых частей речи (инфинитив, деепричастие, несклоняемые существительные, прилагательные, простые сравнительные формы прилагательных).

 

Главное слово Зависимое слово
глагол имя существительное имя прилагательное причастие наречие наречие инфинитив деепричастие

 

Например: бежит быстро (наречие), очень (наречие) красивый, просит прийти (инфинитив), просьба познакомиться (инфинитив), говорит волнуясь (деепричастие); вызвал такси (несклоняемое существительное), костюмы цвета бордо, хакки (несклоняемые прилагательные), роза красивее (сравнительная форма прилагательного).

 

Слова, входящие в словосочетания, находятся в различных семантико-синтаксических отношениях друг с другом. Обобщенно эти отношения можно свести к основным, таким как

а) атрибутивные – отношения «предмет и его признак» (например: тетрадь студента, интересное сочинение);

б) объектные – отношения «действие и предмет, на который направлено действие» (например: составить тезисы, любоваться закатом, чтение книги);

в) субъектные отношения «действие и лицо, совершающее действие» (например: данный людьми, освобожденный армией);

г) обстоятельственные с различными значениями: определительно-обстоятельственными (говорить с увлечением, рассказывать интересно), временными (вернуться через час, расцветать весной), пространственными (находиться в комнате, жить неподалеку), причинными (отсутствовать по болезни, споткнуться сослепу), целевыми (уехать лечиться, сделать назло) и др.;

д) комплетивные (восполняющие) (например: два угла, слыть простаком).

Итак, обобщим полученные знания в виде таблице «Словосочетание среди других сочетаний слов в предложении».

 

Таблица 6

Словосочетание среди других сочетаний слов в предложении

Сочетания слов

Предикативные

Непредикативные

 

Подчинительные сочетания слов –

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:

Сочинительные

тип подчинительной связи

 
согласование управление примыкание  
         

 

Послетекстовые задания­­­­

1. Ответьте на вопросы:

Какие сочетания слов по характеру синтаксических отношений могут встречаться в предложениях?

Что представляют собой предикативные сочетания слов?

Какие сочетания слов относятся к непредикативным?

Чем отличаются предикативные сочетания слов от непредикативных?

Чем характеризуется подчинительная связь между словами?

Как называются сочетания слов на основе подчинительной связи?

Какие типы подчинительной связи наблюдаются в словосочетаниях?

Как называются виды словосочетаний в зависимости от частеречной принадлежности главного слова?

Какие существуют виды семантико-синтаксических отношений в словосочетаниях?

 

2. Дополните предложения:

Словосочетание – это сочетание слов на основе …

Примерами атрибутивных словосочетаний являются …

К объектным словосочетаниям относятся, например: …

Примеры обстоятельственных словосочетаний: ….

Комплетивными отношениями связаны слова в словосочетаниях: ….


 

3. Выпишите из предложения словосочетания, определите их вид.

Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана (М.Ю. Лермонтов).

Задания для самостоятельной работы

1.Выпишите из предложений словосочетания, определите их вид. Заполните примерами таблицу «Словосочетание среди других сочетаний слов в предложении».

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора
(Ф.И. Тютчев).

То солнце спрячется, то светит очень ярко (И.А. Крылов).

 

2. Запомните значения терминов, составьте с ними предложения:

предикативные сочетания слов

сочинительные сочетания слов

подчинительные сочетания слов

главное слово

зависимое слово

глагольное / именное / наречное словосочетание

согласование

согласование полное / неполное

управление

управление непосредственное / предложное

управление сильное / слабое

примыкание

атрибутивные отношения

объектные отношения

субъектные отношения

обстоятельственные отношения

комплетивные отношения

 

3. Подготовьте презентацию на тему «Словосочетания в кругу других сочетаний слов» или «Сочетания слов в предложении».

 

4. Составьте план текста.

 

5. Перескажите текст.

 

4.3. Члены предложения

Предтекстовые задания

1. Ответьте на вопросы

На какие две большие группы делятся сочетания слов в предложении в зависимости от характера синтаксических отношений?

Какие сочетания слов называются предикативными?

 

2. По названию текста определите его тему.

 

3. Прочитайте текст.

 

Члены предложен ия грамматически значимые части, на которые членится предложение при синтаксическом анализе. Они могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний, т. е. групп синтаксически связанных слов.

Члены предложения бывают главные и второстепенные.

Грамматическую основу предложения составляют главные члены предложения, к которым относятся подлежащее и сказуемое.

Второстепенными членами предложения называются определение, дополнение, обстоятельство.

Наиболее важную роль в предложении играют подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Подлежащее – главный член предложения, отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Обычно выражается существительным или местоимением; стоит в форме именительного падежа, с ним соотносится сказуемое. Подлежащее, обозначая носителя признака, может быть выражено словом, имеющим любое лексическое значение при грамматическом значении предметности: оно может обозначать лицо, предмет, одушевленный или неодушевленный, явление, отвлеченное понятие и т. д.

Например: Птицы все громче пели в лесу. Подлежащее чаще всего выражает тему (то, о чем говорится в предложении).

Сказуемое – главный член предложения, который выражает его основное содержание (то, что является предметом утверждения, отрицания или вопроса).

 

Виды сказуемого:

· глагольное(чаще всего) выраженное глаголом: а) простое глагольное (Мальчик идет в школу), б) составное глагольное (Хочу встать пораньше);

· составное именноевыраженное именем существительным или прилагательным (реже наречием) с глаголом-связкой или без нее (Он [есть] болен; Я был студентом; Это яйцо вкрутую).

 

Сказуемое обозначает разнообразные признаки, приписываемые тому предмету, который назван подлежащим:

– действие: Отряд подошел к реке (Л. Толстой);

– состояние: Она стала его женой; он был счастлив (Тургенев);

– свойство: Неровные стекла окон отливают цветами радуги (Тургенев);

– качество: Дорожные размышления мои были не очень приятны (Пушкин);

– количество: Значит, девятью сорок триста шестьдесят, так? (Писемский), принадлежность: Вьётся улица-змея. Дома вдоль змеи. Улица моя, дома мои (Маяковский);

– родовое понятие: Солотча – извилистая неглубокая река (Паустовский) и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...