Второстепенные члены предложения
Главные члены предложения могут поясняться членами, которые называются второстепенными, так как грамматически зависят от других членов предложения. Определени е – это второстепенный член предложения, который зависит от существительного и обозначают его признак (дополняют или уточняют его значение, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?): Я купил интересную книгу. Виды определения: 1) согласованное – (чаще всего) выраженное прилагательным, местоимением (местоимением-прилагательным), порядковым числительным, причастием, которые согласуются с определяемым (главным) словом в роде, числе, падеже (Мойлюбимый город Томск; Студент получил диплом первой степени за лучший доклад; Я радуюсь за студента, успешно сдавшего экзамен); 2) несогласованное – выраженное именем существительным (которое не согласуется с определяемым существительным): Книга сестры. Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который чаще всего зависит от глагола и выражает пространственную, временную характеристику действия или события (обозначаемого в предложении), его причину, условие, цель, способ действия и т. п. Обстоятельство может зависеть от прилагательного и обозначать степень проявления признака.
Виды обстоятельства: · обстоятельство времени отвечает на вопрос когда? (Приду в три часа. Возвращайся скорее); · обстоятельство места отвечает на вопрос ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? (Сядь здесь. Его друг учится в Томске); · обстоятельство причины отвечает на вопрос ПОЧЕМУ? (Из-за дождя мне стало грустно. Он отсутствовал на занятии в связи с болезнью. С возрастом люди становятся мудрее. Необходимо отложить поездку в случае ухудшения погоды);
· обстоятельство цели отвечает на вопрос ЗАЧЕМ? (Он приехал поступать в университет. Путники остановились отдохнуть); · обстоятельство образа действия отвечает на вопрос КАК? Каким образом? (Он быстро бегает. Гости прилетели на самолёте. Воин скакал верхом на лошади). · обстоятельство меры и степени зависит от прилагательного и отвечает на вопрос в какой степени? (Мой отец очень добрый. Ваше замечание крайне уместно. Я люблю тебя до слёз). · обстоятельство уступки зависит от глагола и отвечает на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО? (Несмотря на сильный дождь, было тепло. Невзирая на опасность, юноша продолжал путь). Дополнение – это второстепенный член предложения, который обычно зависит от глагола-сказуемого и обозначает предмет, на который направлено действие, который является результатом действия или его орудием, по отношению к которому совершается действие или проявляется признак (Я читаю книгу. Учитель гордится учеником); отвечает на вопросы падежей (КОГО-ЧТО? КОГО-ЧЕГО? КОМУ-ЧЕМУ? и т. д.).
Дополнения, выраженные существительным, подразделяются на · прямые (выраженные именем в форме винительного падежа без предлога: Мы объехали весь свет (Пушкин). Вижу стол ); · косвенные (выраженные именем в форме косвенных падежей: родительного, дательного, творительного, предложного или в форме винительного падежа с предлогом) обычно выражают объект, частично затронутый действием и стоят в дательном падеже: Отец отдал книгу дочери. Это очень важно для меня. Мне весело. Страна гордится своими героями. Мы часто вспоминаем о детстве. Дополнение может быть также выражено инфинитивным оборотом: Друг просит прийти к нему домой.
Синтаксическая функция второстепенного члена предложения устанавливается путем выявления отношений между поясняемым словом и поясняющим. Причем эти отношения зависят не только от принадлежности слов словосочетания к той или иной части речи, но и от их лексического значения. Так, одна и та же форма слова или одно и то же предложно-именное сочетание могут выполнять различные синтаксические функции в зависимости от того, какое слово поясняется ими, т. е. синтаксическая функция второстепенного члена в таком случае определяется принадлежностью поясняемого слова к той или иной части речи и его лексическим значением.
Например, в словосочетаниях сплести из ветвей, шалаш из ветвей, выпорхнуть из ветвей предложно-именное сочетание из ветвей выполняет функцию дополнения (1-й случай), определения (2-й случай) и обстоятельства (3-й случай). Это зависит от того, какие отношения существуют между поясняемым словом и поясняющим: объектные, определительные или пространственные. С другой стороны, одно и то же поясняемое слово может вступать в различные синтаксические отношения с поясняющим словом, и это определяется как формой, так и лексическим значением последнего. В предложениях Он стрелял из ружья и Он стрелял из засады роль предложно-именных сочетаний из ружья (дополнение) и из засады (обстоятельство), поясняющих один и тот же член предложения сказуемое стрелял, различна, так как словосочетание стрелял из ружья выражает объектные отношения, а словосочетание стрелял из засады пространственные. В предложении Всем присутствующим понравилось чтение Маяковского роль слова Маяковского (дополнение или определение) зависит от того, какие отношения выражаются словосочетанием чтение Маяковского объектные (кто-то читает сочинения Маяковского) или атрибутивно-субъектные (читает сам Маяковский). Послетекстовые задания 1. Ответьте на вопросы? Какие единицы функционируют на синтаксическом уровне языковой системы? Каково отличительное свойство предложения по сравнению со словосочетанием? Из чего состоит грамматическая основа предложения? На какие две большие группы делятся все члены предложения? Каковы главные члены предложения? Что представляют собой второстепенные члены предложения? Что такое определение? Каковы его виды? Что такое дополнение? Каковы его виды? Что такое обстоятельство? Каковы его виды?
2. Приведите примеры всех членов предложения и их видов на материале текста:
Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. Настоящая вежливость полна добродушия. Она проявляется в готовности способствовать счастью ближнего и в заботливом старании избегать всего того, что могло бы его огорчить. М. Сервантес.
3. Составьте план текста «Члены предложения». Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Определите главную мысль текста.
2. Определите главную мысль каждого абзаца. Составьте план текста.
3. Дайте письменные ответы на вопросы: Что такое предложение? Что такое предикативность? Назовите главные члены предложения. Что такое подлежащее? Что такое сказуемое? Чем может быть выражено сказуемое? Назовите второстепенные члены предложения.
4. Запомните значения терминов, составьте с ними предложения: грамматическая основа предложения главные члены предложения второстепенные члены предложения глагольное сказуемое простое глагольное сказуемое составное глагольное сказуемое именное сказуемое определение согласованное определение несогласованное определение дополнение прямое дополнение косвенное дополнение обстоятельство
5. Перескажите текст «Члены предложения».
4.4. Виды предложений 1. По названию текста определите его тему.
2. Прочитайте текст.
В русском языке выделяются разные типы предложений по разным основаниям.
По цели высказывания различаются следующие виды предложений: · повествовательные предложения – предложения, в которых заключено сообщение о чем-либо (Я купил костюм), в конце предложения стоит точка; · вопросительные предложения – предложения, содержащие вопрос о чём-либо (Сколько стоит билет в кино?), в конце предложения стоит вопросительный знак; · побудительные предложения – предложения, содержащие побуждение к действию: призыв, просьбу, пожелание, приказ, совет и т. п. (Спи, младенец мой прекрасный! (Пушкин). Возьмите книгу в библиотеке! Проходите, пожалуйста! Покиньте помещение!); в конце предложения чаще всего стоит восклицательный знак;
· восклицательные предложения – предложения, передающие сильные чувства и эмоции: радость, восхищение, удивление, гнев и т. д. (Друзья, прекрасен наш союз! (Пушкин), Как ты прекрасна!) в конце предложения стоит восклицательный знак.
По числу грамматических основ различаются предложения простые и сложные. Простое предложение Простое предложение имеет одну грамматическую основу (подлежащее и / или сказуемое): Солнце приветливо смотрит с небес (Некрасов). Поздняя осень (Некрасов). По улицам слона водили (Крылов).
Простые предложения бывают двусоставными и односоставными в зависимости от состава грамматической основы:
1. Двусоставное предложение имеет грамматическую основу, состоящую из двух компонентов – подлежащего и сказуемого (Лисицавидит сыр. Крылов); 2. Односоставное предложение имеет один главный член или только подлежащее (Прекрасное утро!), или только сказуемое (Люблю тебя).
2.1. Номинативное (назывное) предложение имеет один главный член – подлежащее. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (Блок).
2.2. Предложения с одним главным членом – сказуемым имеют несколько разновидностей.
2.2.1. Определённо-личное предложение – то, в котором содержится указание на определённое лицо (я, ты, мы, вы). Сказуемое чаще всего стоит в форме 1 или 2 лица: Люблю грозу. Скоро вернёшься?
2.2.2. Неопределённо-личное предложение – то, в котором сообщается о действии, совершённом какими-либо неопределёнными лицами. Сказуемое стоит в форме 3 лица множественного числа: Передают прогноз погоды. В большом доме напротив играли на рояле (Чехов). Привезли пиццу. 2.2.3. Обобщённо-личное предложение – то, в котором сообщается о действии, относящемся ко всем людям, совершаемом обобщённым субъектом (людьми вообще). Сказуемое стоит в форме 2 лица единственного числа или 3 лица множественного числа: Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Цыплят по осени считают.
2.2.4. Безличное предложение – то, в котором сообщается о действии или состоянии, протекающем без указания на субъект, мыслимом без субъекта действия. Сказуемое может быть выражено: – безличным невозвратным глаголом: Светает. Смеркается. Стемнело. – безличным возвратным глаголом: Мне не спится. – глаголом «быть» с частицей НЕ или словом «нет»: Нет времени. На улице не было ни души. – словами категории состояния: Мне радостно. Можно прийти? Нельзя лениться.
2.2.5. Инфинитивное предложение – то, в котором сказуемое выражено инфинитивом – неопределённой формой глагола: Нам не видать таких сражений (Лермонтов).
Лишь только слышать Ваши речи, Вам слово молвить и потом Всё думать, думать об одном и день и ночь до новой встречи! (Пушкин). Любить так любить! Гулять так гулять! (см. схему «Виды простых предложений».
Простое предложение может быть нераспространённым и распространённым в зависимости от наличия или отсутствия второстепенных членов предложения. Нераспространённое предложение имеет только главные члены – подлежащее и / или сказуемое (Студентучится. Яиграю). Распространённое предложение имеет не только главные, но и второстепенные члены предложения (Студент успешно учится в Томском политехническомуниверситете. Я играю на гитаре). Сложное предложение Сложное предложение состоит из нескольких простых предложений, и следовательно, имеет несколько грамматических основ: [ Наступилазима ], и [ детикатаются на лыжах ]. [ Язнаю ], (что ты настоящий друг). [ Уж небо осенью дышало ], [ уж реже солнышкоблистало ], [ короче становилсядень ] (Пушкин). В зависимости от средств связи простых предложений в составе сложного выделяются союзные сложные (сложносочинённые и сложноподчинённые), бессоюзные сложные предложения и сложные предложения с разными видами связи.
В союзных сложных предложениях простые предложения соединены при помощи союзных средств: и, но, если, что, который и др.
В сложносочинённых предложениях простые предложения являются равноправными в смысловом отношении и связаны сочинительной связью. Они соединены при помощи сочинительных союзов (и, да, но, или, либо; то…, то… и др.): Здесь темно, но я вижу блеск Ваших глаз (Чехов). Солнце светит, но цветы ещё не расцвели. Блестит вдали река, и роса сверкает в траве.
В сложноподчинённых предложениях простые предложения находятся в смысловой зависимости. Главное предложение связано с придаточным подчинительной связью. Главное и придаточное предложения соединены между собой подчинительными союзами (когда, если, что, потому что, так что, хотя и др.) или союзными словами (который, какой, кто, что и др.): Когда придёт весна, расцветут первые подснежники. Они смеются, потому что счастливы. Я знаю, что он вернётся. Мы благодарны своему учителю, который подарил всем нам чудное время поисков и открытий. Каждый, кто любит стихи Пушкина, в душе романтик.
В бессоюзных сложных предложениях простые предложения соединены без помощи союзов: Тише едешь – дальше будешь [пословица]. Печален я: со мною друга нет. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу (Пушкин).
Сложные предложения с разными видами связи имеют как союзную, так и бессоюзную связь между простыми предложениями (Когда придёт весна, расцветут цветы и прилетят птицы) (см. схему «Виды сложных предложений» и таблицу «Сложные предложения»).
Схема 1 Виды сложных предложений
Таблица 10 Сложные предложения СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ состоит из двух или нескольких простых предложений (имеющих грамматическую основу) | ||||||||||||||||||||||
1. Союзное сложное предложение состоит из простых предложений, соединённых при помощи союзов и союзных слов | 2. Бессоюзное сложное предложение (БСП) состоит из простых, соединённых без участия союзных средств. Части предложения соединены по смыслу и интонационно | |||||||||||||||||||||
1.1. Сложносочинённое состоит из простых предложений, соединённых сочинительными союзами (и, да, но, или и др.). Эти простые предложения равноправны в смысловом отношении. | 2.1. БСП со значением перечисления синонимичны сложносочиненным предложениям с сочинительными соединительными союзами. Между простыми предложениями отношения смыслового равноправия. |
Продолжение табл. 10
[ Приближалась осень ], и [ в старом саду было тихо и грустно ] … (Пушкин). Наступила весна, и прилетели птицы. Солнце светит, но цветы ещё не расцвели. Река давно замёрзла, а снега всё не было (Чехов). Мы поедем к друзьям, или они навестят нас сами. | Справа от дороги находилось озеро, слева виднелась река. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. |
1.2. Сложноподчинённое состоит из простых предложений, соединённых подчинительными союзами или союзными словами (что, который, так как, потому что, когда, откуда, где, если, поэтому, почему, так что, как, словно, хотя и др.). Одно простое предложение является главным, другое придаточным (зависящим от главного). Типы придаточных: изъяснительные (а), определительные, обстоятельственные (причины (в), времени, условия (г), места, цели, следствия (д), сравнения (е), меры и степени, уступки и т. д.). | 2.2. БСП со значением: а) дополнения; б) пояснения; в) причины. Этим предложениям синонимичны сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными (а, б), придаточными причины (в). |
а) [ Я знаю ], (что ты настоящий друг). б) Я оглянулся и увидел, что вокруг никого не было (придаточные изъяснительные). в) Они смеются, потому что счастливы (придаточное причины). | а) Я знаю: ты придёшь. б) Я оглянулся: вокруг никого не было. Я тебе точно скажу: у тебя есть талант. в) Печален я: со мною друга нет. |
Продолжение табл. 10
2.3. БСП со значением: г) времени, условия; д) следствия; е) сравнения; ж) противопоставления / быстрой смены событий. Эти БСП синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными времени, условия, следствия, сравнения. | |
Студент сдал экзамен, который был очень трудным (придаточное определительное). г) Когда закончится учебный год, мы будем путешествовать (придаточное времени). Если пойдёт дождь, придётся купить зонт (придаточное условия). Каждый хочет побывать там, где родился (придаточное места). Я приехал, чтобы сообщить тебе важную новость (придаточное цели). д) Они любят друг друга, поэтому их нельзя разлучить (придаточное следствия). е) Мы счастливы, как бывают счастливы только дети (придаточное сравнительное). Ребёнок вёл себя так, как было нужно. Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза (Булгаков) (придаточные меры и степени). На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошёл ещё вчера вечером (Сологуб) (придаточное уступки). | г) Придёшь домой – позвони. Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль. Тише едешь – дальше будешь. Увидишься с отцом – поговори с ним. д) Туристы ушли в поход – в лагере никого не осталось. Мелкий дождик сеет с утра – выйти невозможно. е) Молвит слово – соловей поет. ж) Семь раз отмерь – один раз отрежь. Труд человека кормит – лень портит. Не успел я моргнуть – мяч уже в воротах. Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов). |
Окончание табл. 10
3. Сложное предложение с разными видами связи |
3.1. Сочинительная и подчинительная связь: Когда Гаврила Иванович начинал говорить, густые брови у него поднимались и лоб покрывался тонкими морщинками (Мамин-Сибиряк). |
3.2. Бессоюзная и сочинительная связь: Крыша на нём [ флигеле ] ржавая, труба наполовину отвалилась, ступеньки у крыльца сгнили и провалились, а от штукатурки остались одни только следы (Чехов). Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса (Лермонтов). |
3.3. Подчинительная и бессоюзная связь: Чтобы сделать себя понятным, я начну издалека: я передам одно моё впечатление из Берлина (Пришвин). |
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Дайте письменные ответы на вопросы:
Что такое предложение?
Какие типы предложений выделяются в русском синтаксисе?
Какие существуют основания для выделения видов предложений?
Какие бывают предложения по цели высказывания?
Какие бывают предложения по числу грамматических основ?
Какие виды простых предложений выделяются в зависимости от состава грамматической основы?
Какие предложения называются распространёнными, а какие – нераспространёнными?
Какие виды сложных предложений Вы знаете?
2. Запомните значения терминов, составьте с ними предложения:
предложение
простое предложение
сложное предложение
двусоставное предложение
односоставное предложение
нераспространённое предложение
распространённое предложение
союзное сложное предложение
бессоюзное сложное предложение
сложное предложение с разными видами связи
3. Расскажите о сложном предложении. Предварительно составьте план ответа.
4.5. Лингвистика текста
Текст является единицей высшего уровня языковой системы – синтаксиса. Правила построения связного текста и его смысловые категории изучает лингвистика текста.
Лингвистика текста – направление лингвистики, которое исследует текст как целoстное образoвание, егo признаки (категории), закономерности построения и особенности функционирования языковых единиц в тексте.
Текст (от лат. textus ‘ткань, сплетение, соединение’) – объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, оснoвными свойствами которой являются связность, цельность, завершённость, членимость и др.
Признаки текста:
· членимость текста заключается в том, что текст состоит из предложений; не может быть текста, состоящего из одного предложения;
· смысловая целостность текста – это подчинённость всех предложений единой теме как смысловому ядру;
· завершённость текста обозначает, что текст любого размера – это относительно законченное высказывание;
· связность текста (когезия) – свойство элементов текста, характеризующее их связь с другими элементами текста.
Текст выступает универсальной формой коммуникации. Каждое предложение функционирует в акте общения как высказывание, определенным образом ориентированное на конкретный акт коммуникации. Функционированием языковых единиц занимается коммуникативный синтаксис. Исследователи коммуникативного синтаксиса отметили, что все содержание высказывания распадается на две части:
1) тема – это то, о чем говорится в предложении (данная, известная информация);
2) рема – это то, что о теме сообщается (новая информация, ради которой создаётся предложение).
Например, в высказывании Мальчик выпустил птицу сначала идет тема мальчик, а рема выпустил птицу заканчивает предложение.
Выделение в предложении темы (данной информации) и ремы (новой информации) называется актуальным членением предложения.
В неполных предложениях тема опускается из-за коммуникативной очевидности, а рема воспроизводится: Как зовут тебя, крошка? –
Ассоль … – Что у тебя в корзинке? – Лодочка (рема). Возможны, обычно в начале повествования, высказывания с нулевой темой. Выхожу на улицу (рема). Там (тема) дождь (рема). Актуальное членение в равной мере свойственно и простому, и сложному предложению, например: Я знаю (тема), что поезд опоздал (рема) и в других коммуникативных условиях Что поезд опоздал (тема), я знаю (рема).
Средства выражения актуального членения – изменение обычного, прямого порядка слов, употребление частиц, в устной речи – интонация, паузы. Для сложного предложения средство выражения актуального членения – это расположение частей по отношению друг к другу в тех случаях, когда это не изменяет предложение в целом. Актуальное членение является средством включения конкретного высказывания в текст. Связность как текстовая категория отражает переход ремы в тему, соединение и изменение статуса информации в тексте. Например: Жили-были старик да старуха (рема). У них (тема) была дочка Аленушка да сынок Иванушка.
Текст – это совокупность ряда предложений (высказываний), имеющая законченный смысл. Текст представляет собой единство, связанное единой гипертемой и гиперремой.
Гипертема – это тема, которая является базовой для всех тем данного текста. Ср.: Впереди (тема) был обрыв, справа (тема) – пропасть, слева (тема) – каменная стена. Гипертема этого текста – территориальное пространство. Гиперрема – это базовая рема по отношению ко всем ремам текста, для названного текста гиперрема – наличие / присутствие чего-либо.
Возможно характеризовать текст путем определения в нем вида тематической прогрессии и выявления рематической доминанты.
Тематическая прогрессия – это темы текста, представленные как совокупность. В зависимости от того, как соотносятся темы внутри прогрессии, выделяются следующие типы тематической прогрессии: константная, производная, линейная.
1. Константная тематическая прогрессия наблюдается в том случае, если тема первого предложения равна теме второго предложения: Я иду. Я пою. Я счастлив.
2. Производная тематическая прогрессия наблюдается в том случае, если темы прогрессии соотносятся каким-либо образом:
Зима не за горами. Зимние заботы одолевают. Зимовать на севере – это серьезно. Между элементами производной тематической прогрессии часто наблюдаются отношения общего и частного: Все фрукты были сложены на стол. Апельсины лежали в центре. Яблоки краснели рядом. Грозди винограда отливали глянцевитой чернотой.
3. Линейная тематическая прогрессия наблюдается в том случае, если тема второго предложения является ремой первого предложения: Я купил книгу. Книга была очень интересной. Интересна она оказалась по нескольким причинам…
В зависимости от характера преобладающих в тексте рем выделяются типы рематических доминант.
1. Предметная (статуальная) доминанта – это преобладание в тексте рем, обозначающих наличие, присутствие каких-либо предметов: Я огляделся. Посреди комнаты стоял стол. Он был обставлен стульями. В углу высился старинный буфет, на полу лежал персидский ковер, на стенах висело несколько картин.
2. Акциональная доминанта – это преобладание в тексте рем, обозначающих активные действия: При виде медведя одни бросились к палаткам, другие полезли на деревья, брат кинулся к машине.
3. Качественная доминанта – это преобладание в тексте рем, обозначающих характеристики предметов, лиц, явлений и т. д.: Дом был какой-то приземистый, плотный, под стать ему был и хозяин. Плечи у него были круглые, шеи почти не было, цвет лица он имел розовый, почти красный.
4. Импрессивная доминанта – это преобладание в тексте рем, обозначающих человеческие чувства, эмоции: Меня переполняли чувства. Душу захлестывала радость. Сердце было наполнено любовью. Ко всем. К знакомым и незнакомым. Я улыбался и почти смеялся.
Тексты могут быть охарактеризованы по типу тематической прогрессии и рематической доминанты, а также по расположению событий в одном из трех возможных пространств: территориальном пространстве, временном пространстве, в пространстве логических отношений.
Исходя из этого, выделяются функционально-смысловые типы текста: описание, повествование и рассуждение.
Описание – это текст, в котором высказывания имеют общую гипертему, а ремы представляют различные свойства описываемых объектов или события, с ними происходящие. Иными словами, описание – это представление совокупности событий, расположенных в разных точках единого территориального пространства. Характерная черта описания – одновременность или вневременность описываемого: На левой руке продавца сидит маленький фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза – из литого стекла (А. Куприн).
Повествование – это текст, в котором при наличии общей гипертемы высказывания передают информацию о смене событий или состояний во времени. Иными словами, повествование – это последовательное представление событий, находящихся в разных точках временного пространства: Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, потерев колено, начал ножом вырезать куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом – лоб, потом – глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (А. Толстой).
Рассуждение – это текст с общей гипертемой, в котором высказывания связаны отношениями логической зависимости. Иными словами, рассуждение – это представление событий или объектов характеризации как элементов пространства логических отношений, например: Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Всё прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д’АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.
В речевой практике разные типы текста (речи) часто сочетаются друг с другом, и в этом случае называется ведущий тип и элементы другого, например «рассуждение с элементами описания».
Методические указания
Для работы с разделом «Лингвистика текста» необходимо ознакомиться с рядом понятий: текст, признаки текста, актуальное членение, тема и рема высказывания, тематическая прогрессия (линейная, производная, константная); и рематическая доминанта (предметная (статуальная), акциональная, качественная, импрессивная), тип текста (описание, повествование, рассуждение). На этой основе предполагается выработка умений анализировать текст по характеру тематической прогрессии и рематической доминанты, а также умения создавать тексты с заданными текстовыми характеристиками.
Анализ текста рекомендуется производить по следующей схеме:
1) найдите в каждом предложении текста тему и рему;
2) определите характер тематической прогрессии (линейная, производная, константная);
3) назовите характер рематической доминанты (предметная (статуальная), акциональная, качественная, импрессивная);
4) определите тип текста (описание, повествование, рассуждение).
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Ответьте на вопросы
Что изучает лингвистика текста?
Что такое актуальное членение предложения?
Что называется темой и ремой?
Каковы основные признаки текста?
Какие типы текстов Вы знаете?
Что такое гипертема?
Какое определение Вы можете дать тематической прогрессии?
Что такое рематическая доминанта?
2. Вставьте в предложения пропущенные слова.
Слова для справок: качественный, статуальный (предметный), акциональный, импрессивный, тема, рема.
___________________ – это то, о чем говорится в предложении (данная, известная информация).
____________________ – это то, что о теме сообщается (новая информация, ради которой создаётся предложение).
Преобладание в тексте рем, обозначающих активные действия, называется ___________________ рематической доминантой.
Преобладание в тексте рем, обозначающих характеристики предметов, лиц, явлений и т. д., получило название ____________________ рематическая доминанта.
П реобладание в тексте рем, обозначающих человеческие чувства, эмоции, – это ____________________ рематическая доминанта.
Преобладание в тексте рем, обозначающих наличие, присутствие чего-либо, называется __________________ рематической доминантой.
3. Продолжите предложения
Лингвистика текста – это …
Признаками текста являются …
Темой высказывания называется …
Рема высказывания – это …
Выделяются следующие типы рематической доминанты: …
По расположению событий в одном из трех возможных пространств: территориальном пространстве, временном пространстве, в пространстве логических отношений – выделяются следующие типы текстов: …
4. Запомните значения терминов, запишите с ними предложения:
актуальное членение
тема высказывания
рема высказывания
Тематическая прогрессия
константная тематическая прогрессия
производная тематическая прогрессия
линейная тематическая прогрессия
рематическая доминанта
статуальная (предметная) рематическая доминанта
акциональная рематическая доминанта
качественная рематическая доминанта
импрессивная рематическая доминанта
Тип текста
описание
повествование
рассуждение
5. Произведите анализ текста по следующей схеме: 1) найдите в каждом предложении текста тему и рему; 2) определите характер тематической прогрессии (линейная, производная, константная); 3) назовите характер рематической доминанты (статуальная (предметная), акциональная, качественная, импрессивная).
Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают в нас.
Так иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.
(А.С. Пушкин)
6. Определите тип текста (описание, повествование, рассуждение).
(А) Всё спало вокруг. Во всех окнах было темно. Ничто не нарушало тишины. Лошади стояли неподвижно. Даже собака – и та спала, свернувшись клубком у порога.
(Б) К полудню на горизонте появилось тучка. Потом она стала увеличиваться и чернеть. Не прошло и часа, как всё вокруг потемнело, подул резкий ветер и гроза началась.
(В) Человеческому организму для нормальной жизнедеятельности нужны витамины, минералы и солнечный свет. Первые и вторые содержатся только в летних овощах и фруктах, солнца у нас на севере зимой тоже явно мало. Следовательно, витамины, минеральные добавки и кварцевание – удел северян.
Заключение
Итак, русский язык располагает следующим набором единиц, изучаемых в грамматике: морфема, словоформа, словосочетание, простое предложение, сложное предложение, текст (сложное синтаксическое целое).
Синтаксический уровень языка имеет иерархическую организацию: словоформа служит единицей для построения словосочетания и предложения; из словоформ, словосочетаний, предложений строится сложное предложение; простые и сложные предложения составляют текст.
Методические рекомендации. Для аудиторной и самостоятельной работы, а также для самоконтроля предназначены предтекстовые и послетекстовые задания, сопровождающие изложенный в
|
|